RUS | RUS | ENG || ДонНТУ > Портал магистров ДонНТУ
Магистр ДонНТУ Кузьмина Виктория Ивановна

Кузьмина Виктория Ивановна

Факультет экономики
Специальность: Экономика предприятия (специальность: горная промышленность)

Тема выпускной работы:

Социальное управление угледобывающим предприятием

Научный руководитель: Лысяков Владимир Филиппович


Материалы по теме выпускной работы: Об авторе | Библиотека | Ссылки | Отчет о поиске | | Индивидуальный раздел

Реферат по теме выпускной работы


Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью эффективного социального управления угледобывающим предприятием, а также проведение необходимых методов мотивации работников, с целью повышения производительности труда. Социальное развитие предприятия связано с необходимостью создания благоприятных условий деятельности работников. Особое значение оно приобретает в периоды наращивания объемов промышленной продукции, которая должна быть конкурентоспособной. Известно, что финансовую основу социального развития промышленного предприятия создают результаты производственно-хозяйственной деятельности, которая осуществляется работниками. Поэтому важными есть условия хозяйствования, как внешние для предприятия, так и внутренние, что созданные на предприятии. Промышленное предприятие представляет открытую социально-экономическую систему, которая активно взаимодействует с внешней средой и состоит из экономической и социальной подсистем. Экономическая подсистема является материальной основой для развития социальной подсистемы, которая, в свою очередь, формирует условия для достижения целей деятельности и развития предприятия. Социальная подсистема должна обеспечивать персонал всем необходимым для реализации профессиональной деятельности, направленной на качественный конечный результат. Это есть важным и актуальным в новых условиях хозяйствования, которое обусловлено усовершенствованием рыночных отношений в промышленном производстве.


Вопросами управления социальным развитием занимались разные отечественные и зарубежные ученые-экономисты, такие как: В. Адамчук, А. Амоша, О. Анненкова, В. Асеев, Д. Богиня, Н. Волгин, И. Ворожейкин, В. Герчиков, О. Гришнова, В. Гринёва, В. Золотогоров, Д.Керимов, А. Кибанов, А. Колот, Э. Либанова, П. Лузан, В. Нижник, М. Новикова, О. Новикова, Ю.Одегов, Л. Олесневич, В. Подмарков, М. Пул, О. Ромашов, В. Савченко, Г. Слезингер, Ж. Тощенко,М. Уорнер, С. Фролов, С. Шекшня, Г. Щекин и др. Тем не менее, в научных работах большинства указанных авторов социальное развитие рассматривалось в условиях административно-командного управления и было направленно, прежде всего, на укрепление производственной базы, а не на создание таких условий, за которые работники предприятия полностью могут реализовать свои потенциальные возможности. Современная теория и практика управления социальным развитием промышленных предприятий не обеспечены соответствующей методической базой для создания привлекательных условий деятельности квалифицированных и трудоспособных кадров, которые могут обеспечить достижение определенных целей и решение сложных производственных задач в новых условиях хозяйствования. Не существует единого методического подхода к управлению социальным развитием промышленного предприятия с учетом приоритетности человеческого фактора как главного в обеспечении гармонического функционирования предприятия в виде социально-экономической системы в современных условиях развития промышленного производства.


Целью работы является усовершенствование методики определения показателей материального стимулирования работников на основных производственных процессах в зависимости от напряженности работы, полноты использования машин и оборудования на рабочих местах.

Основные задачи магистерской работы:

  • выполнить критический анализ литературных источников по вопросам теоретических основ и современного состояния социального управления предприятием;
  • проанализировать состояние оплаты труда и материального поощрения работников угольных предприятий, их зависимости от технико-экономических показателей предприятия;
  • усовершенствовать методику определения экономически обоснованных показателей материального поощрения работников на основных процессах угледобычи в зависимости от улучшения технико-экономических показателей работы предприятия и участков;
  • провести апробация усовершенствованной методики в условиях конкретной угольной шахты.

    Объектом исследования является социальное управление ГП «Артемуголь» СП ш-та им. А.И.Гаевого.

    Предметом исследования являются теоретико-методические подходы управления социальным развитием промышленных предприятий.

    Методология и методы исследования. Методологической основой магистерской работы являются фундаментальные исследования отечественных и зарубежных ученых в области теории и практики социального управления предприятием, экономического анализа. Исследования выполнены с использованием методов системного анализа, элементов статистики, методов экспертных оценок, фактического материала о деятельности угольной шахты.

    Научная новизна на данный момент не установлена, т.к. работа не завершена и находиться на стадии разработки.


    Основное содержание работы

    В первой главе – «Анализ современного состояния социального управления предприятием» рассмотрены следующие разделы:

    1. Правовые основы формирования и обеспечение эффективной социальной политики государства

    Социальная политика государства - это стратегическое социально-экономическое направление развития общества. Она представляет собой систему управленческих, организационных, регулирующих действий и мероприятий, направленных, прежде всего на содействие целенаправленной деятельности граждан, их всестороннему развитию, обеспечению соответствующего уровня их жизни и работы, их социальной защиты.

    Главная цель социальной политики - повышение уровня и качества жизни граждан Украины на основе стимулирования трудовой и хозяйственной активности населения, предоставление каждому трудоспособному человеку возможностей, которые разрешают своей работой и предприимчивостью обеспечивать благосостояние семьи [1, с. 77-80].

    Политика социального государства направленная на создание условий, которые обеспечивают достойную жизнь и свободное развитие человека. Этим определяется то, что экономика должна быть нацелена на удовлетворение материальных, социальных и духовных потребностей индивида.

    Социальная ориентация экономики определяется, прежде всего в подчинении производства потребителю, удовлетворении социальных нужд населения и стимулировании этих нужд. Кроме того, она предусматривает необходимое перераспределение доходов между более обеспеченными и менее обеспеченными слоями населения, накопление в бюджетах разных уровней и других фондов средств для предоставления населению социальных услуг и социальных гарантий. Степень удовлетворения нужд человека, разных слоев общества является основным критерием экономической эффективности. На общественные нужды влияют объем и структура производства, численность населения и его состав по возрасту и полом людей; его социальная структура и культурный уровень; климатические, географическое и национально-историческое условия жизни; изменения физиологических особенностей человека [2, с. 276]. Приоритетами социальной политики есть создания условий для обеспечения достаточного жизненного уровня населения, развития трудового потенциала, народонаселение, формирование среднего класса, недопущение чрезмерной дифференциации населения за уровнем доходов, предоставление адресной поддержки незащищенным слоям населения, всестороннего развития культуры, улучшение здравоохранения населения.

    В январе 1998 года Верховной Радой Украины принят закон «Основы законодательства Украины об общеобязательном государственном социальном страховании», которым предусмотрена разработка и принятие следующих законов по таким видам общеобязательного государственного социального страхования:

  • пенсионное страхование;
  • страхование в связи со временной потерей трудоспособности;
  • медицинское страхование;
  • страхование от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, которое служит причиной потери трудоспособности;
  • страхование на случай безработицы;
  • другие виды страхования, предусмотренные законами Украины.

    В сентябре 1999 года принят Закон Украины «Об общеобязательном государственном страховании от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, которые служит причиной потери трудоспособности». Этот Закон, соответственно Конституции Украины и Основ законодательства Украины об общеобязательном государственном социальном страховании, определяет правовую основу, экономический механизм и организационную структуру общеобязательного государственного страхования граждан от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, которые привели к потере трудоспособности или гибели застрахованных на производстве. Страхование от несчастного случая является самостоятельным видом общеобязательного государственного социального страхования, с помощью которого осуществляется социальная защита, охрана жизни и здоровье граждан в процессе их трудовой деятельности.

    В марте 2000 года принят Закон Украины «Об общеобязательном государственном социальном страховании на случай безработицы», который определяет правовые, финансовые и организационные основы общеобязательного государственного социального страхования на случай безработицы. В июле 2003 года принят Закон Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании». Этот Закон, разработанный соответственно Конституции Украины и Основ законодательства Украины об общеобязательном государственном социальном страховании, определяет принципы, основы и механизм функционирования системы общеобязательного государственного пенсионного страхования, назначение перерасчета и выплаты пенсий, предоставление социальных услуг по средствам Пенсионного фонда, которые формируются за счет страховых взносов работодателей, бюджетных и других источников, предусмотренных этим Законодательством, а также регулирует порядок формирования Накопительного пенсионного фонда и финансирование за счет его средств расходов на оплату договоров страхование пожизненных пенсий или одноразовых выплат застрахованным лицам, членам их семей и другим лицам, предусмотренным этим Законом. Изменение условий и норм общеобязательного государственного пенсионного страхования осуществляется исключительно путем внесения изменений в этот Закон [3, с. 198-203].

    2 сентября 2008 года был подписан закон, который касается поддержки угольной области и социального обеспечения шахтеров. Речь идет о Законах Украины: «О повышении престижности шахтерской работы»; «О внесении изменений в Закон «О Госбюджете Украины на 2008 год» и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины» (относительно поддержки угольной области) - он предусматривает увеличение финансирования области на 568 млн. грн.; а также «О внесении изменений в статью 4 Закона «О налоге из доходов физических лиц» (относительно уточнения категорий лиц, которым установленные льготы по безвозмездному предоставлению угля). В Украине финансирование социальных услуг и материального обеспечения осуществляется за счет таких фондов:

  • пенсионного фонда;
  • фонда социального страхования в связи временной нетрудоспособностью;
  • фонда социального страхования от несчастных случаев;
  • фонда общеобязательного государственного социального страхования на случай безработицы.

    Средства фондов социального страхования тратятся на выплату пенсий и допомог, возмещение вреда здоровью работника в связи с несчастным случаем и профессиональным заболеванием на производстве, компенсацией заработка и материальную помощь работнику на случай безработицы, на проведение оздоровительной работы, санаторное-курортное обслуживание. Сегодня в Украине распределение страховых взносов к фондам социального страхования имеет такой вид (рисунок.1.1) [4 , с. 188].

    количество кадров:6;
количество повторений:6;
анимация выполнена в GifAnimator.

    Рис. 1.1 - Распределение страховых взносов в фонды социального страхования (количество кадров: 6; количество повтоений: 6; анимация выполнена в GifAnimator)

    1. фонд пенсионного страхования;
    2. фонд социального страхования от несчастных случаев на производстве;
    3. фонд социальное страхование на случай безработицы;
    4. фонд социального страхования в связи со временной потерей трудоспособности.

    В нашем государстве нормативно-правовая база социального страхования громоздкая и несовершенная. Большое количество законов и нормативных актов определяют широкий круг разных льгот для граждан. Вместе с тем размер социальных выплат и пенсионного обеспечения для разных категорий населения существенно колеблется, т.е. нынешняя система углубляет социальную проблему неровности и выполняет отдельных присущих их функций.

    2. Правовое регулирование относительно функционирования системы социального партнерства в Украине

    Радикальные превращения в экономике порождают принципиально новые отношения в сфере труда. В условиях, когда рядом с государством с каждым годом появляется все больше коллективных и индивидуальных собственников, трудовые отношения все больше освобождаются от жестокого государственного регулирования. Чтобы защитить труду права человека в условиях рыночной экономики, необходимая разветвленная и эффективно действующая система коллективных переговоров. Именно поэтому в Украине большое внимание отводится развитию социального партнерства.

    Социальное партнерство представляет собой такой тип и систему отношений между работодателями и работниками, за которые в пределах социального мира обеспечивается согласование их социально-трудовых отношений. Функционирование системы социального партнерства осуществляется на трехсторонний (трипартизм) сотрудничества союза предпринимателей (предпринимателей), т.е. работодателей, профсоюзов и органов государственной власти. Гарантией эффективного функционирования механизма социального партнерства есть четкое определение интересов каждой с трех основных социальных сил общества, умное распределение ролей и ответственности за определение и реализацию общей социально-экономической политики.

    Цель социального партнерства заключается в стремлении государства, работодателей и нанимаемых работников достичь общего блага в обществе через повышение производительности работы, развитие научно-технического прогресса, увеличение валового национального продукта, повышение уровня жизни. В Украине система социального партнерства охватывает: сферу действия, содержание коллективных договоров и соглашений, стороны переговоров и их полномочия, периодичность переговоров и процедуры решения конфликтов.

    Во время ведения коллективных переговоров, составление договоров и соглашений, взаимных консультаций и контроля, а также решение коллективных споров необходимо принимать во внимание, кроме общих принципов всей системы социального партнерства, некоторые специфические. Система социального партнерства должна представлять собой взаимосвязанный и согласованный механизм функционирования разных видов соглашений и коллективных договоров, которые обеспечивают надежные гарантии и эффективное регулирование заработной платы [3. c. 283]. Система социального партнерства в нашем государстве начала составляться соответственно Кодексу законов о работе в Украине, Конституции Украины, Законами Украины «О коллективных договорах и соглашениях» и «О предприятиях в Украине» (этот закон сейчас бездействует), Указом Президента Украины «О Национальном совете социального партнерства». Позднее были принятые Хозяйственный Кодекс Украины, Закон Украины “О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности». Также большое влияние на развитие социального партнерства имеют положение и рекомендации МОТ и другие законы и нормативные правовые акты, которые регулируют трудовое отношения [5, с. 85-88 ].

    Большую роль в развитии социального партнерства играет Закон Украины “О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности”. Это объясняется тем, что функционирование социального партнерства осуществляется на трехсторонний (трипартизм) сотрудничества союза предприятий (предпринимателей), т.е. работодателей, профсоюзов и органов государственной власти. Профсоюзные организации на предприятиях представляют интересы своих членов и защищают их труду, социально-экономических права и интересы. Этот Закон определяет особенности правового регулирования, основы создания, права и гарантии деятельности профессиональных союзов [6, с. 931-945].

    Таким образом на основе социального партнерства достигается взаимодействие трех основных компонентов - это государство, работодатель (предприятие) и наемные работники. Поэтому рассмотрим следующую составляющую этой системы, а именно социальное управление предприятием.

    3. Современная система социальной защиты и социальной обеспеченности трудовых ресурсов на горных предприятиях

    Рабочие на всех предприятиях Украины, особенно на угледобывающих предприятиях через особенности производства, должны быть социально защищенные. Приведем ниже права социальной защиты и социальной обеспеченности рабочих на мікрорівні. Основное право гражданина Украины - это право на работу, т.е. на получение работы с оплатой работы не ниже установленного государством минимального размера, включая право на свободный выбор профессии, рода занятий и работы, обеспечивается государством. Администрация угледобывающих предприятий Украины несет ответственность за организацию финансово-хозяйственной деятельности коллектива, реализацию на основе полученной прибыли социальных и экономических интересов трудового коллектива в порядке, предусмотренной действующим законодательством.

    Социальная защита — необходимый элемент любого развитого государства. Социальная защита обеспечивается государством путем установления основных социальных гарантий, механизма их реализации и функций предоставления социальной поддержки. Социальная защита населения обеспечивается также предприятиями или предпринимателями и непосредственно наемными работниками через свои профсоюзные организации [7].

    Социальная работа – многолика и выражается в различных сферах жизнедеятельности человека, в т.ч. и в сфере социально-трудовых отношений. Поэтому роль социального работника важна также и на производстве в решение социально-психологических и социально-экономических проблем коллектива предприятия в процессе формирования новых типов взаимоотношений между государством, работодателем и работником.

    В настоящее время важно не «давать» человеку те или иные блага, а создавать благоприятные условия для того, чтобы трудоспособный человек, реализуя свои способности, достигал высоких трудовых показателей, которым должен соответствовать высокий доход – тем самым человек будет иметь возможность улучшать условия своей жизни и обеспечить достойным уровнем жизни свою семью. И роль работодателя (администрации предприятия) здесь заключается в создании таких материальных, организационных, экологических и психологических условий участия человека в производстве, которые бы обеспечили снижение физического и морально-психологического износа человеческого организма, продление трудоспособного возраста, повышение качества жизни, а также возможности повышения и роста карьеры. Все это благоприятно воздействует на морально-психологическое состояние индивида, способствует повышению тонуса его жизни, стимулирует его активность к дальнейшим действиям по самозащите и самообеспечению.

    Поэтому для целенаправленного управления разработкой и применением эффективной системы стимулирования трудовой и социальной активности работников, а также системы их социальной защиты в структуре органов управления предприятием должны существовать специальные подразделения. Если главным на уровне государства в нынешней ситуации является усиление социальной защиты от снижения жизненного уровня трудящихся и от безработицы, то на конкретном предприятии это забота об условиях и содержании труда, организации и системе социальной защиты работников на этом предприятии [8].

    Работники шахт реализуют право на работу путем составления трудового договора о работе на предприятии. Работники имеют право на отдых соответственно законам об ограничение рабочего дня и рабочей недели и о ежегодных оплачиваемых отпусках, праве на здоровые и безопасные условия работы, на объединение в профессиональные союзы и на разрешение коллективных трудовых конфликтов в установленном законом порядке, на участие в управлении предприятием, учреждением, организацией, на материальное обеспечение в порядке социального страхования в старосте, а также в случае болезни, полной или частичной потери трудоспособности, на материальную помощь в случая безработицы, на право обращения в суд для разрешения трудовых споров независимо от характера выполняемой работы или занимаемой должности и другие права, установленные законодательством.

    Большую роль в системе социальной защиты и социальной обеспеченности рабочих на предприятиях играет социальное партнерство. В данное время предприятия Украины и особенно горнодобывающие предприятия продолжают разрушаться. В этих условиях наемные работники и работодатели едва ли смогут договориться. Работодателям коллективные договоры не нужны, в то время как рабочие, через страх утратить рабочее место, опасаются открыто заявлять о своих требованиях. Социальное партнерство, как особый механизм регулирования социально-трудовых отношений между работниками и работодателями, припускает наличие равных по силе сторон. Равных не в содержании своего социально-экономического положения, а в содержании возможности противостоять другой стороне в случае возникновения конфликта. А в последнее время конфликтов стало возникать очень много.

    Каждое предприятие владеет такими основными видами ресурсов, как материальные, финансовые и человеческие. По моему мнению, ключевая роль принадлежит именно человеческим. Одним из важнейших задач организации работы есть создания надлежащих условий для спокойной, ритмической, продуктивной работы индивидов и коллективов для раскрытия и развития способностей, творческого потенциала. Такие условия надо планировать. организовывать, создавать, вкладывая значительные средства и материальные ресурсы. Однако эти затраты могут оказаться напрасными, если люди не будут работать с полной отдачей. Поэтому для более продуктивной работы необходимое мотивирование работы рабочего.

    Выводы по разделу 1:

    Социальная политика является неотъемлемым элементом государства, одной из первых признаков цивилизованного общества. Она предусматривает политические программы в сфере занятости и безработицу, здравоохранения, образования и обучение; определяет распределение расходов государства; обеспечивает создание системы социальных гарантий, упорядочение льгот; влияет на общую ситуацию в Украине и жизненный уровень населения; охватывает все проблемы как макро-, так и микроэкономического уровня. Но система социальной защиты в Украине нуждается в коренной реформе. Отдельные усовершенствования не способны решить эту важную и сложную проблему. Необходимость и правовые основания демократических основ защиты граждан требуют, чтобы социальная политика государства приобретала характер органической составляющей экономических реформ и осуществлялась в соответствии с мировыми процессами.

    Законодательная база системы социального партнерства немалая. Она представлена Конституцией Украины, Хозяйственным кодексом Украины, Законами Украины «О коллективных договорах и соглашениях», «О профсоюзах, их правах и гарантиях деятельности», Указом Президента Украины «О Национальном совете социального партнерства», другими законами и нормативно-правовыми актами, которые регулируют социально-трудовое отношения, а также положениями и рекомендациями Международной Организации Работы. Но это не означает, что она есть эффективной. Существует целый ряд проблем, которые необходимо решить и как можно быстрее.

    Система социальной защиты и социальной обеспеченности трудовых ресурсов на микроравные немалая. И не последнюю роль у нее играет социальное партнерство. Но к сожалению она не является эффективной. Существует целый ряд проблем, которые необходимо решить и как можно быстрее. В последнее время роль профсоюзов, которые представляют интересы наемных работников, сведенная к минимуму. При решении важных вопросов о деятельности предприятия профсоюза участия не принимают. Управление предприятиями в Украине принадлежит не его трудовому коллективу, а владельцу, который отрицательно обозначается на системе социальной защиты и социальной обеспеченности рабочих.

    На данном этапе работа над магистерской работой незакончена, в следующей главе «Исследование направлений усовершенствования социального управления на угольных предприятиях» планируется рассмотреть вопросы связанные с мотивацией и стимулирование работников, проанализировать использование фонда заработной платы и установить зависимость производственных показателей от уровня оплаты труда, а также усовершенствование методики определения экономического обоснования показателей поощрения работников.

    В последней главе «Апробация усовершенствованной методики определения экономично обоснованных показателей материального поощрения работников на основных процессах угледобычи» будут определены мероприятия по повышению технико-экономической работы предприятия.

    ПЕРЕЧЕНЬ ССЫЛОК

    1. Куценко В. Социально-экономическая модификация в контексте построения социального государства в Украине // Экономика Украины. - 2004. - №11. - С. 77-80;-
    2. Завіновська Г.Т. Экономика труда: навч. Пособие. - К.: КНЕУ, 2000. - 344 с.;
    3. Стеблий Г. Формирование социально ориентированной рыночной экономики // Региональная экономика. - 2003. - №2. - С. 192-194;
    4. Клівіденко Л.М. Перспективы развития социального страхования населения // Региональные перспективы 2003 - № 2-3. - С. 188-191;
    5. Новиков В. Социальное партнерство: пути становления и развития // Экономика Украины. - 2001. - №4. - С 85-88;
    6. О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности: Закон Украины // Официальный вестник Украины. - 1999. - №38. - С. 931-945;
    7. http://shara.org.ua/referats/ru/show/20908

      Совершенствование работы по социальной защите работающих

    8. http://www.spf.bsu.ru/main.php?go=pubs.php&stat=0073

      Социальная защита трудового коллектива на предприятии

      Автор статьи: Ерженина М.В.

    9. http:/http://www.upravlenie24.ru/sozialmanagment.htm

      Социальное управление. Менеджмент

    10. http:http://vasilievaa.narod.ru/ptpu/20_2_97.htm

      Социальное управление как система

      Автор статьи: Щекин Г.


    ДонНТУ > Портал магистров ДонНТУ || Об авторе | Библиотека | Ссылки | Отчет о поиске | | Индивидуальный раздел