Викас Байай и Сомини Сенгупта

Статья из газеты "Нью Йорк Таймс"

Перевод Ментель А.Ю.

4 мая 2009 г.

Внезапный инвестиционный «голод» в Индии

Гургаон, Индия. Сумит Сапра – член этого честолюбивого, нетерпеливого поколения молодых индийцев, которые пришли на гребне глобализации экономики. За последние пять лет он трижды сменил работу, приумножив свое жалованье вчетверо на протяжении пути. Даже получив удовлетворение от своей должности, он продолжал отправлять свои резюме по электронной почте на случай того, что могут прийти лучшие предложения. За три года он сменил три автомобиля, каждый раз повышая отметку роскоши. Для веселых прогулок по выходным дням он купил мотоцикл.

Последняя и наиболее высоко оплачиваемая работа господина Сапра была в индийской штаб-квартире финансового подразделения Дженерал Электрик, на которой он занимался инвестированием западных денежных средств в индийские энергетические проекты. Но в декабре прошлого года иностранные инвестиции прекратились и господин Сапра, обладатель престижного диплома, был уволен. «Ранее этих денег хватало на несколько проектов», – сказал 30-летний господин Сапра по поводу измнений, которые, казалось бы, произошли буквально за одну ночь. – «Теперь же все изменилось».

Не так давно индийские лидеры предсказывали, что эта страна практически не пострадает от глобального экономического кризиса. Сейчас же становиться ясно, что взгляд был слишком оптимистичен, особенно в этом городе к югу от Нью Дели, который раньше был символом индийского экономического подъема.

Всего несколько лет назад строительные площадки здесь гудели 24 часа подряд, а строительные бригады, работающие всю ночь, питались в маленьких вагончиках во время перерывов. Сейчас рынок недвижимости пришел в упадок. Некогда преуспевающий рынок искусства наметил тенденцию к замедлению темпов роста. А профессионалы с хорошим образованием, подобно Сумиту Сапре, безработные или вынуждены находиться в бесплатных отпусках для того, чтобы не потерять свое рабочее место.

Феноменальный рост индийской экономики последних пяти лет был усилен крупными вливаниями инвестиций. Инвестиции насчитывали около 39% ВВП страны в 2008 году, увеличив этот показатель на 25% за 5 лет. Находясь на своем пике, более трети инвестиций поступило из-за границы благодаря Кредитному Соглашению. Но за последний квартал 2008 года иностранные ссуды и прямые инвестиции сократились практически на треть до их минимального уровня за последние два года.

В недавнем сообщении Международный Валютный Фонд заявил, что индийские компании оказались из числа наиболее уязвимых во всем мире после американских, так как вели агрессивную политику займа во время экономического подъема. Согласно данным Moody о кредитных рейтингах компаний, в недавнем докладе МВФ оценивается, что дефолт среди нефинансовых юго-азиатских компаний может достигнуть 20% в отчетном году в сравнении с 4,2% годом ранее. (Ожидается, что среди американских фирм дефолт по кредитам достигнет 23%.)

Снижение объемов иностранных инвестиций особенно заметно отразилось на таких секторах экономики, как недвижимость, промышленность, инфраструктура и даже искусство, которое было подкреплено спросом от глобализации нуворишами здесь и за рубежом. В последнем квартале 2008 года темпы роста экономики упали до 5,3%, достигнув самого низкого значения за 5 лет. В то время как потребительский спрос, особенно в сельской местности, сохранил экономический подъем, резкое снижение потоков иностранных фондов ужесточит необходимый рост государственной экономики в достаточной мере для подавления бедности среди миллионов людей. «Если Индия хочет вернуться к темпу прироста 8-9 процентов в год, то частные инвестиции и низкая стоимость капитала существенны», - говорит Йахангир Азиз, главный экономист Индии в JPMorgan Chase.

Индийские политики полагают, что экономический рост государства достигнет 6 % в грядущем году, но МВФ прогнозирует рост на уровне 4,5%. Для того, чтобы помочь заполнить недостаток иностранных инвестиций, правительство расходует больше на инфраструктуру и социальные программы. Резервный банк Индии, Центральный банк Индии резко снизили свои эталонные процентные ставки, но стоимость частных ссуд в большинстве своем не упала.

После мучительного 58-ми процентного падения на индийском фондовом рынке в прошлом году, рынок вырос а 42% с уровня марта этого года и некоторые иностранные капиталы начали поступать в акции. Экономисты, подобно господину Азизу, утверждают, что правительство должно сделать гораздо больше, хотя некоторые ожидают больших мероприятий с приходом нового правительства после выборов в мае или начале июня. В то же время, деятельность в Гургаоне резко замедлилась. Недалеко от шоссе из Нью Дели, гигантская дыра в земле, где находится страна крупнейших разработчиков – DLF запланировал построить крупнейший национальный торговый центр, метко названный “Mall of India”. Представители DLF заявляют, что они могут уменьшить размер торгового центра и добавить офисные помещения взамен запланированным торговым площадям. v Во время экономического подъема DLF построил много первых проектов, которые преобразовали Гургаон из спящих деревень в обширный город, который стал домом для таких компаний, как Ericsson и IBM. DLF обратился к таким иностранным кредиторам и инвесторам как D. E. Shaw, Нью-Йоркской инвестиционной фирме, так как они предоставляют деньги “по более низким процентным ставкам и в больших количествах”, – сказал Раджеев Талвар, исполнительный директор DLF в Нью Дели. “Сегодня у вас нет другого выбора, кроме как пойти в индийские банки”.

Внутренние кредиторы стали более неохотно предоставлять кредиты, а процентные ставки, которые они предлагают, сделали проекты неосуществимыми. На прошлой неделе DLF сообщила, что ее прибыль упала на 92 % за первые три месяца этого года. Субподрядчик, Сунил Кумар Верма, который поставляет мраморные полы для строительств в Гургаоне, говорит, что дела были настолько плохи, что половина из 40 его рабочих вернулись домой в Бихар, бедный восточный штат, где для них была лишь небольшая работа. “Все, что они могут делать – это сидеть, есть и спать”, – сказал господин Верма.

На рынке труда появилась еще одна жертва. Не так давно крупные суммы денег преследовали небольшое число квалифицированных специалистов, оклады росли. Теперь же все иначе, как сказал господин Сапра, бывший работник Дженерал Электрик. Он занимался поиском работы на протяжении нескольких месяцев и только месяц назад получил ответ от нескольких потенциальных работодателей. Как и многие его ровесники, он говорит, что с большим предпочтением будет работать на менее высокооплачиваемой работе, чем раньше, не смотря на то, что он получил степень магистра в престижном индийском Институте менеджмента. В старые добрые времена он вложил часть своих денег в недвижимость. Теперь же он скорее предпочтет не интересоваться делами своих акций, так как это только введет его в депрессию.

Случай господина Сапра не единичный. За исключением небольшого числа вопросов таких, как цены на продукты питания, политики не тратили много времени на разговоры об экономике в этом предвыборном сезоне. Аджай Шах, экономист и журналист, сказал, что задача следующего правительства будет заключаться в том, чтобы разбудить «животный дух» в частном секторе путем устранения ограничений в отношении инвестиций, ослабления финансового давления и сдачи денег в инфраструктуру. Но в хаотичной политической коалиции Индии достаточно трудно прогнозировать, кто придет к власти, не говоря уже о том, что они будут делать после этого.

Назад