ДонНТУ > Портал магистров ДонНТУ ||
Магистр ДонНТУ Мишвелидзе Кристина Олеговна

Мишвелидзе Кристина Олеговна

Факультет экономики

Специальность: Экономика предприятия (горная промышленность)


Материалы по теме выпускной работы: Об авторе Реферат | Библиотека | Ссылки | Отчет о поиске

Мотивация

Я решила описать данную тему, т.к. занимаюсь йогой уже год и чувствую насколько она помогает разобраться в себе и почувствовать свое тело.Если заниматься йогой постепенно - из курса в курс, можно получить много знаний и навыков, которые очень необходимы в жизни.

Йога

Что такое йога

Наверное в мире нет ни одного более или менее образованного человека, который не слышал бы о йоге. Однако, предложите дать определение того, что же такое йога и вы получите огромный диапазон разнообразных и как правило противоречивых мнений: от "индийской гимнастики" до "религиозно-философского учения", от "факиризма" до "системы духовного самосовершенствования", от "реликта древних цивилизаций" до "подарка внеземного разума". Более "грамотный" собеседник может еще вспомнить, что, вообще говоря, существует еще буддийская йога (менее грамотный может вообще перепутать буддизм с йогой), даосская йога и т.д.

Что же такое йога? Является ли она чисто индийским феноменом или, как считают некоторые, пронизывает разные мировые традиции? Насколько древним является это учение? Передается ли оно в каноническом виде "с древних времен" или это динамически развивающаяся система? А может это вообще реконструированная традиция, подобная "классическому" индийскому танцу Бхарат-натьяму, изобретенному лишь в 19 веке или звериным стилям кун-фу, придуманным Пекинским институтом физкультуры? Насколько обоснованными являются термины "китайская", "русская" или "современная" йога? Религия ли йога, в конце концов? И если нет, то почему их так часто путают.

Во всех культурах и религиозных традициях существовали специфические системы, используемые лишь ограниченным числом адептов и носящие преимущественно прикладной характер. Такие системы называются "эзотерическими" . В качестве примеров таких систем можно назвать суфизм внутри ислама, исихазм внутри православия, нейдан внутри даосизма, духовные упражнения Игнатия Лойолы в католицизме, и т.д. Эзотерические системы скрываются в недрах религий, однако принципиально отличны от них. Прежде всего тем. Что они … не религии. Действительно, особенность эзотерических систем и одновременно причина их "закрытости" состоит в том, что, в отличие от собственно религии, эзотерические системы в высшей степени практичны. Можно даже сказать прагматичны.. Эзотерические системы, как и религии, ставят целью осознанное самоизменение личности, однако, в отличие от последних, предлагают конкретный, воспроизводимый набор методов для такого изменения. Основой для указанных изменений являются измененные состояния сознания, однако, в отличие от измененных состояний сознания, достигаемых последователями многих религий, изменения личности, к которым стремятся последователи эзотерических систем, носят устойчивый характер.

Йога - это эзотерическая система внутри индийской традиции. Только ли индийской? Существует ли связь между различными эзотерическими системами? Являются ли различные эзотерические традиции независимыми или они произошли друг от друга? Или от некоторой более древней, но не известной системы? А может этой более древней системой как раз и была йога? Ведь исторически она древнее всех остальных эзотерических систем? Действительно, сравнивая практики разных эзотерических систем невозможно не заметить множество аналогий. Например, читая одного из классиков исихазма - Григория Палламу, рекомендовавшего вдыхать "красный воздух" одной ноздрей, а "синий" другой, любой мало-мальски знакомый с йогой читатель воскликнет: "Да ведь это же анулома вилома. И про Иду и Пингалу они знали". Кажется, что на лицо явное заимствование. Однако так ли это? Возможно дело в общности объекта воздействия - человека и его психики?

Попытавшись исследовать историю йоги мы столкнемся с несколькими затруднениями. Хотя термины "йога", "йогин" встречаются уже в Махабхарате и явно уходят своей древностью в доведический период, деятельность, обозначавшаяся этим словом зачастую сильно отличалась от того, что мы называем йогой сейчас. Более того, уже в те времена можно отследить различие во мнениях о том, что же такое Йога. Не вызывало разночтений только то, что а) йога - это система методов и б) йога - это тайная (эзотерическая) система. Анализируя древнейшие источники, можно найти указания на и общую цель йоги, которая заключалась в изменении онтологического статуса практикующего в мире. Окинув взором другие эзотерические системы мы без труда увидим, что они ставят такую же задачу. Даосы выращивают духовный зародыш, исихасты стремятся к достижению "чина ангельского при жизни", буддисты ищут просветления и т.д.

Можно попытаться проследить историю формирования йоги. Найти арийские и дравидийские корни, найти параллели с шаманскими практиками, культами женского начала, первобытной магией и т.д. Можно (хотя это выходит за рамки открытой книги) проследить происхождение йоги от доисторических цивилизаций. Это интересно и поучительно. Но, вероятно, читатель уже почувствовал мое отношение к теме. Мы все равно не сможем ответить на все вопросы с исторической точностью, но это и не важно. Самое главное надеюсь, мы уже почувствовали ИДЕЯ ПУТИ, ДУХОВНОГО РАЗВИТИЯ АРХЕТИПИЧНА. Она, так или иначе, попадет в любую традицию будь это первобытная культура, религиозная система или материалистическая советская культура. Единство йоги надо искать не в деталях и исторических ссылках. ЙОГА ЕДИНА В ДУХЕ.

Существует ли прямая, непрерывная преемственность йоги? Правомерно ли говорить о "классической" йоге? Думаю нет. От такой постановки вопроса так и веет детством, верой в мудрых взрослых дядь, которые старше и поэтому мудрее, они знают ответы на все вопросы и надо только их хорошо попросить…. Не говоря у же о философской несостоятельности такой точки зрения. Откуда это знание взяли "дяди". Опять позовем на помощь внеземные силы? А они то как придумали йогу?

Нет в основании каждой эзотерической традиции стоят конкретные люди, которые совершив невероятный акт духовного прозрения взглянули выше остальных. Иногда их ученики продолжали дело учителей забираясь еще выше, чаще пользовались учением или превращали его в культ.

Существует еще одна особенность эзотерического знания. Его передача не возможна в отрыве от обучения. Эзотерическое знание является "скрытым" не только потому, что его скрывают (хотя не будем кривить душой - его скрывают), но и потому, что для его постижения необходима радикальная перестройка человека. Эзотерическое знание нельзя ЗНАТЬ. Им можно только ЖИТЬ. В противном случае оно утрачивает всякий смысл. Понимание каждой следующей ступени возможно только после прохождение предыдущей и является не актом познания, а личным мистическим опытом. Эзотерическое знание нельзя передать в виде свитков или табличек. Необходима живая преемственность. Необходимо желание и терпение Учителя зажечь огонь духа в Ученике и готовность Ученика стать со-творцом самого себя. В китайской боевой традиции есть высказывание "Нет стиля - есть личная техника Мастера". Перефразируя эту сентенцию можно сказать: нет классической йоги есть личная йога Учителя. Которая работает в его руках, помогая ученикам изменяться и строить свою собственную йогу. И которая перестает быть йогой - Методом, будучи канонизированной. Эзотерическое Учение неотделимо от своего Носителя или Учителя. А эффективность и правильность Учения может проверить только Жизнь.

Менялись ли цели и методы йоги на протяжении истории ее существования? Ответ на этот вопрос с очевидностью вытекает из сказанного выше. Постоянно. Хотя и в деталях. Разные эпохи разные люди требуют разных слов и методик. Однако, основная задача сформулированная выше, всегда проглядывалась. Хотя изменение статуса может быть тоже различным. Уровни Учителей тоже могли быть различны.

Итак ЙОГА - НЕ РЕЛИГИЯ. Жизнь "здесь и сейчас" для йога также важна, как и поставленные им духовные задачи. Поэтому кроме Большой йоги, ведущей к своим высшим целям, всегда существовала Малая йога - система методов (опять таки МЕТОДОВ), направленная на улучшение жизни: здоровья, благосостояния, эмоционального состояния.

ЙОГА - НЕ ПРАКТИКА АСКЕТИЗМА. Для того чтобы гармонично существовать и творить, надо любить жизнь. Хотя элементы аскетических практик могут быть использованы как метод.

ЙОГА - НЕ ФИЛОСОФИЯ, хотя она имеет философские основание и методы основанные на философской практике. На протяжении истории йога многократно меняла свои философии (во множественном числе), объясняя разными словами одни и те же практики.

ЙОГА - НЕ ЭТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА. Любая этическая СИСТЕМА порождена в конечном итоге религиозным способом восприятия мира, страхом перед наказанием, высшими силами и т.д. В йоге есть правила (например яма), которые по неразумению можно принять за этические, однако суть их принципиально иная. Йог следует этим правилам не из страха перед наказанием, а как наиболее прагматичному выбору, позволяющему в максимальной степени экономить энергию. На более высоких ступенях правила вообще уходят, оставляя место ПРИНЦИПАМ.[1]

Комплекс упражнений для 1- го курса - СУРЬЯ НАМАСКАР (комплекс "Приветствие Солнца")


1.ПРАНАМАСАНА (молитвенная поза) Стать прямо, ступни вместе. Обратиться к солнцу или по направлению к солнцу (если оно скрыто за облаками). Соединить ладони перед грудью в положении Намастэ. Закрыть глаза и расслабить все тело. Осознавать его в течение, по крайней мере, полминуты. Это подготовит вас к предстоящей практике. Постараться (именно) сознательно расслабить мышцы тела. Дыхание: сделать несколько полных йоговских дыханий.


2.ХАСТА УТТАНАСАНА (поза с поднятыми руками). Со вдохом поднять обе руки над головой, одновременно поднимаясь на носочки. В конечном положении руки выпрямлены в локтях и параллельны между собой; ладони обращены вперед. Продолжать ритмическое дыхание.


3.ПАДАХАСТАСАНА (поза аиста) На выдохе плавно опуститься на всю стопу и согнуться вперед и положить ладони на пол перед ступнями или охватить ноги руками. Движение должно быть непрерывным и без каких-либо рывков. Прогиб осуществлять начиная от нижних позвонков к верхним, как в пашимотанасане. Ноги стараться держать прямыми. Если возможно, попробуйте коснуться коленей лбом или подбородком. Продолжать ритмическое дыхание. Людям с негибкой спиной (тугоподвижной поясницей) может быть трудно достичь идеального внешнего конечной формы падахастасаны. Им следует следить за наличием ощущения натяжения по всей задней поверхности тела: от пальцев ног до макушки.


4.АШВА САНЧАЛАНАСАНА (поза наездника) На вдохе отодвинуть правую (женщинам левую) ногу назад (по полу) насколько это возможно. Одновременно согнуть левую ногу в колене, сохраняя левую ступню на том же месте (попросту говоря сделать глубокий выпад левым коленом вперед), одновременно прогибаясь в спине, от верхних позвонков к нижним (как в бхуджангасане). Ладони касаются пола, руки (в локтях ) прямые.


5.ПАРВАТАСАНА (поза горы) На выдохе поднять правое колено и одновременно направить лицо вперед, выпрямляя тело в пояснице Вытянуть левую ногу назад (выпрямляя ее в колене одновременно с поднятием от пола колена правой ноги) и поставить пальцы левой ступни рядом с пальцами правой. В результате вы окажетесь в положении "упор", которое и есть поза горы.


6.АШТАНГА НАМАСКАРА (поклонение с восемью точками) (Эта форма называется так потому что в конечном положении пола касаются восемь точек. Иногда это положение называют "зигзаг") На выдохе принять положение "на четвереньках" и продолжая выдох зигзагообразно скользнуть лбом по поверхности пола во время движения головы и туловища вперед. В конце этого движения позвольте груди скользнуть по полу и положите подбородок на пол. В конечном положении на полу должны быть восемь точек: подбородок, грудь, обе ладони, оба колена и пальцы обеих ступней.


7.ПОЗА СОБАКИ На вдохе продолжить зигзагообразное движение телом, одновременно выпрямить руки так, чтобы спина прогнулась назад (в пояснице). Последовательность натяжения - сверху вниз. В конечном положении голова и верхняя часть туловища должны быть отогнуты назад насколько это возможно и удобно. Во время перехода в данную позу из предыдущей местоположение рук и ступней изменяться не должно.


8.ПОЗА КОШКИ На выдохе поднять попу максимально вверх, не меняя положения рук и ног. В результате Ваше тело примет положение типа арки. Руки и спина должны составлять одну прямую линию. Ноги прямые.


9.АШВА САНГАЛАСАНА (поза наездника) Это положение зеркально повторяет четвертый этап СН. Согнуть левую ногу и поставить ее ступню между руками. Одновременно поднять голову вверх (и т.д., аналогично четвертому упражнению, но в зеркальном исполнении). Делается также на вдохе.


10.ПАДАХАСТАСАНА Это повторение третьего упражнения, описанного выше. Делается также на выдохе.


11.ХАСТА УТТАНАСАНА Данная форма аналогична второй фазе СН, однако на носочки подниматься не следует, вместо этого прогнуться в спине до уровня сердца. Во время движения осуществляется вдох.


12.ПРАНАМАСАНА (молитвенная поза) Это конечное положение, аналогичное фазе один. Во время принятия данной формы нужно выдыхать. Оставаясь в таком положении дышать нормально до начала продолжения практики (до начала исполнения следующего цикла СН).[3]


Примечание

Все упражнения делаются на едином дыхательном ритме. Движения должны подстраиваться к естественным вдохам и выдохам, а не наоборот. Каждое движение должно быть выполнено одним плавным действием, с полным осознанием. В каждой позе сделать несколько циклов ритмического дыхания.


Советы и достижения


Йогой занимаюсь на протяжении 1 года и соответственно окончила 1-й курс. Я убедилась, что прежде всего на начальном этапе занятий необходимо освоить методику полного йоговского дыхания, что обеспечит максимально правильное выполнение упражнений. Планирую с сентября 2009 года пойти на второй курс и продолжать осваивать йогу дальше. Хочу посетить некоторые выездные семинары в Славяногорске, Крыму,со временем может даже поехать в Индию.

Вывод

Благодаря занятиям йогой увеличивается гибкость, подвижность суставов, координация. Кроме того, упражнения заставляют работать такие мышцы, которые в обычной жизни не работают.

Рекомендуемые ссылки

  1. http://yoga.net.ua

    Украинская федерация йоги

    Основной сайт йоги в городе Донецке, в котором есть и учебные пособия и иллюстрации (фотогалерея), т.е.все что необходимо для понимания и изучения йоги

  2. http://yoga.com.ua

    Украинская федерация йоги (Киевское отделение)

    Основной сайт йоги в городе Киеве, в котором тоже есть и учебные пособия и иллюстрации (фотогалерея).

  3. http://yogi.org.ua

    Украинская федерация йоги, группа оздоровительной йоги


    ДонНТУ > Портал магистров ДонНТУ || Об авторе Реферат | Библиотека | Ссылки | Отчет о поиске