RUS | UKR | ENG || ДонНТУ > Портал магистров ДонНТУ
Магистр ДонНТУ Нагорная Наталья Александровна

Нагорная Наталья Александровна

Факультет экономики
Специальность: Экономика предприятия

Тема выпускной работы:

Усовершенствование ценообразования на промышленном железнодорожном транспорте

Научный руководитель: Крапивницкая Светлана Николаевна


Материалы по теме выпускной работы: Об авторе | Библиотека | Ссылки | Отчет о поиске | | Индивидуальный раздел

Автореферат по теме выпускной работы



Актуальность темы
Эффективное функционирование и развитие железнодорожного транспорта в условиях рыночных преобразований в значительной мере зависит от рационального применения прогрессивных методов финансового менеджмента в отрасли. В рамках проведения структурной реформы железнодорожного транспорта это требует трансформации механизма экономического обоснования и применения тарифов, обеспечивающих конкурентоспособность перевозок, сохранение доходной базы и самофинансирование отрасли. При этом следует учитывать, что железнодорожный транспорт, составляя основу транспортного комплекса Украины, не может быть полностью отнесен к коммерческой сфере деятельности и функционирует в условиях естественной монополии, что обуславливает специфику ценообразования на железнодорожном транспорте. С одной стороны, в условиях монополии с четко вертикальной производственно-хозяйственной структурой управления и регулированием со стороны государства сохраняется затратный принцип формирования тарифов на грузовые перевозки, с другой - условия рыночной экономики диктуют необходимость перехода и развития маржинального (маркетингового) принципа ценовой политики в особенности при перевозках массовых грузов (в том числе топливно-энергетических), занимающих основную долю в грузообороте железнодорожного транспорта. Одним из возможных подходов к установлению тарифов с учетом рыночного спроса и предложения является внедрение гибкого тарифообразования путем предоставления льгот (скидок) для ряда массовых грузов, и прежде всего топливно-энергетического сырья, что определяет актуальность выбранного направления исследования.


Целью магистерской работы является теоретическая, методическая и практическая оценка действующей тарифной системы и разработка рекомендаций по ее адаптации к рыночным условиям путем применения гибкой тарифной политики в условиях реформирования железнодорожного транспорта.


Основные задачи проведенного исследования, в соответствии с поставленной целью, сформулированы следующим образом:
- рассмотреть общие принципы ценообразования и их особенности в условиях естественной монополии;
- выявить современные тенденции ценообразования на грузовые железнодорожные перевозки, в том числе на базе опыта тарифного регулирования за рубежом;
- определить специфику тарифообразования на железнодорожном транспорте;
- проанализировать экономические отношения участников производственно-транспортной системы на примере ЗАО «Донецксталь» и сформулировать основные направления гибкой тарифной политики в условиях рыночных преобразований;
- обосновать общую модель оптимизации тарифных условий грузовых перевозок;
- разработать механизм льготного тарифообразования, стимулирующего повышение экономической эффективности железнодорожных перевозок;


Объект исследования составляет сфера транспортного обслуживания в части перевозок топливно-энергетических сырьевых грузов по железным дорогам Украины с учетом существующих и прогнозируемых в будущем грузопотоков.


Предметом исследования являются финансово-экономические и организационно-правовые отношения, возникающие между основными участниками перевозочного процесса топливно-энергетических грузов при реализации гибкой тарифной политики.


Методологические основы исследования.

Теоретическую и методологическую основу исследования составляют труды отечественных и зарубежных ученых, специалистов в области ценообразования в экономических системах, а также тарифообразования на железнодорожном транспорте, в том числе на этапе становления рыночной экономики и структурного реформирования железных дорог. Использованы труды зарубежных экономистов - теоретиков рыночного ценообразования Самуэльсона П., Макконелла К.Р., Фишера Ст., Дорнбуша Р., Шмалензи Р., Котлера Ф., труды советских и российских экономистов Белоусова Р.Д.,Гусарова А.С. , Дерябина А.А., Дьяченко В.П., Есипова В.Е.,Комина А.Н.,Лукинова И.И.,Малафеева А.Н., Матлина A.M., Немчинова B.C., Плотникова К.Н., Сагайдак Э.А., Столярова Н.И., Шехета Ю.В., Яковца О.Н. В магистерской работе использованы работы украинских и зарубежных ученых-экономистов в области ценообразования, маркетинговых исследований на железнодорожном транспорте и общего управления транспортным производством: Абрамова А.П.,Белова И.В.,Волкова Б.А.,Витте С.Ю.,Галабурды В.Г.,Журавеля А.И.,Закса Э.,Кожевникова Р.А., Кожевникова Ю.Н., Крейнина А.В., Лапидуса Б.М., Левицкой Л.П., Мазо Л.А., Мандрикова М.Е., Мельникова П.П., Межох З.П., Орлова В.Н., Персианова В.А.,Смехова А.А., Смеховой Н.Г., Терешиной Н.П., Толкачевой М.М., Трихункова М.Ф., Царева P.M., Чудова А.С., Шульги A.M., Шульги В.Я. и многих других. В магистерской работе использованы информационно-аналитические данные Госкомстата Украины,а также результаты исследований других научных организаций по важнейшим проблемам экономики транспорта, включая маркетинг, логистику, анализ и нормирование эксплутационных расходов, формирование финансовых результатов деятельности железных дорог, повышение конкурентоспособности железнодорожных перевозок и оптимизацию тарифообразования.Исследование выполнено с применением методов логического и статистического анализа, экономико-математического моделирования.


Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующем:
1. Обоснованы основные направления реализации гибкой тарифной политики, учитывающие потенциал снижения эксплутационных затрат, стимулирование увеличения объемов и конкурентоспособности железнодорожных перевозок.
2. Определен регламент принятия решения о целесообразности предоставления скидок с тарифов на грузовые перевозки, ориентированный на рыночные отношения участников перевозочного процесса.
3. Разработаны типовые модели организационно-экономических отношений между производителями, перевозчиками и потребителями сырьевой продукции, позволяющие учесть специфику этих связей при оптимизации тарифных условий на железнодорожную перевозку
4. Предложен методический подход к разработке матрицы корректировочных коэффициентов по основным направлениям перевозок, позволяющих уточнить эксплутационные затраты и количественно обосновать расчетные значения скидок на грузовые маршрутные перевозки.
5. На основе методологических подходов, обоснован механизм предоставления скидок с тарифов под гарантированный прирост объемов перевозок, основанный на принципе договорных отношений между перевозчиком и грузоотправителем, закрепляющих ответственность за выполнение принятых обязательств.
6. Разработан механизм управления экономическими рисками, возникающими в процессе выполнения договорных отношений с пользователями услуг железнодорожного транспорта при установлении исключительных тарифных условий. Практическая значимость диссертационного исследования заключается в том, что реализация рекомендаций, подготовленных по результатам исследования, позволит повысить эффективность грузовых перевозок за счет привлечения дополнительных объемов грузов на сеть железных дорог, снижения эксплутационных расходов и расширения доходной базы отрасли.


ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ
1.1. Общие принципы ценообразования
Цена товара является важнейшим элементом хозяйственного механизма современной экономико-финансовой системы, а также одним из важнейших факторов, оказывающих влияние на размер прибыли и в конечном итоге на финансовое состояние хозяйствующего субъекта. В условиях развития рыночной экономики ее роль неизмеримо возрастает, поэтому вопрос ценообразования является одним из важнейших вопросов, который решает хозяйствующий субъект на протяжении всей своей деятельности. В теоретическом плане вопросы ценообразования базируются на парадигме, в рамках которой производится или оценка рыночных цен (цен, складывающихся на рынке, на котором реализуется продукция, работы, услуги), или цен производства, или отпускных цен, в том числе и тарифов, (цен, определяемых на основе реальных затрат и соотносимых с уровнем спроса на данную продукцию). При этом существуют две точки зрения на возможность использования основ экономической теории в системе ценообразования. Первая состоит в том, что они не могут быть применимы на практике, поскольку в их основе лежат предпосылки, которые невозможно обеспечить в реальной жизни. Вторая утверждает, что экономическая теория вовсе не бесполезна при принятии конкретных решений в процессе производства и реализации продукции. Благодаря ей создается база для обоснования экономико-производственных решений путем создания прикладных моделей и методик, пригодных для практического использования и принятия эффективных коммерческих решений. Проблемами ценообразования с точки зрения постулатов экономической теории длительное время занимались такие ведущие экономисты, как Самуэльсон П. и его последователи Макконелл К.Р., Фишер Ст.,Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Общим итогом их исследований стала оценка экономических процессов, проистекающих в современных условиях, в том числе ценообразование на различных типах рынков. С практической точки зрения вопросы рыночного ценообразования, основанные на соотношении спроса и предложения, также рассмотрел Котлер Ф. в своей книге «Основы маркетинга». Классическая теория ценообразования, которой придерживаются большинство западных экономистов, включает в себя следующие этапы формирования цены продукции :
- выявление внешних по отношению к экономической системе факторов, влияющих на формирование цены конкретного вида продукции;
- постановка целей ценообразования;
- выбор метода ценообразования, разработка ценовой стратегии экономической системы;
- рыночная корректировка цены (ценовая тактика);
- страхование ценообразования от неблагоприятных внешних воздействий.
Благодаря усилиям экономистов-теоретиков был сформирован основной принцип ценообразования: с точки зрения теории рыночной экономики: конкретные цены складываются в зависимости от спроса и предложения, и цена, являясь элементом рыночного механизма, оказывает влияние на формирование экономической коньюктуры. Одновременно цена испытывает на себе влияние экономической коньюктуры и является результатом ее развития. Так цена в рыночной экономике не только служит средством информации для производителей, потребителей, поставщиков товаров о состоянии рыночной конъюнктуры, а также выступает как способ оптимизации поведения и принятия решений субъектами рынка,обеспечивающих экономический рост. В этом выражается дуализм рыночных цен. Цена включает в себя две различные по своей природе составные части: саму стоимость товара, формируемую под влиянием производственных факторов, и ту ее денежную часть, которая определяется рыночными факторами. Влияние этих факторов на уровень и динамику цен зависит от реально складывающейся экономической ситуации, в частности, от изменения общественно-необходимых затрат труда, ассортимента производимых товаров: их жизненного цикла, качества и полезных свойств товара, от степени отклонения объема спроса и предложения, т.е. от нарушения рыночного равновесия.
Таким образом, цена - это денежная норма бытия товара, представляющая собой динамичную систему, складывающуюся под влиянием стоимости товара, создаваемого в процессе производства, и рыночных факторов. Рыночная цена формируется под воздействием множества факторов. Основные ценообразующие факторы и очередность их влияния представлены на Рис.1.1 . Факторы, представленные на Рис. 1.1, определяют условия рыночной конъюнктуры, исходя из которых отдельный хозяйствующий субъект строит свою ценовую стратегию. Рыночная цена при этом формируется на основе равенства спроса и предложения. В соответствии с этим исторически сформировались два основных принципа ценообразования, позволяющих хозяйствующему субъекту с учетом наиболее важных приоритетов его основной деятельности выстроить оптимальную для себя ценовую стратегию, направленную на максимизацию прибыли.

Рис. 1.1. Система ценообразующих факторов  (анимация, 7 кадров, 90 циклов, 29,9 кБ)

Рис. 1.1. Система ценообразующих факторов


Рис. 1.1 Система ценообразующих факторов
ОЦП - общественная цена производства;
ОИП - общественные издержки производства;
СП - средняя прибыль;
СДС - состояние денежной сферы;
ПСД - покупательная способность денег;
ВК - движение валютных курсов;
ССП - соотношение спроса и предложения;
С - спрос;
П - предложение;
К - конкуренция;
Ц - ценовая;
Н - неценовая;
ГРЦ - государственное регулирование цен;
П - прямое (административное) регулирование;
КР - косвенное (экономическое) регулирование;
КТ - качество товара;
ОП - объем поставок;
ВПП - взаимоотношение между продавцом и покупателем;
УП - условия поставок;
ФЦ - франкирование цен.


Значительный вклад в развитие теории цен и ценообразования внесли такие классики экономической мысли, как Петти У., Смит А., Рикардо Д., Маркс К., Менгер К. , Джевонс У., Визер Ф., Вальрас Л., Кларк Дж. Б.,Маршалл А., Паретто В. и др. Их работы охватывают широкий диапазон в анализе рассматриваемой экономической категории, начиная с создания теории трудовой стоимости, теории предельной полезности и завершая современными направлениями неоклассического синтеза, составляющие теоретическую основу современных исследований рыночного хозяйства. В советский период проблеме ценообразования и прежде всего его основы - теории трудовой стоимости - большое внимание уделено в трудах Белоусова Р.Д., Гусарова А.С., Дерябина А.А., Дьяченко В.П., Есипова В.Е., Комина А.Н., Лукинова И.И.,Малафеева А.Н., Матлина А.М.,Немчинова В.С.,Плотникова К.Н., Сагайдак Э.А., Столярова С.Г., Шехета Н.И., Яковца Ю.В. и ряда других экономистов.
Наиболее широкое распространение в теории и хозяйственной практике получила концепция цены, основанная на теории стоимости, согласно которой цена есть денежное выражение стоимости продукции (работы, услуг). Исторически - это наиболее ранняя концепция, получившая свое развитие в трудах Петти У., Смита А., Рикардо Д., Маркса К. В соответствии со стоимостной концепцией, цены отражают общественно необходимые затраты труда. На ее базе сложилось несколько более частных концепций планового ценообразования: стоимостная, усредненной стоимости, народнохозяйственных издержек, цены производства и условно чистой продукции. В условиях современной рыночной экономики очень популярна методика установления цены, основанная на принципе «средние издержки плюс прибыль». Цена в этом случае формируется путем калькулирования всех затрат, переменных и постоянных, и суммирования с ними величины желаемой прибыли. Позитивной стороной стоимостной концепции является выделение субстанции цены, ее объективной основы.
Однако данная концепция имеет ряд существенных недостатков:
- не принимается во внимание спрос, товар может оказаться нереализованным по заявленной цене,
- не поощряет сокращение затрат,
- не учитывает потребность хозяйствующего субъекта в будущих инвестициях,
- не учитывает темп инфляции.
Данный метод характерен в большей степени для административно-командной экономики, или для тех отраслей, ценообразование в которых строится по централизованному принципу. Другой подход к пониманию цены и процесса ценообразования был предложен основоположниками австрийской школы предельной полезности. Данное направление экономической теории в качестве основы рыночной цены рассматривает ценность материальных благ, которая, в свою очередь, определяется из субъективных оценок их полезности и редкости. Микроэкономический анализ полезности в настоящее время сводится к тому, чтобы определить потребительский оптимум на рынке, а на его основе равновесную цену и равновесный объем материальных благ. Несмотря на широкое использование математического аппарата, данная концепция цены методологически ошибочна, так как сводит анализ в сферу обращения и отрывает цену от ее материальной, стоимостной основы. В начале XX в. Л. Вальрас, Дж. Б. Кларк, А. Маршалл и В. Паретто попытались соединить классическую теорию трудовой стоимости с теорией предельной полезности. Так, в экономической науке возникло неоклассическое направление, составляющее теоретическую основу современных исследований рыночного хозяйства.

В последние десятилетия широкое распространение получила маркетинговая концепция цены и ценообразования. В ней цена определяется как результат договора по продаже того или иного товара между продавцом и покупателем, то есть основой формирования цены является спрос и предложение, т.е. основные рыночные факторы. Данная концепция ценообразования не может объяснить, что определяет величину рыночной цены того или иного товара. Заложены ли в размере цены какие-либо объективные основы или это результат субъективной сделки покупателя с продавцом? Поэтому теоретически под предложением понимается количество продукта, которое производитель может произвести и предложить к продаже на рынке по конкретной цене из ряда возможных в течение определенного периода времени, а спрос предполагает способность покупателя купить данный продукт. Маркетинговая концепция формирования цены базируется на идее предельных (маржинальных) состояний основных рыночных переменных (производительности, дохода, издержек, полезности, спроса, предложения). Принцип маржинализма предполагает такой предел указанных переменных, за чертой которого фирме становится невыгодно увеличивать объем производства, а потребителям невыгодно увеличивать объем потребления.

При использовании метода с ориентацией на спрос производственные затраты рассматриваются как ограничитель, ниже которого реализация товара не выгодна. Таким образом, данный метод базируется на конкретной модели рынка, на котором предполагается реализация продукции. Анализ существующих концепций цены и ценообразования позволяет сделать вывод о многогранности данных экономических категорий. Ограничение каким-либо одним из перечисленных подходов в раскрытии сущности цены и механизма ценообразования методологически неверно. Для объективного теоретического осмысления требуется системный подход на основе учета всех сторон и определяющих их факторов.

Цена формируется под влиянием как производственных, так и многочисленных рыночных факторов. Их значение и влияние различно в зависимости от изменения составляющих экономической ситуации: уровня общественно необходимых затрат труда, качества, полезных свойств товаров и этапа их жизненного цикла, факторов, определяющих соотношение спроса и предложения на рынке товаров.

В рыночных условиях многообразие факторов, влияющих на цену, вызывает необходимость у предприятий разработки стратегии ценообразования. Наличие обоснованной стратегии позволяет предприятию четко ориентироваться в рыночных условиях, предвидеть перспективы и направления динамики рыночных цен, выделять приоритетные задачи, требующие решения в настоящем и будущем.

Разработка ценовой стратегии не является одноразовым действием, и она не ограничивается только постановкой цели и определением текущего уровня цен. При неизменных ценах на ту или иную продукцию предприятия размер прибыли будет зависеть от уровня себестоимости единицы производимой продукции. При постоянных удельных трудовых, материальных и энергетических затратах себестоимость единицы продукции будет определяться уровнем цен на сырье, материалы, энергоносители, задействованные в производстве, а также ценой рабочей силы , которая характеризуется прежде всего посредством уровня оплаты 1 человеко-дня (человеко-часа) работника данного предприятия. В данном варианте размер прибыли и возможные темпы интенсификации производства определяются уровнем цены на факторы производства. Так, снижение цен на сырье, энергоносители и другие затраты ведет к снижению себестоимости производимой продукции, росту прибыли и возможностей для интенсификации производства. При неизменных ценах на факторы производства себестоимость производимой продукции будет зависеть от затрат труда, энергии, сырья и материалов в расчете на единицу продукции, а это в значительной степени зависит от уровня интенсивности ведения производства. Поэтому ценовая стратегия требует переосмысления при существенных изменениях самого процесса производства, например, при переходе к новому уровню интенсификации производства, при переходе к производству нового продукта (товара, услуги), при изменении конкурентной среды, при изменении государственного законодательства. В процессе разработки ценовой стратегии особую значимость приобретает требование обеспечения своевременного обновления производства и создание условий для интенсивного экономического роста. Кроме того, государство посредством контролирующих органов прямо или косвенно оказывает влияние на ценообразование. Основными методами прямого воздействия государства являются ограничение рентабельности и ограничение цены. Ограничение рентабельности осуществляется исходя из соотношения: рентабельность х активы = цена х объем реализации - операционные затраты

Достоинства данного метода регулирования заключается в его простоте, однако, при этом он создает тенденцию к увеличению стоимости активов, поощряет излишние инвестиции, не стимулирует сокращение затрат, требует более жесткого регулирования. Данный метод ценообразования характерен для рыночной экономики с минимальным регулированием государства.

Хозяйствующий субъект на основе теоретических принципов ценообразования выбирает для себя оптимальный метод формирования цены. При этом принимается во внимание тип рынка, на котором реализуется продукция, его конъюнктура в данный момент времени, степень государственного влияния на экономические процессы, проистекающие на рынке, специфика и технологические особенности производства и реализации самого предприятия.

В целом правомочно обозначить следующую последовательность процесса формирования цены для конкретного хозяйствующего субъекта:
- определение цели ценовой политики (обеспечение выживаемости, максимизация текущей прибыли, завоевание лидерства по показателям доли рынка или качества товара и т.д.);
- выведение кривой спроса, которая показывает вероятное количество товара, которое удастся продать на рынке в течение конкретного отрезка времени по ценам разного уровня и определение степени эластичности спроса;
- расчет уровня издержек при различных уровнях производства.

©ДонНТУ 2009 Нагорная Наталья Александровна

На данном этапе работа над магистерской диссертацией не законченная, окончательный вариант можно будет получить у автора в январе 2010 года.

Литература

  1. Экономика железнодорожного транспорта: Учеб. Для вузов ж.-д. трансп./ Терешина Н.П., Галабурда В.Г. и др., Под ред. Терешиной Н.П., Лапидуса Б.М., Трихункова М.Ф. – М.: УМК МПС России, 2001. – 600с.
  2. Экономика и организация промышленного транспорта: Ученик для вузов ж.д. транспорта / Под ред. Журавлева Н.П. и Беседина И.С. – М.: ИПК «Желдориздат», 2001 – 440с.
  3. Либерман И.А. Управление затратами. – Москва: ИКЦ «МарТ», Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2006 – 624с.(Серия «Экономика и управление»)
  4. Аксенов И.М. Проблемы экономики транспорта на современном этапе // Залізничний транспорт України. – 2005. - №3. – с. 85-87
  5. Слепнева Т.А., Яркин Е.В. Цены и ценообразование: Учебное пособие. – М.: Инфра-М, 2001.
  6. Уткин Э.А. Цены. Ценообразование. Ценовая политика. – М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем». Издательство ЭКМОС, 1997.
  7. Липсиц И.В. Коммерческое ценообразование: Учебник. – М.: Издательство БЕК, 2000.
  8. Покрапівний С.Ф. Економіка підприємства: КНЕУ – Київ 2005. – 528с.
  9. Себестоимость продукции: нормативная база (по состоянию на 01.07.2001г.): приложение к газете “Налоги и бухгалтерский учет”, 2001, №7 (61).
  10. Про залізничний транспорт: Закон України від 01.01.1996 р. №273/96 – ВР
  11. Пасічник В.І. Теоретичні основи економіки експлуатаційної діяльності залізниць: Монографія. - К.: Наук. Світ, 2003. – 222с.
  12. http://www.adm.yar.ru/rek/rekomend_0410.htm
    Рекомендации парламентских слушаний на тему: "Основные направления совершенствования законодательного регулирования ценовой и тарифной политики в Российской Федерации"
  13. http://www.securpress.ru/issue/Tb/2005_2/Samson.htm
    Промышленный транспорт – неотъемлемая составная часть транспортного комплекса страны
  14. http://www.humanities.edu.ru/db/msg/2158
    Цены и ценовая политика
  15. Сидоров В.А. Проблемы и перспективы железнодорожного транспорта // Транспорт і логістика. – 2007. - №6. – с.6-7
  16. Транспорт і зв`язок України: Стат. Зб. – К.:Держкомстат України, 2002. – 195с.
  17. Потетюєва М.В. Особливості управління витратами на залізничному транспорті // Залізничний транспорт України. – 2006. - №2. – с. 76-78
  18. Яновський П.О. Економічні аспекти вдосконалення роботи транспортних систем // Залізничний транспорт України. – 2003. - №3. – с. 39-41
  19. Миронов А.Ю. Совершенствовать управление и организацию перевозок // Железнодорожный транспорт. – 2007. - №2. – с. 11-18
  20. Категоренко И.И. Роль и значение промышленного железнодорожного транспорта // Залізничний транспорт України. – 2005. - №1. – с. 18-20
  21. Пятигорец А.С. Себестоимость и качество перевозок // Залізничний транспорт України. – 2005. - №1. – с. 51-52


ДонНТУ > Портал магистров ДонНТУ || Об авторе | Библиотека | Ссылки | Отчет о поиске | | Индивидуальный раздел