АКТИВИЗАЦИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОМЫШЛЕННОМ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ

Нагорная Н.А., Крапивницкая С.Н.
Донецкий национальный технический университет


Источник:Сборник материалов всеукраинской межвузовской научной студенческой конференции "Современное состояние и проблемы инвестиционного развития" 26 марта 2009 г., с.256-259

Переход отечественной экономики на инновационные принципы развития предполагает радикальное изменение роли науки как института гражданского общества, создание условий для превращения научно-технического потенциала в один из основных ресурсов устойчивого экономического роста. В этой связи требуется постоянное совершенствование механизма управления инновационной деятельностью народно-хозяйственного комплекса и его отраслей, в том числе железнодорожного транспорта - важнейшего звена транспортной инфраструктуры национальной экономики.


По данной проблеме отечественными экономистами: Балабановой И., Бланком И., Аксеновым И., Бурнышевой К., Павловым А. и др. рассматриваются проблемы в области управления инвестиционной деятельностью, однако, недостаточно исследованной остается проблема совершенствования инновационной деятельности для эффективной работы железнодорожного транспорта.

Согласно общей концепции реформирования отрасли, ее организационные преобразования должны привести к большей самостоятельности субъектов хозяйствования и развитию конкуренции в сфере транспортного рынка. При этом только реализация инновационного фактора позволит железнодорожному транспорту сохранить его стратегические преимущества в условиях жесткой рыночной конкуренции. Поэтому, необходимо отметить ряд факторов, характеризующих особую роль инновационной деятельности для эффективной работы железнодорожного транспорта.

Во-первых, это высокая фондоемкость железнодорожного транспорта по сравнению с тем же показателем по другим видам транспорта и значительная степень морального и физического износа материально-технической базы отрасли определяют масштабы инновационного обновления основных производственных фондов отрасли на современном уровне научно-технического прогресса.

Во-вторых, сокращение возможности поддержания технического уровня основных фондов за счет капитального ремонта, поскольку большинство ремонтных предприятий имеют морально и физически устаревший парк оборудования и технологическую оснастку, ориентированную на поддержание ресурса технических средств, тогда как сложившаяся ситуация требует наличия современных инновационных технологий по восстановлению и продлению ресурса техники.

В-третьих, недостаточная инвестиционная активность, финансирование которой за счет собственных источников отрасли практически исчерпано, а масштабы привлечения заемных средств незначительны, что усиливает значение инновационной составляющей в реализации инвестиционных мероприятий.

В-четвертых, уровень информатизации на железнодорожном транспорте требует высоких темпов технического и программного переоснащения информационных процессов, что обусловливает необходимость постоянного инновационного сопровождения.

И в-пятых, значительная материалоемкость и энергоемкость железнодорожного производства при условии опережающего роста цен на продукцию, потребляемую в отрасли, по сравнению с жестко регламентируемыми тарифами на перевозку определяют актуальность инновационных мероприятий, направленных на ресурсосбережение.


Реформирование железнодорожного транспорта, его организационные преобразования и изменение формы собственности должны привести к большей хозяйственной самостоятельности субъектов хозяйствования и созданию конкурентной среды на рынке транспортных услуг. Поэтому активизация инновационной деятельности должна стать гарантом выживаемости в жестких условиях рыночных отношений.
Изучение содержания, форм и методов инновационной политики крупнейших корпораций и транспортных компаний позволило выявить ряд общих тенденций совершенствования механизма управления инновационной деятельностью, к которым относятся:
• обязательная разработка стратегических целей и инновационной политики предприятия;
• расширение горизонта инновационного управления, т.е. разработка не только текущих, как правило, годовых программ, но и среднесрочного и долгосрочного характера;
• выделение приоритетов и их комплексная увязка с сопутствующими инвестиционными решениями;
• множественность источников финансирования, что определяет более масштабный и сложный контур финансового управления инновационной деятельностью;
• переход на проектный принцип управления, в результате чего он становится основным объектом обоснования, реализации и оценки конечных результатов инновационной деятельности.
Таким образом, в основу формирования эффективной системы управления инновационной деятельностью железнодорожного транспорта должны быть положены следующие принципы:
• инвестиционный цикл является частным этапом общего жизненного цикла инновации, и его завершение позволяет оценить конечный результат инновационных преобразований;
• опыт инвестиционного и инновационного управления подтверждает полное совпадение приоритетных направлений в этих сферах деятельности, что упрощает формирование комплексного инновационно-инвестиционного подхода;
• инновационные и инвестиционные мероприятия, в основном, финансируются за счет внутренних источников, что объединяет их совместное ресурсное обеспечение и включение в систему бюджетирования.

Литература

  1. Ахполов И.К. «Основные принципы и подходы к созданию новой системы регулируемых грузовых железнодорожных тарифов», Вестник металлургтранса и союзгрузпромтранса № 11, 2005, с.49-51
  2. «Экономика и организация промышленного транспорта»: Учебник для вузов ж.д. транспорта / Под ред.Н.П. Журавлева и И.С. Беседина – М.: ИПК «Желдориздат», 2001 – 440 с.

©ДонНТУ 2009 Нагорная Наталья Александровна