ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ НА РЫНКЕ ТРАНСПОРТНЫХ УСЛУГ

Нагорная Н.А., Крапивницкая С.Н.
Донецкий национальный технический университет


Источник: Сборник материалов всеукраинской научной студенческой конференции "Региональная политика Украины: история, современные концептуальные основы,перспективы", 2006г., с.103-106

В условиях развития современной рыночной системы очень важной отраслью в региональной политике выступает железнодорожный транспорт. Ведь именно от стоимости услуг, оказываемых железнодорожным транспортом, во многом зависит себестоимость продукции всех остальных отраслей. Промышленный железнодорожный транспорт является неотъемлемой частью транспортной системы Украины, взаимодействует с железнодорожным транспортом общего пользования на начально-конечных операциях перевозки грузов, оказывая услуги многим промышленным предприятиям. Продукцией промышленного железнодорожного транспорта является услуга. К основным видам работ и услуг, которые оказывают предприятия промышленного транспорта грузовладельцам, относится перевозка грузов, погрузочно-разгрузочные работы, подача и уборка вагонов, предоставление информации клиентам и т.д. Затраты на перевозки входят в себестоимость выпускаемой продукции, а поэтому косвенно влияют на цену и прибыль.

Одним из важнейших вопросов на сегодняшний день остается ценообразование в сфере промышленного железнодорожного транспорта, в частности, перевозочного процесса, т.к. в настоящее время на рынке транспортных услуг большинство видов транспорта реализуют свободные цены.Данные вопросы рассмотрены в работах Егорушкова А.П., Хоружия А.С., Ахполова И.К. и других. В работах этих ученых и практиков рассмотрены проблемы и предложения:

- создания компаний операторов, которые позволят значительно расширить рынок ж/д услуг, будут способствовать развитию предпринимательской активности в этом секторе экономики и, как следствие, должны обеспечить снижение затратной составляющей на ж/д транспорте;

- внедрения двухэтапного перехода от привычной тарифной ситемы к рыночной;

- определения среднего оптимального уровня тарифов

- достижения баланса интересов субъектов естественных монополий на ж/д транспорте и потребителей их услуг;

- тарифного обеспечения и стимулирования создания и развития конкурентной среды на рынке транспортных услуг;

- создания в отношении субъектов естественных монополий на железнодорожном транспорте экономических стимулов к снижению се¬бестоимости перевозок и повышению качества транспортного обслуживания;

- формирования нормативной базы для установления тарифов, зависящих не только от политических целей государства, но и экономи¬чески обоснованных и нацеленных на повышение эффективности экономики государства;

- ограничения перекрестного субсидирования одних видов деятельности за счет других и сокращения в составе тарифов затрат, прямо не относящихся к грузовым перевозкам;


Вместе с тем, остается нерешенной проблема уменьшения государственного регулирования в целях развития конкурентной среды на железнодорожном транспорте, как одного из источников потенциального снижения уровня грузовых тарифов и повышения качества транспортного обслуживания, а также, проблема установления тарифов ж/д цехами промышленных предприятий. Важнейшими качественными показателями перевозок грузов являются: скорость доставки грузов, сохранность перевозимых грузов, оперативное предоставление информации о месте нахождения груза и т.д. Очевидно, что повышение качества перевозочного процесса требует определенных затрат у предприятий-перевозчиков. Эти затраты должны быть компенсированы более высокими тарифами на предоставляемые услуги. При расчете тарифов на перевозку грузов железнодорожным транспортом в качестве базовой принимается средняя для всех железных дорог себестоимость перевозок, которая определяется по всему грузообороту и по средней дальности перевозок по отдельным грузам. Доля прибыли в тарифе рассчитана исходя из принципа обеспечения равной прибыльности на вагоно-сутки для однотипного подвижного состава с учетом равновыгодности перевозок на различные расстояния.
Тарифы зависят: от типа вагона, вида отправки, грузоподъемности вагона, расстояния перевозки и некоторых других факторов. Грузовые железнодорожные тарифы подразделяются на общие, местные и исключительные:

- общие — основная форма тарифов. По ним определяется провозная плата более чем на 98% перевозок;

- местные тарифы - устанавливаются исходя из индивидуальных затрат перевозок по железным дорогам местного сообщения, включенным в общую сеть железных дорог;

- исключительные тарифы — предназначены для перевозки грузов в определенных направлениях на определенные расстояния и в настоящее время почти не применяются.


По видам отправок грузов железнодорожные тарифы подразделяются на повагонные, контейнерные и мелкие отправки:

- железнодорожный транспорт заинтересован в как можно более полном использовании грузоподъемности (загрузки) подвижного состава, поэтому в основе повагонного тарифа лежит ставка за вагон при определенной загрузке. Плата за повагонную перевозку взимается независимо от степени загрузки, использования грузоподъемности и вместимости вагона;

- тарифы на контейнерные отправки значительно выше вагонных, поскольку включают возмещение затрат на содержание контейнеров; Они устанавливаются независимо от рода и количества груза исходя из единых для всех грузов средних расчетных весовых норм для контейнеров разных размеров;

- мелкой отправкой считается партия груза по одной накладной весом до 10 т и объемом не более 1/3 вместимости крытого 4-осного вагона. Тарифы на мелкие отправки зависят от массы и габаритов груза и применяются для перевозок в так называемых "сборных поездах".


Существующей проблемой для ж/д цехов промышленных предприятий, является установление экономически-обоснованных тарифов для клиентов. Разработке тарифов на грузовые перевозки предшествует анализ внешних и внутренних факторов их формирования. Первая группа содержит факторы, которые дают представление относительно тенденций развития внешней среды предприятия. К ним относятся: уровень государственного регулирования экономики, антимонопольное законо¬дательство, таможенная политика, состояние финансово-кредитных отношений, система налогообложения, платежеспособность предприятий и населения, конъюнктура рынка и т.д. Если анализ внешних факторов призван определить направления стратегических действий, то заданием анализа внутренних факторов является, прежде всего, оценивание ситуации в сфере производства продукции на предприятии. Это нуждается в оценивании производственных ресурсов и их структуры, определение спроса на грузовые перевозки и ее конкурентоспособности, обосновании цены соответственно качеству транспортного обслуживания.


Разработка тарифов на грузовые перевозки промышленных предприятий должна предусматривать проведение исследований относительно последствий изменения цены в зависимости от ситуации на рынке (реакция покупателей и конкурентов, действия предприятия в ответ на изменения цен конкурентами и тому подобное). Методической базой таких исследований является анализ условий безубыточности, в основу которого положено разграничение расходов на постоянные и переменные. Проведение анализа безубыточности дает возможность получить ответ на два вопроса. Во-первых, приведет ли изменение цены к улучшению финансовой ситуации, а во-вторых - на сколько нужно увеличить объем грузовых перевозок, чтоб компенсировать потери выручки в результате уменьшения цены?


Своевременное решение данных проблем позволит существенно повысить эффективность работы железнодорожного транспотра при одновременном снижении затрат на его эксплуатацию. Данные методические указания могут использовать ж/д цехи промышленных предприятий для усовершенствования ценовой политики.

Литература

  1. Герасименко В.В. «Управление ценовой политикой крмпаний»: Учебник / В.В. Герасименко – М.: Эксмо, 2006. – 688с.
  2. Дугіна С.І. «Маркетингова цінова політика»: Навч. посібник – К.: КНЕУ, 2005. – 393с.
  3. Егорушков А.П. «Некоторые аспекты тарифной политики на железнодорожном транспорте», «Финансы» ноябрь 2000год, с.10-12

©ДонНТУ 2009 Нагорная Наталья Александровна