Проблемы экономики транспорта на современном этапе

Аксенов И.М.
канд.эконом.наук(КУЭТТ)


Источник: Залізничний транспорт України, №3, 2005,с.85-87

Совершенствование рыночных отношений в Украине обусловливают необходимость применения принципиально новых подходов к повышению эффективности управления транспортным комплексом Украины с целью обеспечения его устойчивых конкурентных преимуществ. Этих целей невозможно достичь без разработки и внедрения новых ресурсосберегающих технологий, без оптимального решения задач повышения экономических результатов и улучшения качества обслуживания потребителей транспортных услуг, без четкого взаимодействия всех видов транспорта между собой, а также с Правительством Украины, госадминистрациями регионов и потребителями. Названые и другие проблемы рассматривались на IV Международной научной конференции «Проблемы экономики транспорта», которая состоялась 28—29 апреля 2005 г. в Днепропетровском национальном университете железнодорожного транспорта имени академика В. Лазаряна.

На этой конференции собрались как известные, так и молодые ученые-экономисты. Они представили научные доклады по всем проблемам экономики транспортного комплекса, который как и экономика Украины находится на новом этапе развития. Особое значение имеет участие в роботе конференции молодых ученых. Именно от них ожидают новых идей и новых подходов к решению проблем транспортной экономики и формирования новой концепции управления транспортом. Поддержка молодых, их инициативы, опыт признанных ученых-экономистов — все это поможет разработать и внедрить новые концепции, принципы, методы и технологии, направленные на повышение эффективности деятельности транспортной отрасли Украины.

Участники конференции обменялись мнениями относительно последних научных разработок в области экономики, обсудили перспективы развития экономической транспортной науки, современные системы ценовой политики, рассмотрели проблемы управления в сфере транспортного комплекса и другие вопросы. Особый интерес вызвали выступления, посвященные вопросам реструктуризации транспортной отрасли; расчету себестоимости транспортных услуг, организации деятельности малодеятельных участков железных дорог; ценовой политике и стратегии; компенсации убытков за льготные и пригородные перевозки; взаимодействия железных дорог с центральными органами исполнительной власти, госадминистрациями регионов и потребителями транспортных услуг; освоению возрастающих объемов грузовых и пассажирских потоков; совершенствованию стандартов и требований к поцессу осуществления перевозок; философии организации безопасности транспортного комплекса и охраны окружающей среды в условиях становления современной рыночной экономи¬ки Украины. В выступлениях отмечалось, что с сокращением объемов перевозок по сравнению с 1991 годом размеры движения грузовых и пассажирских поездов на всех направлениях существенно сократились. С целью экономии дизельного топлива руководство Укрзализныци переориентировало основные поездо-потоки на электрифицированные линии железных дорог, на которых в настоящее время осуществляется почти 90 % всего грузооборота. Эта вполне оправданная с точки зрения эксплуатационной и экономической мера привела к еще большему увеличению числа малодеятельных участков на железных дорогах Украины.

В настоящее время имеется 47 участков с размерами движения до одной пары поездов в сутки. Их общая протяженность составляет 3619 км или 16,2 % всей протяженности сети железных дорог. Протяженность участков с размерами движения до 5 пар поездов в сутки составляет 4944 км или 22 % общей протяженности железных дорог. На этих участках показатели использования подвижного состава в 2—3 раза хуже среднесетевых, а себестоимость перевозок в 5—6 раз выше. В связи с аварийным состоянием пути на малодеятельных участках средняя техническая скорость движения поездов не превышает 20—25 км/ч. Кроме малодеятельных участков, на сети железных дорог насчитывается 106 участков консольного типа протяженностью от 1 до 60 км. Из них только три — электрифицированы. Это обстоятельство вынуждает на электрифицированных участках применять два виды тяги, что существенно увеличивает стоимость перевозок. Необходимо разработать отдель¬ную стратегию (концепцию) эксплуатации малодеятельных линий, учитывая их большую экономическую и социальную значимость в тяготеющих к железным дорогам регионах Украины с населением более 10 млн человек. В более чем 70-ти подотраслях промышленности Украины имеется 50 тыс. промышленных предприятий, из них 35 тыс. — малых. На них работает около 20 % всего занятого населения. Промышленное производство страны дает треть общего объема валового внутреннего продукта, почти 50 % общего объема товаров и услуг, а также 80 % экспортной продукции.

Промышленные предприятия являются основными системообразующими элементами жизненно важых сфер Украины. В экономической сфере они являются базисом формирования стоимости, источниками наполнения бюджета. В научной и образовательной деятельности — это двигатели развития, источники практических знаний. В социальной сфере — это базис, который позволяет реализовать человеческие возможности и обеспечить общество средствами существования. Анализ динамики развития промышленности в 2000—2002 годах показал, что объем производства в Украине вырос на 38,4 %, производительность труда повысилась на 54,8 %.

Создание рыночных основ функционирования и развития экономики Украины, изменение форм собственности предприятий и их реструктуризация (свыше 80 % предприятий имеют негосударственную форму собственности) существенным образом расширили возможности развития промышленного комплекса страны. Участие промышленности Украины в процессах глобализации пока еще минимально (практически нет отечественных транснациональных компаний). В Украине — еще малая доля дочерних предприятий мировых производителей, низкий уровень международных кооперационных связей. В то же время, Украина имеет значительный научно-технический, производственный и ресурсный потенциал промышленности, который дает возможность реализовать целый спектр преимуществ международного экономического сотрудничества.

Процессы глобализации требуют стимулирования инновационной деятельности, освоения новой культуры производства, приближения условий и оплаты труда к европейскому уровню. В настоящее время основными составляющими потенциала развития промышленности Украины являются: значительные производственные мощности (одни из наибольших в Европе), способные реализовать современные технологии и быстро наращивать объемы производства; научно-техническая система Украины, которая имеет свыше 100 академических организаций, 150 вузовских научно-технических центров и 300 отраслевых научно-исследовательских институтов, конструкторских и технологических учреждений с развитой инфраструктурой, способной удовлетворить потребности инновационного развития промышленности страны. В Украине созданы основные условия для реализации этого потенциала — динамичный внутренний рынок промышленной продукции и довольно развитая рыночная инфраструктура.

Переход на инновационный путь развития обеспечивается институциональными преобразованиями промышленного комплекса. Основными направлениями институциональных преобразований являются: создание макротехнологических производств с замкнутыми циклами по приоритетам инновационного развития; расширение сети и сфер деятельности малых предприятий; поддержка промышленного предпринимательства; оптимизация региональных промышленных комплексов и производственных мощностей предприятий; создание региональных промышленных кластеров; улучшение кооперационных связей; дальнейшая реструктуризация предприятий; создание транснациональных компаний, промышленно-финансовых групп и холдинговых компаний, технополисов, бизнес-инкубаторов, сетевых структур и др. Транспортный комплекс должен готовиться к освоению возрастающих объемов перевозок.

В условиях рыночной экономики в транспортной системе Украины предъявляются особые требования к обеспечению прозрачности тарифов на перевозку грузов и пассажиров. Необходимым условием является включение в себестоимость перевозок только полезно необходимых затрат. Публикации отечественных и зарубежных ученых за последнее столетие свидетельствуют о том, что эта проблема является актуальной и в настоящее время. Поэтому для осуществления перевозок при минимальных ценах необходим постоянный поиск путей разрешения этой проблемы и на железнодорожном транспорте Украины. Проблема снижения затрат на транспортные услуги является стратегической, так как рост этих затрат на транспортировку продукции ведет к ее удорожанию. Как правило, в цене любой народнохозяйственной продукции транспортная составляющая возникает несколько раз на стадиях: транспортировки сырья к месту его переработки; транспортировки готовой продукции; потребления этой продукции. Поэтому государственное регулирование тарифов на перевозку грузов и пассажиров является стратегически важным комплексом инструментов прямого и опосредованного воздействия государства на механизм ценообразования на рынке транспортных услуг.

Снижение издержек транспортного производства может быть осуществлено за счет реструктуризации структуры управления на железнодорожном транспорте; частичной приватизации в сфере убыточных пассажирских перевозок; эксплуатации объектов железнодорожной инфраструктуры (линий) транспорта альтернативными операторами-перевозчиками; диверсификации транспортного производства; продажи «ниток-графиков»; применения ресурсосберегающих технологий; внедрения лизинга и инновационной деятельности в сфере модернизации и обновления подвижного состава. На названных направлениях и должны сосредоточиваться усилия ученых-экономистов. Реструктуризация структур управления железнодорожного транспорта и переход на двухуровневую систему управления позволит, прежде всего, привести в соответствие контингент управленцев всех уровней.

Как следствие, это позволит снизить эксплуатационные расходы на содержание излишнего административно-управленческого персонала, расходы на материалы, топливо и электроэнергию, амортизационные отчисления (на основные фонды, которые будут реализованы или переданы по лизинговым операциям), прочие расходы. Снижение эксплуатационных и условно постоянных (административных) расходов обеспечит снижение себестоимости перевозок и транспортной составляющей в общих затратах производства, повышение его рентабельности, увеличение бюджетных поступлений. Украинские ученые и практики постоянно ищут наиболее рациональные пути снижения издержек транспортного производства и обеспечения прозрачности формирования тарифов. Особые требования в этом процессе диктует принятая в Украине программа экономии затрат и рационального использования имеющихся ресурсов.

Совершенствование национальной транспортной системы в условиях формирования современной рыночной экономики требует не только эффективности, интенсивности и сбалансированности развития экономики страны, развития механизмов и методов государственного регулирования, но и разработки теории философии безопасной работы транспортного комплекса и охраны окружающей среды. Анализ транспортных проблем показывает, что возможности национальной транспортной системы ограничены экономическими реалиями в стране, динамикой процессов формирования межгосударственного сотрудничества, недостаточным уровнем конкурентоспособности и кооперирования на макро- и микроуровнях, практическим отсутствием рациональной схемы транспортных сообщений, которая создавалась без учета современных международных транспортных коридоров. Теоретические подходы к разработке философии организации безопасной работы транспортного комплекса и охране окружающей среды предполагают поиск согласованных решений ряда основополагающих задач с целью создания равных условий конкуренции на основе единой транспортной политики, экологически ориентированного планирования транспортных инфраструктур, экологически безопасной технологии пассажирских и грузовых перевозок. Особое внимание следует уделить теоретической разработке и внедрению единой системы стандартов обеспечения безопасности движения и экологической безопасности, которые отвечали бы международным требованиям.

При этом значительно повышается роль государственных органов, управляющих процессами согласованного внедрения сертификации, нормированных требований экологической безопасности, научно обоснованного учета экологических факторов при выдаче лицензий на коммерческую деятельность на транспортном рынке, согласованной разработки и унификации общих законов в сфере транспорта, охраны окружающей среды, сертификации и стандартизации, совместного использования транспортно-транзитного потенциала.

Решение рассмотренных на конференции и других задач требует подготовки специалистов по прикладной логистике. Для этого нужны не специалисты широкого (экономического) профиля, а высококвалифицированные специалисты в области управления логистическими транспортными и производственными системами. Такие специалисты должны мыслить по-новому, знать теорию системного анализа, владеть логистической методологией, уметь находить оптимальные решения задач, связанных с вопросами повышения эффективности перевозок, качества обслуживания потребителей в условиях развития рыночных отношений в Украине. Они должны уметь оптимизировать решения стратегических и тактических задач по разработке и внедрению ресурсосберегающих технологий и автоматизированных систем, уметь создавать новые организационные структуры управления, способные обеспечить оптимизацию перевозочного процесса на всех его стадиях.