Обоснование инновационных проектов развития сферы обслуживания

Немчин М.С., Хобта В.М.
Донецкий национальный технический университет


Источник: Сучасний стан і проблеми інвестиційного розвитку — 2008 / Матеріали всеукраїнської науково-практичної конференції студентів і молодих вчених. — Донецьк, ДонНТУ — 2008, с. 10-11.


Сегодня, в XXI веке, розничная торговля становится все более динамичной и высококонкурентной бизнес-зоной. В мировой практике розничной торговли постоянно происходят изменения и делаются все новые шаги, нацеленные на сохранение постоянных клиентов и приобретение новых. К этому относится не только улучшение качества товаров, но и качество обслуживания покупателей, чему зарубежные специалисты уделяют огромное внимание.

Стратегия экономического и социального развития страны ориентирует ее на мировой рынок, который практически всегда связан с конкурентной борьбой, где предпочтения потребителей отдаются товарам и услугам с отличающимися свойствами, полученными благодаря внедрению инноваций, разработке высокотехнологических процессов и производств, невозможных без использования мощного научно-технического потенциала.

В современных условиях развития экономики, инновации становятся фактором, способным существенно влиять на формирование национальной конкурентоспособности. Вместе с тем полноценное использование инноваций возможно только при условии целенаправленной инновационной политики, проводи¬мой на государственном уровне. Эта задача особенно актуальна для Украины, обладающей значительным инновационным потенциалом, который в связи с отсутствием адекватной национальной политики используется явно недостаточно.

Проблемами инвестирования и инновационной политики страны занимались множество авторов: Грузнов Н.И., Денисюк В., Иванова Н.И. Пашута Н., Портер М., Федулова Л., Фриман К., Хобта В.М., Цихан Т.В., Проблемами развития и перспективами сфер торговли и услуг занимались авторы: Аакер Д., Бланк И.А., Буйнова Д., Гантер Б., Говард Д., Джадд, Дымшиц М.Н., Калинина М., Ф. Котлер. , Лавлок, Ратмелл, Стентон, Томас, Фернахам М., Чейз, Шет Д.

Необходимо уточнить конкретные пути развития сфер торговли и услуг страны за счет инновационной политики; конкретизировать направления инноваций в определенном инвестиционном проекте; привязать предложение конкретного инвестиционного проекта к специфике торгового предприятия.

Решение этих и многих других вопросов осуществляется при подготовке инвестиционного проекта. Рассмотрим этот процесс на примере, который направлен на развитие сфер торговли и услуг в целом, и торговых предприятий, на которых он будет внедряться, в частности. Одним из наиболее весомых факторов следует рассматривать отсутствие конкурентов. Важнейшей особенностью проекта является размер капитальных вложений и срок окупаемости.

В процессе подготовки проекта необходимо рассмотреть множество альтернатив, т. к. наша страна обладает огромных инновационным потенциалом, особенно в развивающихся сферах торговли и услуг. Для повышения привлекательности торговых предприятий, необходимо учитывать следующие факторы: расположение — строительство новых современных супермаркетов в отдаленных от центра города районах; отсутствие очередей - увеличение количества кассиров; возможность безналичного расчета — введение в сетях магазинов единых платежных карт, возможно с системой скидок.

Так как проект является инвестиционным, то оценить его эффективность можно благодаря показателям дисконтирования, которые учитывают влияние фактора времени. К таким показателям относятся: показатель чистой дисконтированной стоимости, который характеризует превышение дисконтированных доходов над расходами и изменяется в зависимости от значения процентной ставки (і), которая используется для учета фактора времени; показатель внутренней нормы прибыли (internal rate of return),он характеризует размер дохода на капитал, при котором наступает граница эффективности инвестиции, то есть инвестиция является минимально выгодной; оценка эффективности инвестиции может осуществляться на основе срока окупаемости (payback period), который характеризует время, необходимое для компенсации инвестированного капитала за счет получаемых Были установлены отличительные черты предлагаемой инновации, которые заключаются в том, что усилия покупателя будут затрачены лишь на то, чтобы сделать заявку и заказать необходимый ему товар, а все остальные действия берет на себя продавец.

Использование рассмотренных рекомендаций по обоснованию инновационных проектов развития сферы услуг позволяет осуществить значительное продвижение инноваций в развитии сфер торговли и услуг, значительно повысить качество сервиса обслуживания клиентов; достигнуть наивысшей шкалы таких факторов привлекательности торговых предприятий, как: отсутствие очередей, насыщенный ассортимент товаров, широкий выбор блюд и полуфабрикатов, широкая реклама. Реализация проекта обеспечивает значительный социальный эффект: рост занятости, индекса удовлетворения покупателей, индекса развития инфраструктуры.

© ДонНТУ Немчин