ЗАБОТА ОБ ОХРАНЕ ТРУДА РАБОТАЮЩИХ - ОСНОВА ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОИЗВОДСТВА

О. П. Фролов
ученый секретарь
ФГУ "Всероссийский
научно-исследовательский
институт охраны
и экономики труда"
Росздрава, к.э.н.,
засл. экономист РФ


Источник: Кадры предприятия. - 2008. - № 4. - С. 81-90.


Состояние и перспективы развития в Российской Федерации человеческого потенциала в структуре производительных сил являются основополагающими условиями благополучия страны и важнейшими факторами национальной безопасности, которая основывается на учете многообразия различных факторов. Результаты социальной политики находятся в прямой зависимости от общего экономического развития страны. До настоящего времени уровень производительности труда в развитых странах Западной Европы в 2-2,5 раза выше, чем в России.
На страницах печатных изданий уже не раз отмечалось, что проблема создания безопасных и здоровых условий труда работников становится не только социальной и экономической, но и политической, и ее решение требует комплексного подхода, в то время как Россия по-прежнему занимает одно из первых мест в мире по заболеваемости, и одно из последних — по продолжительности жизни.
По расчетам специалистов Всемирной организации труда (ВОЗ) если бы смертность людей в трудоспособном возрасте в результате хронических болезней в России удалось уменьшить всего на пару процентов, то это позволило бы существенно увеличить ВВП по сравнению с цифрами роста экономики, которые могут быть достигнуты при сегодняшней демографии.
Именно в этой области сегодня развертывается экономическое соревнование между странами.
Поиск новых подходов к управлению охраной труда и ее реформированию, как на федеральном, так и региональном уровнях обусловлен происходящими изменениями в экономике и социальной сфере. Государственная политика в области условий и охраны труда еще не в полной мере обеспечивает системный комплексный подход ко всему спектру решаемых задач в этой области и внедрению инновационных элементов экономической эффективности управления. В последние годы в России наблюдается динамика снижения травматизма на производстве со смертельным исходом, однако его уровень не может считаться удовлетворительным. Неблагоприятные условия труда являются причиной высокого уровня производственного травматизма и профессиональных заболеваний. Ежегодно получают травмы на производстве более 200 тыс. человек, умирают от воздействия вредных опасных производственных факторов около 180 тыс. человек. Следует отметить, что, несмотря на наметившуюся тенденцию снижения темпов общей смертности в России, более 30% (около 650 тыс. человек) умерших в прошлом году были в трудоспособном возрасте.
Неблагоприятные условия труда, производственный травматизм и профзаболевания ухудшают демографическую ситуацию. Охрана труда как система обеспечения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности не может рассматриваться в отрыве от социально-экономического положения организации, в которой они трудятся, потому что тесно связана с современным состоянием экономики, окружающей среды, основных фондов, уровнем лечебно-профилактического обслуживания, обеспечения средствами индивидуальной и коллективной защиты работающих, с качеством образования и обучения, научным и информационным потенциалом.
Для экономики России характерен высокий удельный вес добывающих видов экономической деятельности и первичной переработки природных ресурсов, которые являются наиболее травмоопасными, и поэтому проблема формирования действенных механизмов социальной защиты работников и охраны труда в стране от сложных сочетаний профессиональных и экологических рисков становится все более актуальной.
По данным Минэкономразвития России, в настоящее время объем промышленного производства в стране составляет 90% от уровня 1991 года, а в сельском хозяйстве — 81%. С увеличением темпов роста объемов производства, особенно в организациях травмоопасных видов экономической деятельности, вопросы создания безопасных для здоровья работающих условий и охраны труда приобретают тревожный характер. Ситуация усугубляется потерями трудового потенциала, возрастающей стоимостью трудовых ресурсов в условиях применения рыночных методов управления, в том числе, и в социально-трудовой сфере.
В этих условиях особое внимание должно быть уделено главному фактору повышения эффективности производства — росту производительности труда — показателю плодотворности целесообразной деятельности людей, измеряемой количеством продукции, произведенной в единицу времени. Это надежный ключ к улучшению качества жизни. В результате ее роста обеспечивается повышение заработной платы работников, важнейшим принципом организации которой является дифференциация в зависимости от квалификации работника, условий труда и вида экономической деятельности.
Труд каждого работника характеризуется определенной сложностью, особыми условиями выполнения и, естественно, для занятых на участках с тяжелыми и вредными условиями труда оплачивается значительно выше, чем труд работников, имеющих такую же квалификацию, занятых на участках с нормальными условиями труда. По оперативным данным Росстата рост производительности труда в 2007 году по сравнению с 2006 годом составил 6,3% при росте средней заработной платы 16,6%.
Очень своевременно, что в разработанной Минэкономразвития России Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, которая ставит своей целью восстановление Россией статуса мировой экономической державы, вопросам роста производительности труда на перспективу уделено особое место.
Отмечается, что за последние годы российская экономика демонстрирует устойчиво высокие темпы экономического роста (6-7% в год), значительно опережающие динамику мировой экономики, однако сегодняшние качественные характеристики российской экономики не позволяют ей использовать преимущества глобальной конкуренции.
Уровень конкурентоспособности современной инновационной экономики все в большей степени определяется качеством профессиональных кадров. Россия уже не может поддерживать конкурентные позиции в мировой экономике за счет дешевизны рабочей силы и экономии на развитии образования и здравоохранения. Требования устойчивого развития предусматривают опору на рост производительности труда, который позволил бы приблизить доходы российских граждан к уровню развитых стран, обеспечить возрастание роли человеческого капитала в социально-экономическом развитии.
Особенность перехода к инновационному типу развития состоит в том, что России предстоит одновременно решать задачи и догоняющего, и опережающего развития. В условиях глобальной конкуренции и открытой экономики невозможно догнать развитые страны мира по уровню благосостояния и эффективности, не обеспечивая опережающего прорывного развития в тех секторах российской экономики, которые определяют ее специализацию в мировом хозяйстве.
Одним из основных ограничений роста не только России, но и других стран развитого мира становится демографический фактор. По прогнозным данным ООН, население земного шара увеличится к 2020 г. на 17,7% и составит 7,7 млрд. человек. Почти на 97% этот прирост будет обеспечен за счет увеличения численности населения наименее развитых стран, в то время как многие развитые страны, прежде всего страны Европы и Япония, будут испытывать сокращение численности населения. В этих условиях повышение производительности труда обеспечит более 90% прироста ВВП в развитых странах (в 1981-2000 гг. - примерно 70%).
В России доминирующей тенденцией останется снижение численности населения — как в целом, так и, особенно, населения в трудоспособном возрасте, и возможной компенсацией сокращения численности населения может стать максимальное использование имеющихся внутренних демографических резервов, связанное с повышением занятости женщин и инвалидов, снижением смертности в трудоспособном возрасте.
Ожидаемые демографические сдвиги задают жесткие требования к будущим тенденциям экономического и социального развития России. Поддержание высоких темпов роста становится возможным только за счет опережающего повышения производительности труда и эффективности как экономики в целом, так и отдельных российских компаний. При этом усиление конкуренции со странами Европы и АТР за квалифицированную рабочую силу будет способствовать высоким темпам роста заработной платы в России и повышать требования к условиям труда.
В рамках первого и второго сценария предполагается снижение численности населения до 138 млн. человек к 2020 году и 133 млн. человек в 2030 году при ограниченных масштабах иммиграции. В третьем инновационном сценарии допускается, что активная демографическая политика сможет переломить негативные демографические тенденции на рубеже 2012-2015 годов и способствовать повышению численности населения до 142-145 млн. человек к 2030 году.
В период 2008-2020 годов реальная заработная плата возрастет в 3 раза по инновационному сценарию, в 2,6 раза — по энерго-сырьевому и в 1,9 раза — по инерционному. Предусматривается повышение официальной заработной платы в структуре доходов населения при сохранении опережающего роста заработной платы по сравнению с производительностью труда и снижении неформальных трудовых доходов.
В целом в рамках инновационного сценария доля среднего класса (к нему отнесены лица со среднедушевым доходом свыше 6 прожиточных минимумов, а также имеющие автомобиль, банковские сбережения и возможность регулярного отдыха за границей) повышается с 30% населения в 2010 году (около 20% в 2006 году) до 40-45% в 2015 году и до 50-55% в 2020 году, тогда как при инерционном сценарии она не превысит 30-35%. Эти социальные сдвиги являются не только результатом, но и предпосылкой экономического роста нового качества, поскольку предполагают формирование человеческого капитала более высокого качества, рост производительности труда и развитие сервисной экономики.
Приоритетными направлениями государственной демографической политики Российской Федерации являются снижение смертности, прежде всего сверхсмертности в трудоспособном возрасте, от внешних причин, создание условий для формирования здорового образа жизни.
В среднесрочной перспективе, в частности, предполагается:
1) принятие дополнительных мер по снижению смертности населения от сердечнососудистых и онкологических заболеваний, включая профилактику и своевременное выявление заболеваний на ранних стадиях, и оказание эффективной квалифицированной медицинской помощи;
2) проведение мероприятий по профилактике несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, своевременному их выявлению, разработка и реализация совместно с работодателями и объединениями профсоюзов мероприятий, направленных на улучшение условий и охраны труда, включая мероприятия по снижению профессионального риска застрахованного по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и оптимизации страховых тарифов, а также усиление ответственности субъектов трудовых отношений — работников и работодателей за нарушение требований трудового законодательства.
В долгосрочной перспективе намечается:
1) реализация программы содействия расширению моделей здорового образа жизни, специальные меры по содействию занятости женщин, имеющих детей, программы поэтапной ликвидации рабочих мест с вредными или опасными для репродуктивного здоровья населения условиями труда, мероприятия по профилактике и своевременному выявлению профессиональных заболеваний у работников, создание условий для комфортной жизнедеятельности семей, воспитывающих детей;
2) проведение мероприятий по упреждающему реагированию на возможные риски в демографическом развитии Российской Федерации и принятию превентивных мер по сбережению населения и др. Стратегической целью государственной политики в области развития рынка труда в долгосрочной перспективе является создание условий для обеспечения экономики высокопрофессиональными кадрами и повышения эффективности их использования.
Основным фактором ослабления дефицита рабочей силы остается процесс перераспределения работников из неэффективных предприятий в эффективные и повышение уровня производительности труда (в рамках целевого инновационного варианта — на 6,7% в год в 2011-2015 годах и на 7,5% в 2016-2020 годах).
Сложившийся в настоящее время и прогнозируемый в долгосрочной перспективе дисбаланс между спросом и предложением рабочей силы обусловливают устойчивое превышение темпов роста реальной заработной платы над производительностью труда, а также препятствия для полного выравнивания заработной платы между социальным, преимущественно бюджетным и частным рыночным секторами экономики. В 2011-2020 годах ожидается среднегодовой рост реальной заработной платы на 8-8,5% при росте производительности труда в экономике на 6,7-7,5%. В то же время, по нашему мнению, в предлагаемой Концепции недостаточно уделено внимания таким показателям, как снижение производственного травматизма и профессиональной заболеваемости. Неудовлетворительное состояние здоровья работающего населения негативно отражается на экономике страны. В Российской Федерации экономические потери в связи с повреждением (утратой) здоровья работников, обусловленным вредными и (или) опасными условиями труда, в 2006 году по экспертной оценке составили более 500,0 млрд. рублей (1,9% ВВП). Из-за болезней в среднем теряется до 10 рабочих дней (в странах Евросоюза — 7,9 дней) на одного работающего и в результате в целом по стране ежегодно не работает из-за болезней около 3 млн. человек.
Наряду с экономическими потерями из-за неудовлетворительных условий труда, производственного травматизма и профессиональных заболеваний страна несет большие социальные издержки. В связи с этим работодатели обязаны выделять средства на охрану труда в полном объеме, предусмотренном государственными нормативными требованиями согласно законодательству.
В промышленно развитых странах давно уже твердо осознали, что травматизм на производстве, профессиональные заболевания и общая заболеваемость работников не могут быть спутниками успешного бизнеса, экономического и, социального развития государства, и это — доказанная практикой реальность.
В Российской Федерации сохранилась тенденция роста удельного веса работников, занятых в условиях, не отвечаюших санитарно-гигиеническим нормам. В течение 2002-2007 гг. этот показатель увеличился с 19,2% до 24,0%.
Наибольший удельный вес работников, занятых в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам, отмечен в организациях, осуществляющих деятельность по добыче полезных ископаемых — 33,7%. Выше среднего значения этот показатель отмечен также в организациях по производству и распределению электроэнергии, газа и воды (27.9%).
Наибольший удельный вес работников, занятых тяжелым физическим трудом, при добыче каменного, бурого углей и торфа (35,2%), добыче металлических руд (16,5%), в металлургии (12.5%), при добыче нефти и газа (10,9%), на транспорте (9.7%), при производстве кокса, нефтепродуктов и ядерных материалов (8.4%), в строительстве (7,1%).
По прогнозу Минэкономразвития России, тенденция к сокращению численности работающих, занятых в основных видах экономической деятельности, сохранится: в ближайшие 10-15 лет здесь будет работать 50,1 млн. чел., около 7 млн. из которых, в т. ч. 1,6 млн. женщин, будет занято на работах с вредными и (или) опасными условиями труда. Эта тревожная тенденция требует глубокого и многостороннего исследования с целью поиска возможностей давления нарастающего дефицита трудовых ресурсов путем сокращения потерь, связанных с производственным травматизмом, профессиональной и производственно обусловленной заболеваемостью. Анализ причин заболеваемости в России показывает, что до 40% профессиональных заболеваний прямо или косвенно связано с неудовлетворительными условиями труда. Условия труда — не единственный фактор, влияющий на здоровье человека, но воздействие его на продолжительность жизни и наследственность нельзя не учитывать.
В связи с вредными и особо вредными условиями труда ежегодно досрочно, раньше общеустановленного возраста, выходят на пенсию 37% граждан. В 2007 году более 20% среди всех, впервые признанных инвалидами, утратили трудоспособность лица трудоспособного возраста (45-50 лет), и возмещение вреда, причиненного их здоровью, требует больших экономических затрат.
Следует признать тот факт, что получение работниками незначительных компенсаций за труд во вредных и (или) опасных условиях дезориентирует их, а у работодателей создает иллюзию заботы о работнике. Одни не способны критически оценивать будущее или текущее состояние своего здоровья, а вторые проявляют безразличие к здоровью своих работников. Такое «обоюдное» безразличие не побуждает работников предпринять должные меры по борьбе за здоровые условия труда, а работодателей к устранению вредных факторов или изменению технологии производства. В настоящее время компенсации за неудовлетворительные условия труда получают более 40% работающих.
Для работодателя самым дешевым способом защиты работников от вредных и опасных производственных факторов должно стать своевременное их обеспечение качественной спецодеждой, спецобувью и другими средствами индивидуальной защиты. Общая сумма затрат на приобретение этих средств ежегодно составляет более 20 млрд. руб. В среднем на их приобретение в расчете на одного работника расходуется около 2 тыс. руб. Для справки, в странах Евросоюза на обеспечение работника; средствами индивидуальной защиты тратится от 500 до 800 евро, несмотря на то, что в этих странах работодатели несут большие расходы на улучшение условий труда и охрану здоровья работников.
Назрела необходимость более последовательной оценки и принятия решительных мер по устранению факторов безответственности должностных лиц и работодателей за состояние условий и охраны труда организаций различных форм собственности и видов экономической деятельности.
Для того чтобы обеспечить безопасный труд на рабочих местах, необходимы квалифицированные кадры и ответственное, заинтересованное отношение к реализации конституционных прав работников как со стороны работодателей, так и руководителей на всех уровнях управления. Сложившаяся ситуация на рынке труда требует подготовки инженеров и специалистов, владеющих научными знаниями, способных реализовывать цели охраны труда и окружающей среды на различных уровнях: в организациях, учреждениях, различных социальных и инженерных службах, осуществлять методологическую, исследовательскую деятельность и осознающих социальную значимость своей профессии.
По данным Минэкономразвития России, в соотношении с другими странами в России непропорционально много работников, с одной стороны, с высокой (45% всех занятых) и, с другой — с низкой квалификацией (24%). Низкое качество рабочих мест оказывает негативное влияние на функционирование рынка труда и приводит к высокой текучести и нехватке рабочей силы на работах, связанных с тяжелым физическим трудом, вредными и опасными условиями труда и, как следствие, к потере кадровых ресурсов в связи с производственным травматизмом и профессиональными заболеваниями.
В связи со значительными социальными и экономическими потерями, вызванными производственным травматизмом и профессиональными заболеваниями, резко возрастает значимость углубленного исследования, оценки и разработки новых, более совершенных механизмов управления и методов воздействия на условия труда и профессиональные риски.
Реорганизованный распоряжением Правительства РФ от 10.03.2006 № 330-р на базе ФГУ «Всероссийский центр охраны труда» Росздрава путем присоединения государственных образовательных учреждений в гг. Екатеринбург. Новосибирск, Саратов, Челябинск, ВНИИ охраны и экономики труда в декабре 2007 года отметил 40-летие своей научной деятельности. В настоящее время это динамично развивающаяся научно-исследовательская и образовательная организация, работа которой направлена на:
- реализацию основных направлений государственной политики в сфере улучшения условий и охраны труда;
- профилактику и сокращение производственного травматизма и профессиональных заболеваний на предприятиях и в организациях;
- координацию и методическое обеспечение деятельности региональных центров охраны труда, обучающих организаций;
- распространение отечественной и зарубежной информации о мерах по совершенствованию системы охраны труда и др.
Приоритетным направлением становится комплексный подход к решению проблем экономики труда, росту эффективности производства и производительности труда с учетом восстановления научных традиций, сложившихся за 40 лет исследований, проводимых ранее по указанным вопросам.
Экономика труда относится к тем экономическим дисциплинам, которые на научной основе разрабатывают проблемы наиболее эффективного использования живого труда, рационального применения всех потенциальных возможностей совершенствования общественного производства. Содержанием экономики труда как науки являются вопросы не только организации повышения производительности труда, но и его оплаты и планирования, совершенствования кадрового потенциала. Среди важнейших проблем экономики труда — улучшение социально-экономических и производственных условий труда, усиление его творческого характера, всемерное сокращение ручного, малоквалифицированного и тяжелого физического труда; более полное сочетание материальных и моральных стимулов, усиление их воздействия на эффективность производства.
Специалисты по труду и охране труда имеют дело не только с системой «Человек — машина — предмет труда», но и с более сложной социальной системой «Человек — коллектив — общество» и важно обеспечить совпадение интересов во всех звеньях социальной системы, определить пути повышения эффективности производства с учетом влияния технических, организационных, психофизиологических и социальных факторов.
Поставлена цель использовать достижения других отраслей науки, изучающих его жизнедеятельность, как гуманитарных, так и естественных. К ним относятся, прежде всего, физиология и психология труда, а также социология, гигиена и охрана труда. На практике предстоит обеспечить тесную связь между экономикой труда и его нормированием, экономикой и организацией производства, трудовым правом и трудовым законодательством, которое определяет не только продолжительность рабочего дня и отдыха, но и ряд льгот и компенсаций, учитываемых при определении оптимальной численности работников, фонда оплаты труда, установлении режимов труда и отдыха.
Наряду с отечественным следует более полно использовать опыт стран Европейского Союза, где сформирована модель качества рабочего места, предусматривающая создание таких условий труда, которые являются предпосылкой успеха экономических процессов. Европейская комиссия на ее основе предложила программу экономических и социальных реформ, которой намечается до 2010 года поднять темпы роста ВВП до 3% в год и создать более 6 млн. рабочих мест. При этом к решению проблемы привлекается внимание заинтересованных сторон и, прежде всего, социальных партнеров.
Для обеспечения динамичного, опережающего движения России вперед руководством страны поставлена задача ускорения перехода к политике социального развития, предусматривающей формирование современной социальной среды вокруг человека и направленной, прежде всего, на улучшение его здоровья и условий труда.
Указом Президента РФ от 09.10.2007 № 1351 утверждена Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, в которой поставлена задача сокращения смертности не менее чем в 1,6 раза, прежде всего в трудоспособном возрасте, снижения уровня травматизма от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний за счет перехода к системе управления профессиональными рисками, а также за счет экономической мотивации для улучшения работодателем условий труда.
Начиная подготовку конкретных мер по обеспечению безопасных и здоровых условий труда важно определить: для чего они будут проводится, на кого рассчитаны, какие результаты ожидаются. В зависимости от поставленной цели выбираются методы ее достижения, даются поручения работникам, создаются комиссии (рабочие группы, экспертные советы и т.п.). Целесообразность разработки и внедрения мероприятий по охране труда обосновывается экономической эффективностью по таким оценочным показателям, как прирост производительности труда, снижение себестоимости продукции, условный годовой экономический эффект, прирост прибыли и рентабельности.
Эффективность мероприятия зависит от установления сроков его проведения, определения порядка учета выполненной работы, предупреждающих или корректирующих действий. Следует детально обосновать техническое оснащение рабочего места, финансовое и кадровое обеспечение.
В охране труда при решении задач обеспечения зашиты работника в процессе трудовой деятельности, как в повседневной работе, так и на перспективу, находят применение различные методы, позволяющие создать необходимый уровень безопасности. Внедрение дистанционного управления, автоматизации, роботизации и другие мероприятия позволяют освободить персонал от работ в опасных зонах. Нормализация рабочей зоны достигается путем исключения опасностей и приведения вредных факторов среды к нормативным значениям.
Комплекс намечаемых мер по снижению производственного травматизма и профессиональных заболеваний на производстве, повышению на этой основе эффективности производства в обязательном порядке включает:
1) совершенствование управления охраной и безопасностью труда в организациях;
2) обеспечение на постоянной основе комплексной оценки рабочих мест с позиции требований эргономики, санитарно-технических нормативов и государственных нормативных правовых актов по охране труда;
3) аттестацию рабочих мест по условиям труда и внедрение системы сертификации организации работ по охране труда;
4) создание современных средств индивидуальной и коллективной защиты приборов контроля вредных и опасных веществ в рабочей зоне и др.
Приспособлению работников к соответствующей производственной среде способствует обучение, в том числе и отдельных категорий застрахованных с использованием различных мер, позволяющих лучше усвоить необходимый объем знаний по безопасности.
Реализация целенаправленных мероприятий по улучшению условий и охраны труда позволит снизить показатель общего производственного травматизма, приблизить его значение к уровню развитых европейских стран, резко сократить удельный вес работников, занятых в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам.
Одним из новых направлений деятельности также является формирование системы социального аудита при взаимоотношениях предприятий и государственных органов, являющейся неотъемлемой частью системы общественного регулирования социальными процессами в обществе, в том числе по созданию безопасных условий труда.
Комплексность задач по решению назревших проблем потребует реализации различного рода мероприятий, таких как создание методических разработок, национальных стандартов и технических регламентов, подготовка законодательных инициатив, разработка целого ряда программных продуктов, а также проведение организационных и многих других мероприятий.
Государство в лице органов законодательной и исполнительной власти, как на федеральном, так и региональном уровне обязано полнее использовать различные формы регулирования: правовые, административные, финансово-экономические, что, к сожалению, пока не всегда реализуется на практике.