АТТЕСТАЦИЯ РАБОЧИХ МЕСТ ПО НОВЫМ ПРАВИЛАМ

Д. Л. Щур
начальник
юридического отдела
Издательстко-консультационного
центра "Дело и Сервис"


Источник: Кадры предприятия. - 2008. - № 9. - С. 55-67.


Об обязательности аттестации рабочих мест по условиям труда.

Обязанность по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда возложена на работодателя статьей 212 Трудового кодекса РФ: согласно абзацу десятому части второй названной статьи работодатель обязан обеспечить проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда.
При этом, как следует из части двенадцатой статьи 209 Трудового кодекса РФ, аттестация рабочих мест но условиям труда должна проводиться в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда. Таким органом в настоящее время является Минздравсоцразвития России, а указанным порядком — вышеназванный Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденный приказом Минздравсоцразвития России от 31.08.2007 № 569.
Неисполнение работодателем своих обязанностей по охране труда является нарушением трудового законодательства, юридическая ответственность за которое наступает в порядке, установленном соответствующим кодексом. Так, согласно части 1 статьи 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях нарушение законодательства о труде и об охране труда влечет:
1) для должностного лица — наложение административного штрафа в размере от 1 тысячи до 5 тысяч рублей;
2) для лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица — наложение административного штрафа в размере от 1 тысячи до 5 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
3) для юридического лица — наложение административного штрафа в размере от 30 тысяч до 50 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
Совершение аналогичного административного правонарушения должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное нарушение, в соответствии с частью 2 статьи 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях влечет дисквалификацию на срок от 1 года до 3 лет.
Работодателям также необходимо помнить, что статьей 143 Уголовного кодекса РФ предусмотрена уголовная ответственность за нарушение техники безопасности или иных правил охраны труда, совершенное лицом, на котором лежали обязанности по соблюдению этих правил, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека или смерть человека. Непроведение аттестации рабочих мест по условиям труда может стать первопричиной нарушения правил охраны труда, повлекшего негативные последствия.
Неисполнение руководством организации обязанности по проведению аттестации рабочих мест также может стать поводом для обращения представительного органа работников к работодателю с заявлением о нарушении руководителем организации, руководителем структурного подразделения организации, их заместителями трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, условий коллективного договора, соглашения. В силу части первой статьи 195 Трудового кодекса РФ работодатель обязан рассмотреть такое заявление и сообщить о результатах его рассмотрения в представительный орган работников. В случае, когда факт нарушения подтвердился, работодатель во исполнение части второй статьи 195 Кодекса обязан применить к руководителю организации, руководителю структурного подразделения организации, их заместителям дисциплинарное взыскание вплоть до увольнения.
Согласно части третьей статьи 11 Трудового кодекса РФ все работодатели (физические лица и юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности) в трудовых отношениях с работниками обязаны руководствоваться положениями трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.
Как следует из части пятой статьи 20 Трудового кодекса РФ, работодателями — физическими лицами признаются:
1) физические лица, зарегистрированные в установленном порядке в качестве индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также частные нотариусы, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, и иные лица, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию, вступившие в трудовые отношения с работниками в целях осуществления указанной деятельности (далее — работодатели — индивидуальные предприниматели). Физические лица, осуществляющие в нарушение требований федеральных законов указанную деятельность без государственной регистрации и (или) лицензирования, вступившие в трудовые отношения с работниками в целях осуществления этой деятельности, не освобождаются от исполнения обязанностей, возложенных Трудовым кодексом РФ на работодателей — индивидуальных предпринимателей;
2) физические лица, вступающие в трудовые отношения с работниками в целях личного обслуживания и помощи по ведению домашнего хозяйства (далее — работодатели — физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями).
Если нормой Трудового кодекса РФ не предусматривается специальное правовое регулирование для работодателей — физических лиц, то она распространяется на всех работодателей без изъятий, если, конечно, подзаконными нормативными правовыми актами особо не оговорены субъекты правового регулирования. Оговорка относительно работодателей — физических лиц сделана в пункте 1 Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда: из него следует, что его положения распространяются на работодателей — юридических лиц и работодателей — физических лиц, за исключением работодателей — физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями. Таким образом, работодатели - индивидуальные предприниматели обязаны проводить аттестацию рабочих мест по условиям труда наравне с работодателями — юридическими лицами.
Согласно пункту 1 Порядка аттестации рабочих мест по условиям труда подлежат все имеющиеся в организации рабочие места, в том числе - нестационарные.
Цели проведения аттестации рабочих мест условно можно разделить на 2 группы — корпоративные и государственно-значимые.

Об организационных вопросах проведения аттестации рабочих мест по условиям труда.

Сроки проведения аттестации рабочих мест по условиям труда устанавливаются исходя из того, что каждое рабочее место должно аттестовываться не реже 1 раза в 5 лет. При этом:
1) вновь организуемые рабочие места аттестуются после ввода их в эксплуатацию;
2) отдельные рабочие места при изменении определенных условий подлежат повторной аттестации (переаттестации). Так, в соответствии с пунктом 6 Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда обязательной повторной аттестации рабочих мест (переаттестации) подлежат рабочие места:
- после замены производственного оборудования;
- после изменения технологического процесса, средств коллективной защиты и др.;
- при выявлении нарушений правил проведения аттестации, по требованию должностных лиц Роструда, а также органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченных на проведение государственной экспертизы условий труда. Процедура аттестации рабочих мест состоит из следующих этапов:
I — подготовка к проведению аттестации (издание необходимых докуменТОВ, создание аттестационной комиссии и решение связанных с этим организационных вопросов, выбор аттестующей организации, пр.);
II — проведение оценки условий труда (гигиенической, травмобезопасности рабочих мест, обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты, фактического состояния условий труда на рабочих местах);
III — оформление результатов аттестации;
IV — использование результатов аттестации.
Каждый из этих этапов характеризуется определенными особенностями, на каждом из них составляются соответствующие документы.
Организационные вопросы аттестации в основном решаются на первом этапе.
Подготовка к проведению аттестации рабочих мест начинается с принятия работодателем (руководством организации или индивидуальным предпринимателем) решения о проведении аттестации рабочих мест и об определении необходимости привлечения аттестующей организации.
В Трудовом кодексе РФ не уточняется, каким именно способом работодатель должен проводить аттестацию рабочих мест — самостоятельно или с привлечением сторонней организации. Поэтому выбор остается за работодателем.
При небольшом штате и наличии технически оснащенных рабочих мест целесообразно обратиться к организации, специализирующейся на проведении аттестации.
Во-первых, это сэкономит средства на покупку специального измерительного оборудования. Во-вторых — минимизирует нарушение хода техноло¬гического процесса — не надо будет отвлекаться на организационно-технические вопросы, связанные с аттестацией. В-третьих — обеспечит определенную объективность результатов аттестации независимой оценкой состояния рабочих мест.
Организация, привлекаемая для аттестации рабочих мест по условиям труда (аттестующая организация), занимается этой деятельностью профессионально, при этом на нее распространяются все требования, установленные для работодателей в отношении порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда.
Большим же организациям лучше всего выделить, например, в службе охраны труда специальное подразделение, занимающееся вопросами аттестации рабочих мест. Так, если в организации более 1000 рабочих мест, притом, что каждое из них подлежит обязательной аттестации не реже 1 раза в 5 лет, то в среднем за рабочий день аттестоваться должно 1 рабочее место. В этом случае привлекать к аттестации по сути на постоянной основе стороннюю организацию не всегда оправданно. Однако, поскольку проведение аттестации рабочих мест является только частью задачи работодателя, названной в абзаце десятом части второй статьи 212 Трудового кодекса РФ, работодатель должен иметь в штате и специалистов, способных обеспечить проведение сертификации работ по охране труда в организации. Согласно Правилам сертификации работ по охране труда, утвержденным постановлением Минтруда России от 24.04.2002 № 28, сертификация работ по охране труда в организациях осуществ¬ляется посредством проверки и оценки соответствия элементов деятельности работодателя по обеспечению охраны труда государственным нормативным требованиям охраны труда с учетом проведения аттестации рабочих мест по условиям труда и особенностей организации работ по охране труда в отраслях экономики. Как правило, у аттестующих организаций уже отлажены процедуры сертификации, и работодателю целесообразнее обратиться к ним.
Еще одним аргументом в пользу привлечения аттестующей организации, имеющей соответствующую аккредитацию, является то, что затраты на проведение аттестации рабочих мест по условиям труда могут быть сделаны работодателем за счет страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, то есть за счет Фонда социального страхования. Такой вывод следует из пункта 3 Правил финансирования в 2008-году и в плановый период 2009-2010 годов предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, утвержденных приказом Минздравсоцразвития России от 30.01.2008 № 43н.
Несмотря на то, что аргументов в пользу привлечения аттестующих организаций достаточно, необходимо еще раз подчеркнуть, что решение о проведении аттестации самостоятельно или силами аттестующей организации работодатель принимает самостоятельно.
Первым административным шагом работодателя является издание приказа о проведении аттестации, в соответствии с которым:
1) создается аттестационная комиссия и определяется ее состав, а при необходимости — состав аттестационных комиссий в структурных подразделениях организации, утверждается председатель аттестационной комиссии, при необходимости — определяется заместитель председателя. В целях координации, методического руководства и контроля за проведением работы по аттестации рабочих мест аттестационная комиссия создается работодателем, у которого проводится аттестация рабочих мест, и при необходимости — аттестующей организацией на паритетной основе. «Паритетность» в данном случае следует понимать так, что каждая из сторон имеет один голос вне зависимости от общего числа представителей от работодателя и от аттестующей организации или равное количество представителей от каждой стороны. Порядком проведения аттестации рабочих мест по условиям труда рекомендуется формировать аттестационную комиссию из специалистов, прошедших подготовку по общим вопросам аттестации рабочих мест в организациях, уполномоченных на этот вид обучения Минздравсоцразвития России. В состав аттестационной комиссии рекомендуется включать:
- руководителей структурных подразделений организации;
- юристов;
- специалистов служб охраны труда;
- специалистов по кадрам;
- специалистов по труду и заработной плате;
- представителей лабораторных подразделений;
- главных специалистов;
- медицинских работников;
- представителей профсоюзных организаций или других уполномоченных работниками представительных органов, представителей комитетов (комиссий) по охране труда;
- уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профессиональных союзов или трудового коллектива; представителей аттестующей организации;
2) определяются сроки и графики проведения работ по аттестации рабочих мест. Для полноты организации подготовки к проведению аттестации в этом же приказе целесообразно дать поручения (распоряжения) соответствующим руководителям структурных подразделений и специалистам, определить ответственных за составление и ведение документации, решить другие вопросы.
Нет необходимости перечислять в приказе обязанности аттестационной комиссии — они исчерпывающе определены в Порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда. В их числе:
1) методическое руководство и контроль за проведением работы по аттестации рабочих мест на всех ее этапах;
2) формирование необходимых для проведения аттестации рабочих мест нормативных правовых и локальных нормативных актов, организационно-распорядительных, и методических документов и организация их изучения;
3) составление полного перечня рабочих мест организации;
4) подготовка предложений по приведению наименований профессий и должностей работников организации в соответствие с требованиями законодательства, если для этих профессий и должностей предусмотрено предоставление компенсаций работникам;
5) присвоение кодов производствам, цехам, участкам для проведения автоматизированной обработки результатов аттестации рабочих мест;
6) составление и подписание карт аттестации рабочих мест;
7) организация ознакомления работников с результатами аттестации рабочих мест по условиям труда;
8) подготовка предложений о внесении изменений и (или) дополнений в трудовые договоры с работниками об обязательствах работодателя по обеспечению работника необходимыми средствами индивидуальной защиты, установлению соответствующего режима труда и отдыха, а также других установленных законодательством гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;
9) разработка плана мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда в организации;
10) внесение предложения о готовности к сертификации организации работ по охране труда.
Если работодатель планирует возложить на аттестационную комиссию дополнительные обязанности, то эту задачу целесообразно решить в локальном нормативном акте, например, в Положении об аттестации рабочих мест по условиям труда в организации или в Положении об аттестационной комиссии по аттестации рабочих мест по условиям труда. Разработка и внедрение указанных локальных нормативных целесообразно для работодателя еще и по той причине, что в них он может подробно и четко регламентировать деятельность аттестационной комиссии.
В пакете документации, которую на подготовительном этапе готовит аттестационная комиссия, план (график) работы аттестационной комиссии и Перечень рабочих мест работодателя. Последний составляется по форме, утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от 31.08.2007 № 569.
При составлении указанного переч¬ня необходимо руководствоваться следующими правилами:
1) каждому рабочему месту присваивается свой порядковый номер, в том числе и рабочим местам одного наименования. Практика выработала несколько подходов к формированию такого номера, однако наиболее распространенным является включение в номер следующих данных:
- о самом рабочем месте (как правило — это номер в виде двузначной цифры от 01 до 99);
- о номере бригады (как правило, группа состоит из 3 цифр, где первая цифра указывает номер участка);
- о номере структурного подразделения, в котором находится рабочее место (как правило, обозначается группой из 3 цифр); о номере представительства (филиала, производства) (также обозначается группой из 3 цифр).
Работодатель может вести нумерацию рабочих мест иными способами, например. путем включения в состав номера рабочего места буквенных индексов, обозначающих соответствующие структурные подразделения или иную значимую для учета информацию;
2) при составлении перечня должны быть выделены аналогичные рабочие места. В качестве аналогичных рабочих мест могут рассматриваться рабочие места, которые характеризуются совокупностью следующих признаков:
- профессии или должности одного наименования;
- выполнение одних и тех же профессиональных обязанностей при ведении однотипного технологического процесса в одинаковом режиме работы;
- использование однотипного производственного оборудования, инструментов, приспособлений, материалов и сырья;
- работа в одном или нескольких однотипных помещениях или на открытом воздухе;
- использование однотипных систем вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения; одинаковое расположение объектов (производственное оборудование, транспортные средства и т.п.) на рабочем месте;
- одинаковый набор вредных и (или) опасных производственных факторов одного класса и степени.
К предполагаемым аналогичным рабочим местам относятся рабочие места с вышеперечисленными признаками и предполагаемыми одинаковыми условиями труда. Для выделения аналогичных рабочих мест номера дополняются буквой «а»;
3) наименование профессии или должности указывается в соответствии со штатным расписанием, код профессии или должности — в соответствии с Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОКПДТР). В том случае, если в ОКПДТР нет соответствующей профессии или должности, то в графе 3 перечня проставляется прочерк. Следует отметить, что отсутствие в классификаторе соответствующей профессии или должности может быть обоснованным (например, в связи с тем, что в ОКПДТР не учтена трудовая функция по новой для Российской Федерации профессии или должности) и необоснованным (когда штатное расписание составлялось без учета требований соответствующих квалификационных справочников и ОКПДТР). В последнем случае аттестационная комиссия, руководствуясь частью второй статьи 57 Трудового кодекса РФ, готовит предложения по приведению наименований тех профессий и должностей, с выполнением работ по которым связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений, в соответствие с квалификационными справочниками и опосредованно — с ОКПДТР. Указанные предложения могут поступить в подразделение, ответственное за составление штатного расписания и организацию труда, в качестве отдельного документа или отражаться в общем перечне мероприятий по результатам аттестации рабочих мест.