Влияние инфляционных процессов на уровень затрат предприятия

Ременец Д.С., Степанова Т.А.
Донецкий национальный технический университет


Источник: Наука без границ/ Материалы 4 международной научно-практической конференции "Наука без границ". — Прага — 2008, с. 9-15.


Основные исследования в сфере управления затратами на предприятии принадлежат таким отечественным и зарубежным ученым и практикам: О.В. Алексеевой, М.А. Болюх, М.А. Бахрушиной, В.Ф. Голову, М.Г. Горбатюку, Ш. Датару, К. Друри, В.Б. Ивашкевичу и др. Но, вместе с тем, рассматривая затраты в целом они не уделяли должного внимания изменению затрат под влиянием инфляции.

В условиях инфляции растут не только выручка от реализации, но и затраты предприятия на приобретение сырья, материалов, электроэнергии, получение кредитов и др. При превышении темпов роста цен на данные ресурсы по сравнению с ценами реализуемой продукции, у предприятия обостряется потребность в оборотных, прежде всего денежных средствах, растет потребность в дополнительных источниках финансирования, увеличиваются расходы, ухудшается финансовое положение. Инфляция резко усиливает значение многих факторов хозяйственной деятельности: экономии материальных и трудовых ресурсов; нормирования сырья, материалов, топлива, энергии и пр.; роста производительности труда (роста объемов производства при заданном (неизменном) общем уровне затрат); соотношения кредиторской и дебиторской задолженности.

В условиях инфляции оценку производственных запасов нередко проводят по методу ЛИФО. В этих условиях оценка приобретения и заготовки материалов более выгодна по учетным ценам и отклонениям от фактических затрат (а не по фактической себестоимости приобретений). При инфляции важно не допускать опережающего роста затрат на потребляемые изделия, сырье по сравнению с темпами инфляции, следует по возможности сохранять прежний уровень затрат на единицу продукции за счет роста объемов производства и дополнительных мероприятий. Проблема состоит в том, что во время быстро растущей инфляции в стране сложно уследить за изменениями отдельных составляющих в себестоимости продукции. Например, следует учитывать изменение цен на сырье и материалы, ведь удорожание этого фактора в первую очередь отразится на производстве товаров и услуг, в частности на объеме их выпуска, что повлечет за собой быстрое снижение прибыли предприятия. Мероприятия по борьбе с негативным влиянием инфляции на уровень затрат отдельно взятого субъекта хозяйствования должны разрабатываться исходя из сложившейся ситуации на самом предприятии после проведения детального анализа внутренних возможностей по управлению затратами, а именно, стоит ли больше внимания уделять нормированию труда, загрузке и интенсивности работы оборудования, экономии ресурсов по отдельным статьям калькуляции, стимулировать работников к более эффективному труду, требовать погашения дебиторской задолженности, стараться снизить кредиторскую, увеличивать объемы производства и так далее должен решать соответствующий орган по управлению предприятием. Менеджерам и специалистам предприятия необходимо проводить мониторинг внешней среды и анализ экономической обстановки в стране, устанавливать их влияние на деятельность субъекта хозяйствования и в связи с этим корректировать достигнутые и прогнозировать будущие результаты деятельности, то есть самостоятельно моделировать инфляцию. Бесспорно, для успешного осуществления моделирования инфляции требуется ввести ряд рамочных условий, а именно: законодательное про¬возглашение политики моделирования инфляции; четкое определение ответственного органа и его исключительных полномочий в области денежно-кредитной политики; независимость Центрального банка; надежная и последовательная фискальная поли¬тика; прозрачная, конкурентная и открытая финансо¬вая система; прозрачность денежно-кредитной политик и др.

©ДонНТУ 2009 Ременец Дмитрий Станиславович, Степанова Татьяна Александровна

Литература

  1. Безудержная инфляция на Украине/Финансовая консультация, 2008, №7 и №8, с. 57-58.
  2. Вайшнурс А.А., Мировой опыт управления инфляцией/Финансы и кредит, 2007, №10, с. 63-69.
  3. Адрианов В., Инфляция и методы ее регулирования/Маркетинг, 2006, №3, с. 3-13.
  4. Инфляция: основные виды и методы регулирования/Экономист, 2006, №6, с. 34-42.
  5. Фетисов Г.Г., Инфляция и рост регулируемых цен/Финансы, 2005, №7, с.15-18.
  6. Современная инфляционная волна: причины инфляции в Украине/Финансовая консультация, 2005, №17, с. 49-51.