Особенности выработки инновационной стратегии коммерческого банка

Сопова Е.И., Сайгина Т. Б.
Донецкий национальный технический университет


Источник: Тезисы доклада на "Дни теории и практики инвестирования", 27-28 март 2008 г., ДонНТУ, Донецк. .


Мировой опыт показывает, что успешно действующие финансовые организации все чаще строят свою деятельность на основе новой экономической логики, которая устанавливает четкую взаимосвязь между производительностью привлекаемого капитала, инновациями и конкурентоспособностью. При этом значительный выигрыш имеют те кредитные организации, которые наиболее оперативно содействуют внедрению востребованных обществом технологических инноваций, т.е. размещают инвестиционный капитал в акции компаний, осуществляющих непрерывное технологическое обновление. Подобные инициативы приносят банкам дополнительную прибыль, поскольку стимулируют появление новых идей и технологий, в наибольшей степени удовлетворяющих общественные потребности. Одним из важнейших направлений деятельности коммерческих банков (и украинских в том числе) становится инновационное развитие.

В связи с этим становится актуальным процесс выбора инновационной стратегии, от которого зависит, в какое русло будет направлена инновационная деятельность банка. При этом понятие стратегии Викулов В. С. трактует как "набор правил для принятия решений, которыми организация руководствуется в своей деятельности" [1,12]. Иначе понятие стратегии можно еще рассматривать как основное направление движения организации, в перспективе приводящее к намеченной цели. При формулировании инновационной стратегии банка рассматриваются четыре исходные составляющие: выделение ресурсов на осуществление инновационной деятельности, анализ среды, сопоставление возможностей банка и определение текущих целей. Все эти составляющие одинаково важны при определении дальнейшего пути развития кредитной организации, несмотря на их взаимную зависимость и неоднозначное влияние на уровень реализации.

Распределение инновационных ресурсов зависит от специфических характеристик банка и происходит в трех направлениях: рассмотрение долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных видов деятельности; выбор между новыми и уже существующими продуктами; выбор между новыми и уже существующими технологическими принципами и решениями. После выделения средств на инновационную деятельность решается ряд важных вопросов: разработка расходной части бюджета инновационной деятельности; определение альтернативных путей финансирования инновационной деятельности; выявление взаимосвязи между выделенными суммами и эффективностью отдачи от разработки и внедрения инноваций соответствующих секторов.

Необходимость анализа среды для формирования инновационной стратегии важна тем, что банку предоставляется возможность четко определить свое положение, выявить возможные угрозы и разработать контрмеры, определить появляющиеся возможности и найти способы их использования. Изначально инновационная деятельность в кредитных организациях относится к смежному пласту рыночных, финансовых, социальных, производственных и технологических отношений. Ввиду этого существует необходимость учитывать множество факторов для идентификации угроз и возможностей. Наиболее полно анализ среды возможно провести методом SWOT-анализа - от англ. сила (strength), слабость (weakness), возможности (opportunities) и угрозы (threats). Данный метод позволяет свести воедино внутренние и внешние факторы воздействия на банк и установить между ними устойчивые логические взаимосвязи.

Переходя от анализа среды к анализу потенциала банка необходимо отметить, что соответствие возможностей банка его стратегическим целям является немаловажным фактором при формулировании и выборе инновационной стратегии. Личные предпочтения и желания руководства кредитной организации являются в данном случае отягчающим фактором, поэтому их следует учитывать с достаточно большим допуском.

Анализ текущего потенциала и его динамика в прошлом, конечно, являются начальными данными для определения точки старта в процессе решения стратегических задач, однако нельзя забывать, что инновационный потенциал банка в настоящий момент времени и требования к нему в будущем могут разительно меняться. Для определения соответствия выбранной стратегии имеющемуся потенциалу следует рассмотреть пять факторов: пропорции между исследованиями и разработками (разработки/исследования); взаимодействие между подразделениями (сильное/слабое); жизненный цикл (длинный/короткий); процент затрат на инновационную деятельность (высокий/низкий); технологичность (высокая/низкая).

Вслед за анализом текущих возможностей банка необходимо провести выявление основных стратегических задач, стоящих перед банком. Ведь разработка инновационной стратегии, стратегическое планирование и расстановка стратегических позиций связаны с предвосхищением новых задач. Тем не менее проведенный многими авторами анализ имеющегося зарубежного и российского опыта инновационного планирования показывает частичную пригодность данного метода при очень относительной предсказуемости событий или их настолько быстрой скорости, что кредитная организация не успевает адекватно отреагировать на их появление. Отсюда возникла необходимость внедрения принципа своевременных решений, то есть управления стратегическими задачами на основе их ранжирования.

Литература

  1. 1. Викулов В. С. Концептуальный подход к разработке инновационной стратегии коммерческого банка// Финансовый менеджмент, №5, 2004
  2. 2. Боунегра А. Б. Управление рисками кредитования инноваций// www.risk-manage.ru






   

Статистика Реклама
Rambler's Top100