Д.В. Ерохин, Е.А. Ларичева

«Анализ теоретических положений инновационной деятельност»

Источник: Анализ теоретических положений инновационной деятельности



Любая организация, как бы успешно она ни функционировала, должна быть нацелена на освоение новых технологий, позволяющих производить новые виды продукции более высокого качества и с наименьшими затратами, иначе она окажется в кризисной ситуации.

Для экономики нашей страны, переживающей переход к рыночной форме хозяйствования, эта проблема особенно актуальна. Смена формы хозяйствования сопровождалась появлением большого количества дестабилизирующих факторов, таких как деформированная воспроизводственная структура, инфляция, технологическая отсталость, разрушение централизованной системы снабжения и сбыта, неразвитость финансово-банковской системы, неразвитость правовых основ, институциональной структуры и системы регулирования конкурентной рыночной экономики… Всё это, сопровождаемое распадом бывшего СССР, разрушением традиционно сложившихся связей, значительно затрудняло предприятиям переход к рынку. Кризис в экономике страны, усугубляемый инновационным кризисом, привёл к общему спаду производства и конкурентоспособности продукции, снижению заинтересованности руководства предприятий в каких бы то ни было технологических и товарных усовершенствованиях..

Сейчас, после более десяти лет реформ, экономическое положение в стране можно назвать относительно стабильным. Однако инновационной политике до сих пор не уделяется значительного внимания на всех уровнях.

Результаты исследования отечественных и зарубежных ученых подтверждают, что создание инновационной экономики является стратегическим направлением развития нашей страны в первой половине XXI века [1].

Инновационная экономика ? это экономика общества, основанная на знаниях, инновациях, доброжелательном восприятии новых идей, новых машин, систем и технологий, на готовности их практической реализации в различных сферах человеческой деятельности. Она выделяет особую роль знаний и инноваций, прежде всего знаний научных. В инновационной экономике под влиянием научных и технологических знаний традиционные сферы материального производства трансформируются и радикально меняют свою технологическую основу, ибо производство, не опирающееся на новые знания и инновации, в инновационной экономике оказывается нежизнеспособным.

Термин «инновация» последнее время широко используется во всех областях научного знания. Истоки слова следует искать в латинском языке. «Инновация» происходит от латинского inovatis (in - в, novus - новый) и в переводе означает “обновление, новинка, изменение”. На русский язык «инновация» переводится именно как "нововведение". Однако за последние 10 лет иностранное слово вытеснило русское, и "инновация" вполне прижилась, несмотря на неутихающие дискуссии по этому поводу.

Понятие «инновационная деятельность» в советской литературе и хозяйственной практике появилось в конце 80-х годов и приобрело значение процесса научно-технической, организационно-экономической деятельности, направленной на создание прогрессивной техники и технологий на основе достижений НТП [2].

Инновационная деятельность ? это деятельность, направленная на использование и коммерциализацию результатов научных исследований и разработок для расширения и обновления номенклатуры и улучшения качества выпускаемой продукции (товаров, услуг), совершенствования технологии их изготовления с последующим внедрением и эффективной реализацией на внутреннем и зарубежных рынках. Она должна обеспечить устранение разрыва между имеющимся объемом и уровнем уже полученных и проверенных научно-технических достижений и их применения на развиваемых (создаваемых) предприятиях.

Из современных российских авторов можно отметить Г.С Гамидова [3], который отмечает, что инновация (нововведение) — это конечный результат интеллектуальной деятельности (научно-технических исследований, научно-технических открытий и изобретений, научных идей) в виде некоторого нового объекта (системы, технологий, оборудования, товаров и услуг и т. п.) или в виде некоторого объекта, качественно отличного от предшествующего аналога.

Инновации свойственны как динамический, так и статический аспекты. В последнем случае инновация представляется как конечный результат научно-производственного цикла, эти результаты имеют самостоятельный круг проблем.

Создатели инновации (новаторы) руководствуются такими критериями, как жизненный цикл изделия и экономическая эффективность. Их стратегия направлена на то, чтобы превзойти конкурентов, создав новшество, которое будет признано уникальным в определенной области [4]

Инновация характеризуется более высоким научно-техническим уровнем, новыми потребительскими качествами продукта и услуг по сравнению с предыдущим продуктом. Понятие “инновация” применяется ко всем новшествам как в производстве, так и в организационной, финансовой, научно-исследовательской, учебной и других сферах. Оно распространяется на новый продукт или услугу, способ их производства. Оно более широкое, чем понятие “новая техника”, так как последнее применяется только в отношении орудий труда, новых материалов, реагентов и прочих механизмов и инструмента, используемых в производстве.

Однако инновация – это не просто объект, внедрённый в производство, а успешно внедрённый и приносящий прибыль. Инновации – это одновременное проявление двух миров – мира техники и мира бизнеса. Когда изменения происходят только на уровне технологии – это изобретения, когда к изменениям подключается бизнес, они становятся инновациями.

Анализ различных определений приводит к выводу, что специфическое содержание инновации составляют изменения, а главной функцией инновационной деятельности является функция изменения.

Таким образом на основе изложенного, можно отметить, что инновация – это сложный, творческий и сопряженный с риском процесс разработки, внедрения и коммерциализации лучшей по своим свойствам продукции (работ, услуг) для любой сферы общества на конкурентном рынке.

Инновация – это процесс последовательной трансформации творческой идеи в продукт (работу, услугу) и выведение его на рынок с использованием всех доступных для организации ресурсов.

Что касается видов самих инноваций, то различные авторы приводят достаточно обширные их классификации. Здесь отметим только, что в общем виде все инновации можно разделить на продуктовые и процессные. Результатом первых является появление на рынке нового продукта, результатом вторых – внедрение в производство новых технологий.

Процесс распространения инноваций называют диффузией инноваций. Диффузия – это распространение уже однажды освоенной и использованной инновации в новых условиях или местах применения [4]. Инновация имеет четкую ориентацию на конечный результат прикладного характера, она всегда должна рассматриваться как сложный процесс, который обеспечивает определенный технический и социально-экономический эффект. Инновация в своем развитии (жизненном цикле) меняет формы, продвигаясь от идеи до внедрения. Протекание инновационного процесса, как и любого другого, обусловлено сложным взаимодействием многих факторов. Использование в предпринимательской практике того или иного варианта форм организации инновационных процессов определяют три фактора:

• состояние внешней среды (политическая и экономическая ситуация, тип рынка, характер конкурентной борьбы, практика государственно регулирования и тд.);
• состояние внутренней среды данной хозяйственной системы (наличие лидера-предпринимателя и команды поддержки, финансовые и материально-технические ресурсы, применяемые технологии, размеры, сложившаяся организационная структура, внутренняя культура организации, связи с внешней средой и т.д.);
• специфика самого инновационного процесса как объекта управления.

Инновационный процесс может рассматриваться как относительно обособленный, имеющий свой конечный продукт и использующий традиционные процессы и структуры в качестве средств своей реализации без какого-либо их существенного изменения. Управление таким простейшим типом инновационного процесса сводится к выделению ресурсов для обеспечения данного процесса и созданию дополнительных стимулов к участию в нём обеспечивающих систем и служб.

Использование инноваций сопряжено с риском, но отказ от них еще более рискован. Инновации ? это «возмутители спокойствия», требующие соответствующего напряжения сил и энергичных действий. Предприятия еще не смогли в полной мере освоить систему инноваций, экспериментов, изменений и приспособить к этому действующие системы планирования и управления производством, поэтому преобладает ориентация на текущие краткосрочные цели получения сиюминутной прибыли. В России пока еще недостаточен опыт инновационной деятельности промышленных организаций в условиях рыночных отношений. Поэтому сегодня крайне важно, изучая и используя опыт стран с развитой рыночной экономикой, разрабатывать собственные научно-практические рекомендации для организации менеджмента инновационной деятельности в отдельной организации и экономике страны в целом. Широкое толкование инновационной деятельности, как нового, охватывает все, что понимается под научно-техническим прогрессом. Однако при этом происходит смешение научных и инновационных приоритетов, порождая ложные представления об одинаковости требований к инфраструктурам, обеспечивающим научное или инновационное развитие. Научно-технический прогресс разделяют условно на две главные взаимосвязанные и взаимодополняющие составляющие ? составляющую научно-технических достижений и составляющую производственно-технических достижений. В первом случае результатами научно-технического прогресса являются научные достижения ? новые знания, новые научно-технические идеи, открытия и изобретения, новые технологии на принципиально новых физико-химико-биологических принципах. Во втором случае результатами научно-технического прогресса являются производственно-технические достижения - инновации, создание которых предполагает:

профессиональное целенаправленное развитие и доведение результатов научно-технических достижений до создания новых технологий, новых систем, машин, оборудования, новых методов организации и планирования производства и т.п.; - практическую реализацию созданных результатов производственно-технических достижений потребителю либо через рынок, либо через механизм “заказ – исполнение”;
- обеспечение эффективного использования и эксплуатации созданного инновационного продукта;
- исследование и получение новых научно-технических достижений (если таковые отсутствуют), необходимых для создания и реализации востребованных рынком или заказчиком инноваций (будем называть их инновационно направленными научно-техническими достижениями).

Как показывает опыт развитых стран мира, основным ядром инновационной инфраструктуры, наиболее адекватным механизмом реализации научно-технических нововведений ? инноваций является инфраструктура инновационных инжиниринговых центров (фирм, предприятий), которые должны аккумулировать лучшие отечественные и зарубежные знания и технологии, выступать для заказчика системным интегратором и гарантом успешной реализации инновационного проекта и обеспечивать охват полного инновационного цикла: от изучения конъюнктуры рынка конечной инновационной продукции, технико-экономического обоснования инновационного проекта и его разработки до комплектной поставки оборудования, его системной интеграции, сдачи готового проекта с кадровым обеспечением и последующим сервисным обслуживанием [1].

Литература

1. Исмаилов Т.А., Гамидов Г.С. Инновационная экономика – стратегическое направление развития России в XXI веке // Инновации. – 2003. – №1 (58). – С 16-20.

2. Грачев Н.Н., Ломакин О. Е., Шленов Ю.В. Введение в психологию инновационной научно-технической деятельности: Учебное пособие. - М.: Высш. шк. 1996 г. - 306 с.

3.Гамидов Г.С. И др. Основы инноватики и инновационной деятельности / Г.С. Гамидов, В.Г. Колосов, Н.О. Османов - СПб.: Политехника, 2000ю - 323 с.: ил.

4. Инновационный менеджмент: Учебник для вузов/ С.Д. Ильенкова, Л.М. Гохберг, С.Ю. Ягудин и др.; Под.ред. С.Д. Ильенковой. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997. - 325 с.

5. Инновационный менеджмент: Учеб. пособие / Под. ред. д.э.н., проф. Л.Н.Оголевой. - М.: ИНФРА-М, 2003. - 238 с. - (Сер. Высшее образование)