Формирование методики оценки эффективности инновационных проектов

 

О.В. Коршун

Уральский государственный экономический университет, г. Екатеринбург

 

Источник: Третья окружная инновационная конференция «Региональные аспекты нуачно-технической политики: от фундаментальных исследований до реализации инноваций». - Екатеринбург, УрГЭУ - 25-29 октября 2004г., с. 152 http://www.uran.ru/reports/2005/3dic_2004/section2/s2p120.htm

Методические рекомендации по оценке эффективности инновационных проектов предназначены для разработчиков проектов; организаций, осуществляющих экспертизу и отбор проектов; государственных органов, проводящих мониторинг инновационной деятельности; организаций, осуществляющих финансирование научно-технических проектов; менеджеров проектов и т.п.

Инновационный проект — это система взаимоувязанных целей и программ их достижения, представляющих собой комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, организационных, финансовых, коммерческих и других мероприятий, соответствующим образом организованных (увязанных по ресурсам, срокам и исполнителям), оформленных комплектом проектной документации и обеспечивающих эффективное решение конкретной научно-технической задачи, приводящей к инновации.

Инновационные проекты обладают повышенной степенью риска, но при этом создают возможность получения высокой отдачи на вложенный капитал. Реализация инновационных проектов должна способствовать эффективному переводу результатов научных исследований и разработок в коммерческие результаты.

Основной задачей оценки эффективности проекта является выработка критериев его эффективности, то есть количественных и качественных показателей, изменения которых отражают достижение или, наоборот, отклонение от цели. Данные критерии основаны на научно-технических, организационных, рыночных и экономических перспективах реализации проекта.

Объектами оценки выступают научно-технические и инновационные проекты, имеющие своей целью коммерциализацию результатов НИОКР и претендующие на оказание им поддержки из средств бюджета и внебюджетных источников финансирования. Проекты рассматриваются с точки зрения реальных возможностей производства конечной наукоёмкой продукции в соответствии с рыночными потребностями.

Оценка проектов должна производиться поэтапно. На первом этапе проводится первоначальная диагностика инновационного проекта. В случае положительного результата, на втором этапе осуществляется углубленная экспертиза инновационного проекта и проработка путей его эффективной реализации.

Первоначальная диагностика инновационных проектов (ПДИП) – совокупность методологических средств и технических приемов, используемых для предварительной оценки технологического, коммерческого и рыночного потенциала проектов.

Цель ПДИП – с минимальными затратами времени и средств принять решение о необходимости комплексной экспертизы того или иного инновационного проекта.

Задачи ПДИП:

· оценка возможностей автора проекта и его команды в реализации проекта;

· проверка технологии на патентную чистоту;

· оценка технического уровня инновационного продукта;

· оценка конкурентоспособности инновационного продукта;

· анализ предполагаемых промышленных, коммерческих и рыночных результатов внедрения инновационного продукта и сопоставление их с затратами, связанными с разработкой и реализацией;

· анализ рисков реализации проекта.

ПДИП должна обеспечить отбор инновационных проектов, имеющих наиболее высокую степень инвестиционной привлекательности при приемлемом уровне риска. Представленные инновационные проекты должны быть сопоставимы и подвергаться анализу с помощью единой системы показателей.

Критериями отбора проектов на этапе первоначальной диагностики являются:

· соответствие основным тенденциям развития науки и технологии;

· новизна подхода к решению проблемы и уникальность технологии;

· высокий научно-технический уровень используемых в проекте разработок;

· реалистичность задачи;

· возможность эффективной правовой защиты;

· отсутствие аналогов нового продукта или его явное превосходство перед аналогами;

· потенциальная востребованность и конкурентоспособность инновационного продукта;

· высокий уровень менеджмента авторского коллектива проекта и наличие опыта в реализации проектов;

· социальная и региональная значимость результатов проекта;

· экологическая безопасность.