О ПРОБЛЕМЕ МОЛОДЕЖНЫХ НАПИТКОВ В УКРАИНЕ

Трищ Т.В

Донецкий национальный технический университет

Материалы Международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых "Маркетинг в XXI столетии", май 2008 года

О ПРОБЛЕМЕ МОЛОДЕЖНЫХ НАПИТКОВ В УКРАИНЕ

Первый рейхсканцлер Германии Бисмарк, знавший не понаслышке о "пользе" пива, дал следующее определение пивному алкоголизму: "От пива делаются ленивыми, глупыми и бессильными". Согласно современным исследованиям, пиво – это первый легальный наркотик. Наркологи утверждают, что алкоголь является самым агрессивным из наркотиков, а пивной алкоголизм характеризуется особой жестокостью.
На самом деле, по вредности для организма пиво может сравняться только с самогоном, т.к. в процессе спиртового брожения и в пиве и в самогоне в полном объеме сохраняются сопутствующие алкоголю гораздо более ядовитые соединения (побочные продукты брожения). Это альдегиды, сивушные масла, метанол, эфиры, содержание которых в пиве в десятки и сотни раз превышает уровень их допустимой концентрации в водке, полученной из спирта высшей очистки. Кроме того, пиво уже давно не является слабоалкогольным напитком, так как за последние годы содержание алкоголя в пиве достигает 14%. По скорости привыкания, пивной алкоголизм развивается в 3-4 раза быстрее водочного.
А тем временем отечественный рынок пива продолжают делить между собой четыре крупнейших игрока – «САН ИнБев Украина», ВВН, «Оболонь» и «Сармат», контролирующие чуть больше 92% рынка. А закрытие небольших региональных заводов открывает гигантам перспективы побороться за высвободившиеся два процента.
Впрочем, при относительной стабильности ситуации конкуренция между ними не прекращается ни на день. Она лишь приобретает новые очертания, отражающиеся не только в нарастании агрессивности маркетинговой политики и расширении ассортиментной линейки, но и в инновациях, поиске и освоении новых ниш. Делается это, во-первых, за счет выведения на рынок новых оригинальных сортов пива (например, так называемого ледяного, нефильтрованного, безалкогольного, фруктового). Во-вторых, за счет развития отдельных сегментов (к примеру, суперпремиального, в который входит лицензионное пиво известных международных марок).
Из-за изобилия продукции на рынке все сложнее убедить покупателя приобрести товар, ссылаясь исключительно на его качество. Поэтому производители активно занялись развитием нишевых сортов пива, которые по своим вкусовым и имиджевым характеристикам имеют явные отличия от массовых марок. И в этом наш пивной рынок, несмотря на то, что российский в целом развивается активней, стартовал раньше, и мы опережаем северную соседку. Сейчас в украинской рознице гораздо больший выбор сортов, а некоторые сорта пива у нас появились раньше, чем в России.
По сравнению с европейскими пивными рынками украинский еще достаточно молод и открыт для экспериментов. На западных рынках, где конкурентная борьба разворачивается за десятые доли процента рынка, пивовары вынуждены проводить широкомасштабные рекламные кампании уже известных традиционных брэндов. Украинские же производители пока пользуются неизбалованностью отечественных потребителей и пытаются сформировать вкусовые пристрастия, экспериментируя с различными пивными напитками.
Крупные производители преуспели в продвижении своих брендов, используя для этого различные маркетинговые инструменты. Основные усилия игроков рынка направлены на торговый маркетинг, промо-активность. Большое внимание также уделяется логистике и дистрибуции, поскольку в выигрыше останется тот, кто сможет обеспечить присутствие товара в рознице в кратчайшие сроки.
Рынок пива растет за счет увеличения потребления, а не количества потребителей. Специалисты говорят об увеличении в Украине потребления не только простого пива, но и дорогого пива. Только за 8 месяцев 2007 года по сравнению аналогичным периодом 2006 года пивной премиум-сегмент вырос на 57%. А потребление пивного напитка в стране до конца текущего года может вырасти на 18%, скептики утверждают, что на не более 7-10%. Полное насыщение рынка можно ожидать к 2010 году. До этого времени рынок всё равно будет расти, но с регрессирующей динамикой, когда среднедушевое потребление пива вырастет до 60 л в год.
А ведь многим известно о вреде, наносимом хмельным напитком! Какие бы полезные и целебные свойства ни приписывались хмелю, его смолы, являясь концерогенами, неминуемо делают свое пагубное дело. В материалах Всемирной Организации Здоровья указано, что потребление именно пива достоверно повышает риск развития рака толстой кишки. Содержащийся в пиве кобальт вызывает воспалительные процессы в пищеводе и желудке.
Поэтому, с целью ограничения рынка алкогольных и слабоалкогольных напитков, а соответственно – свести на минимум их рекламу, Президент Украины Виктор Ющенко подписал Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно рекламы». Этот закон Верховная Рада приняла 18 марта 2008 года. По закону, с 1 января 2009 года на носителях внешней рекламы в городах и за их пределами исчезла реклама алкоголя, табака и слабоалкогольных напитков.
Также в телепередачах будет запрещено приводить любую информацию рекламного характера о спонсоре – производителе алкогольных напитков.
С 1 января 2010 года будет запрещена реклама алкоголя и табака в печатных СМИ, кроме специализированных изданий. С момента подписания закона будет запрещено рекламирование пива популярными лицами.
Будем недеяться, что вместе с этим Законом сократится не только реклама, но и потребление пива, а сами производители задумаются о составе своего продукта и надуманных мифах о его полезности…

студентка гр. ЭПМ 08-м Трищ Т.В