ЭТАПЫ И ФОРМЫ ПОДГОТОВКИ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ

Хобта В.М.
Донецкий национальный технический университет


Источник: Управление инвестициями:учебное пособие. Донецк:ДонНТУ 2005г. с.42-50


Инвестиционный проект - это система организационно-правовых и расчетно-финансовых документов, которые определяют программу вложения капитала. Цикл осуществления инвестиционного проекта включаетт доинвестиционную, инвестиционную, оперативную фазы. Каждая из них отличается по своему содержанию и назначению.

    Доинвестиционная фаза включает следующие этапы:
  1. Исследование инвестиционных возможностей.
  2. Предыдущее технико-экономическое исследование.
  3. Формирование проекта (технико-экономическое исследование).
  4. Окончательная оценка и принятие решения об инвестировании.

Исследование возможностей реализации инвестиционного проекта имеет общий характер и основывается на обобщенных оценках, а не на подробном анализе. В зависимости от характера объекта проводиться или исследования общих возможностей, или исследования возможностей для конкретного проекта. Исследование возможностей реализации конкретных проектов можно определить как трансформацию начальных замыслов о проекте и предложении об инвестировании. Поскольку оно должно стимулировать заинтересованность инвестора, то должно содержать информацию, что позволяет получить представление не только об идее проекта, но и о результатах его реализации: оценку спроса на продукцию; текущие и прогнозные цены на продукцию; вероятный объем инвестиций; предыдущие оценки по разделам технико-экономического обоснования проекта, в первую очередь оценку эффективности. Информация, что содержится в исследовании возможностей проекта, как правило, не нуждается в значительных расходах на ее подготовку, потому что она назначена, главным образом, для выявления основных аспектов возможных предложений по объектам.

    Детальная разработка проекта являет собой дорогой и длительный процесс. Поэтому перед выделением средств на формирование проекта целесообразно сделать предыдущее технико-экономическое исследование, в результате которого может быть приняты следующие решения:
  1. возможности инвестирования перспективны и позитивное решение может быть принято на основании информации, полученной на стадии предыдущего технико-экономического обоснования;
  2. концепция проекта убедительна и определяет необходимость детального анализа на стадии формирования проекта;
  3. отдельные аспекты проекта нуждаются в проведении специальных исследований для тщательного изучения определенных вопросов (например, проведение лабораторных экзаменов, опытного производства);
  4. данной информации достаточно, чтобы проект признать не жизнедеятельным.

Предыдущее технико-экономическое исследование необходимо рассматривать как вторую, промежуточную стадию между исследованием возможностей проекта и формированием проекта. Причем, расхождение между второй и третьей стадией заключается, главным образом, в степени подробности полученной информации при одинаковом содержании и структуре. Потому даже ни стадии предыдущего технико-экономического обоснования необходимых всесторонне выучить альтернативы:

Стадия предыдущего технико-экономического исследования может быть опущена в том случае, если исследование возможностей содержит достаточно данных для формирования проекта или для решения об отказе от его осуществления. Однако в тех случаях, когда экономическая сторона проекта остается неясной, то обязательно проводится предыдущее технико-экономическое исследование. На этом этапе для определение небольших элементов инвестиционных расходов можно использовать упрощенные расчеты. Однако весомые элементы расходов должны определяться достаточно обоснованно. Место предыдущего технико-экономичного исследования в общей схеме обоснования проекта.

Формирование проекта (технико-экономическое исследование) есть основой (технической, экономической, коммерческой) для принятия решения об инвестировании. В нем должен содержаться анализ всех компонентов проекта и результатов его осуществления. Анализ должен охватывать альтернативные решения проекта и возможные условия его реализации. Если полученные данные свидетельствуют о не жизнедеятельности проекта, то стоит сделать коррекцию некоторых параметров с тем, чтобы найти и использовать существующие возможности повышения рентабельности проекта. При повторном получении негативного ответа необходимо обосновать нерентабельность проекта.

При переходе проекта от одного этапа разработки к другому точность сметы инвестиционных и производственных расходов увеличивается. Как свидетельствует практика, степень точности в среднем составляет:

Однако эти данные нельзя использовать для коррекции полученных на предыдущих стадиях результатов.

При сборе информации должна фиксироваться дата сбора данных и методы получения. Использованы стоимостные оценки необходимо корректировать для учета непредвиденных расходов, темпов инфляции, колебание курсов иностранных валют, расхождений в законодательной системе и т. д.

При планировании проекта, как правило, встречается два типа не предвиденных расходов: материальные и финансовые. Непредвиденные расходы материального характера зависят от неточности норм расходов, что можно компенсировать путем завышения физических объемов на несколько у процентов (5-10%). Хотя ошибки по разным статьям могут быть разнообразными, допустимо применять общую поправку ко всем расходам. В то же время следует отметить, что применять поправки след крайних случаях, когда невозможно обеспечить нужную степень точности расчетов.

Влияние инфляции на инвестиционные расходы особенно сильно проявляется тогда, когда проект осуществляется несколько лет. Для учета инфляционных процессов необходимо годовые или полугодовые расходы скорректировать на установленный коэффициент инфляции. При использовании импортированного оборудования и сырья должно осуществляться отдельно по каждой стране коррекции цен. Необходимо также учитывать и рост производительности труда на предприятиях - производителях. Важным фактором также является возможное изменение объемов продаж, связана с изменением цен на продукцию.

При расчетах проекта используется, как правило, внутренняя и иностранная валюта. Уровень конвертированности и склонности к инфляции этих валют разный. При высоких темпах инфляции целесообразно расчеты выполнять в более стабильной валюте. Это требование выдвигают также финансовые учреждения.

На первых этапах проработки проекта за результатами предыдущего технико-экономического обоснования или исследования его возможностей разрабатываются такие формы документов, как бизнес-план инвестиционного проекта, инвестиционная предложение и рекламный проспект.

Бизнес-план являет собой более компактный документ. Он получил широкое распространение как форма инвестиционного проекта. Бизнес-план используется как для координации деятельности по осуществлению инвестиционной идеи, так и для контакта с заинтересованными в реализации идеи. Однако для поиска владельцев свободных финансовых средств и формирования в них интересу к участию в реализации данного проекта приемлемее являются документы, разработанные в виде инвестиционной предложения или рекламного проспекта. Настоящие документы должны в отличие от предыдущих быть максимально наглядными, компактными, простыми в восприятии и аргументированными. Рекламные проспекты распространяются в средствах информации - прессы, радио, телевидении. Предложения используются при участии в инвестиционных конкурсах.

Содержание и форма инвестиционного предложения могут быть разнообразными. Они определяются или самостоятельно авторами инвестиционного замысла (проектный институт, предприятие - реципиент но др.) или организацией, которая осуществляет проведение инвестиционных конкурсов. При предоставлении потенциальным участникам информации о проведении конкурсов может быть предложена и форма заявки. Инвестиционное предложение должно содержать следующую информацию: название проекта; описание проекта; основные ожидаемые результаты осуществления.

Название проекта должно отбивать основное содержание инвестиционной идеи, его новизну, преимущества перед конкурентами. Формулировка названия является психологическим инструментом формирования интереса у потенциальных инвесторов. Чаще всего название отбивает вид создаваемого продукта, средство его получения или какую-то его особенное качество и таким способом определяет сферу осуществления идеи и использование его результатов.

Информация об инициаторах проекта должна содержать координаты их местонахождения:

При оформлении информации необходимо обосновать выбор предприятия - реципиента. Этот выбор в значительной мере определяет привлекательность проекта для потенциальных инвесторов. Использование в качестве реципиента бесперспективных предприятий, которые находятся на грани банкротства, значительно снижает вероятность формирования интереса у владельцев финансовых средств.

Описание проекта должно быть сжатым, но отбивающим наглядно его сущность. Так, например, по требованиям Мирового банка, оно должно характеризовать создаваемый в результате реализации проекта продукт (услуги), сроки получения, основные технологические циклы переработки, цену реализации товара, основные сырьевые компоненты и уровень обеспеченности. Необходимо дать информацию об основных деловых партнерах по осуществлению инвестиции: поставщиках сырья; транспортных предприятиях; потребителях, банке, который осуществляет финансовые операции по использованию кредита. Эта информация позволяет сформулировать представление об уровне надежности и гарантии в успехе осуществляемого инвестиционного проекта.

Описание результатов инвестиционного проекта должно отбивать расходы на его осуществление и ожидаемые доходы. Необходимо отметить общую потребность в инвестициях с распределением по календарным периодам и стадиям освоения, а также размер доходов в часовом рассечении с учетом действующей системы налогообложения. Для общей оценки результативности проекта могут использоваться разнообразные методы. Конкретный набор показателей эффективности стоит формировать с учетом ориентации на потенциального инвестора. Исходя из опыта подготовки инвестиционных проектов рекомендуется включать в предложение такой перечень показателей: приведенную стоимость капитала, внутреннюю рентабельность проекта, срок окупаемости.

Обязательным элементом инвестиционного предложения является экологическая характеристика проекта: характеристика технологии, отходов, изменения в окружающей среде в случае реализации и в случае отказа от осуществления префекту.

Аргументированная проработка и использование рассмотренных информационных документов повышает оперативность подготовки и осуществления решения по реализации инвестиционного замысла.