RUS | UKR | ENG | ДонНТУ > Портал магистров ДонНТУ
Магистр ДонНТУ Яньшина Екатерина Александровна

Яньшина Екатерина Александровна

Факультет Экономики
Специальность: Управление инновационной деятельностью

Тема выпускной работы:

Формирование системы маркетинга инноваций на предприятии

Научный руководитель: к.э.н., доцент кафедры экономики предприятия Кравченко Сергей Иванович


Материалы по теме выпускной работы: Об авторе | Реферат | Библиотека | Ссылки | Отчет о поиске | Индивидуальный раздел | Контакты

Реферат по теме выпускной работы


Актуальность темы

Вопрос управления инновациями вообще и вопрос маркетинга инноваций на предприятиях в частности довольно содержательно освещены в зарубежной и отечественной научной литературе. Теоретические проблемы взаимозависимости развития рыночной экономики и инноваций исследовались такими учеными, как А.И.Анчишкин, Л.Л.Антонюк, С.Боррас, И.М.Будникевич, С.В.Валдайцев, С.Ю.Глазьев, Г.А.Краюхин, Б.Лундвалл, Б.Санто, Б.Твисс, Н.А.Фролова, И.М.Школа, Й.Шумпетер, М.Хучек. Значительный взнос в разработку теории инноваций, их влияния, на выработку маркетинговой стратегии внесли И.Ансофф, В.П.Баранчеев, Д.И.Баркан, О.А.Виноградов, Н.П.Гончарова, С.Д.Ильенкова, С.М.Илляшенко, Ю.В.Каракай, В.Я.Кардаш, Ф.Котлер, Н.В.Куденко, К.С.Курочкин, Ж.Ламбен, Н.Н.Молчанов, А.Ф.Павленко, Е.Г.Панченко, А.И.Панжар, П.Г.Перерва, Е.В.Редзюк, Е.О.Уткин и другие ученые.

На текущий момент еще не достаточно глубоко разработана теоретическая и методическая база системы управления маркетингом инновационной деятельности предприятий в условиях динамического изменения внешнего окружения, которое связано с определенным субъективизмом определения понятия нововведения, содержания инновационной деятельности как объекта предпринимательства, формирования организационно-экономических механизмов управления маркетингом инноваций на предприятиях, а также постановки и решения задач формирования их инновационно-маркетинговой политики.

Разработка теоретических принципов, моделей и механизмов управления инновационной деятельностью предприятий в современных условиях, а также обоснование организационно-экономических основ реализации концепции инновационного развития нуждается в формировании маркетинговых стратегий предприятий относительно создания и реализации инновационных проектов для эффективного управления инновационным процессом на предприятиях. Нерешенность многих указанных и других теоретических и методических проблемных вопросов маркетинга инноваций на предприятиях Украины обусловили выбор темы.

Цель и задачи исследования

Целью магистерской работы является дальнейшее развитие теоретических основ и разработка методических рекомендаций относительно формирования системы маркетинга инноваций на предприятии.

Для достижения поставленной цели обозначено и решено следующие научные и прикладные задачи:

- исследованы разные концепции относительно определения понятий "инновация", "маркетинг", "система" и обоснованно необходимость системного подхода к внедрению маркетинга инноваций на предприятии;

- определены параметры и стадии инновационного процесса и их идентичность процессам маркетинговой деятельности;

- разработана комплексная модель системы маркетингового обеспечения инновационного процесса и направлений ее применения в практической деятельности;

- приведена характеристика основных элементов системы маркетинга нововведений и предоставлено рекомендации относительно должного их применения;

- обоснованно необходимость системного подхода к маркетинговым исследованиям целевых рынков и формированию цены на новый товар при разработке инновационных проектов;

- сформулирована концепция системы маркетинга инновационного проекта конкретного предприятия для выхода на региональный рынок;

- разработана модель системы маркетинга коммерциализации нововведения.

Объект и методы исследования

Объектом исследования является процесс формирования и усовершенствования системы маркетинга инноваций на предприятии. Предметом исследования являются основные принципы и методы формирования и внедрения системы маркетинга нововведений на предприятиях.

В работе использована совокупность общенаучных и специальных методов, которые применяются в познании социально-экономических процессов и явлений, а именно: научного обобщения, сравнения, системного анализа, – для уточнения сущности понятий инновации; а также при рассмотрении методологических принципов разработки инновационных стратегий и подготовки инновационных проектов предприятий для их коммерциализации; общенаучной абстракции, индукции и дедукции, анализа и синтеза, – при разработке предложений относительно применения процедур маркетинга в оценке коммерческого потенциала инноваций предприятий; вертикального, горизонтального, графического, табличного анализа – при разработке концепции системы маркетинга инновационного проекта для его коммерциализации на рынках Украины.

Информационную базу исследования составили научные труды зарубежных и украинских экономистов, посвященные маркетингу предприятий, анализа маркетинговой деятельности, стратегическому менеджменту и планированию, инновационному менеджменту, маркетингу инновационных процессов. В работе использованы аналитические и информационные материалы, опубликованные в украинской и зарубежной периодике; материалы, предоставленные компьютерной сетью Internet.

Основное содержание работы

Во вступлении раскрыта актуальность темы, сущность, состояние научной проблемы, очерчено цель, задание, определенно объект, предмет и методы исследования.

В разделе 1 «Общетеоретические основы формирования системы маркетинга инноваций на предприятии» подан обзор научных трудов отечественных и зарубежных ученых относительно экономической сущности маркетинга инноваций, уточнено понятие слов «инновация», «маркетинг инноваций» и «система», установлена сущность и содержание инновационного процесса как объекта маркетинга. Рассмотрено основные принципы и особенности формирования системы маркетинга на предприятии.

В ходе исследования обнаружено, что для эффективного осуществления каждого этапа инновационного цикла и инновационного процесса в целом нужна эффективная система маркетинга. Анализ научных концепций понимания сущности нововведений и их принципов дал возможность определить роль и место маркетинга в инновационных процессах, а также отделить такие функции организации взаимодействия исполнителей при практической реализации научной идеи на основе маркетингового обеспечения, как: устные объяснения, которые являются наилучшими средствами распространения полного понимания нововведений среди потребителей; объяснения концепций, которые помогут потребителям понять новые характеристики конкретных продуктов; поиск людей, которые формируют мысль в данной отрасли, и в идеале непосредственно знакомят потенциальных клиентов с нововведениями.

Маркетинг инноваций на предприятиях стоит понимать как комплексное использование принципов и методов маркетинга с целью создания на предприятиях необходимых условий для поиска производительных изменений, их осуществления, распространения и коммерциализации. Результаты, которые получены в работе, позволяют отметить, что система маркетинга нововведений являет собой комплексную систему маркетинга «4Р» с учетом специфики инновационного продукта. Маркетинг инноваций необходимо рассматривать как инструмент, который направлен на реализацию потенциала и достижение эффективности инноваций, ориентированных на нужды потребителей.

Схема 4Р

Раздел 2 «Развитие теории формирования системы маркетинга инноваций на предприятии». Объективная необходимость применения методов и принципов маркетинга для коммерциализации нововведений обусловливает потребность формирования эффективной системы маркетинга инновационного продукта.

В ходе работы обоснованно наличие предложенных элементов системы маркетинга инноваций, рассмотрены их основные цели, задачи и назначения, каждого из них при внедрении нововведений. Так, в пределах системы маркетинга инноваций, рассмотрены основные отличия инновационного продукта с учетом его специфики, приведена методика анализа конъюнктуры рынка инноваций, приведены теоретические аспекты формирования системы маркетинговых коммуникаций инновационного продукта, рассмотрены существующие методики установления цены на нововведение с целью максимального удовлетворения потребностей потребителей и обеспечения прибыли предприятия. Также проанализирован каждый из отмеченных элементов, предоставлено рекомендации относительно сферы их приложения на предприятии.

В разделе 3 «Формирования маркетинговой системы коммерциализации инноваций на ОАО «Газоаппарат» изложены научно-практические предложения и рекомендации относительно оценки эффективности нововведений, оценки, их коммерческого потенциала; сделанные предложения относительно направлений усовершенствования организационных форм управления маркетингом инноваций на предприятии.

В связи со спецификой инновационного продукта и сложностью прогнозирования будущего спроса на него, предприятие сталкивается с проблемой установления цены на нововведение. Поэтому в ходе работы проанализированы и усовершенствованы существующие методики формирования цены на инновации, приведен алгоритм ценообразования на нововведение ОАО «Газоаппарат».

Литература

  1. Василенко В.О., Шматько В.Г. Інноваційний менеджмент: навчальний посібник. Видання 3-е, вип. та доп./ за ред. В.О. Василенка. – Київ: Центр навчальної літератури, 2005. – 440 с.
  2. Филипп Котлер, Гарри Армстронг, Джон Сондерс, Вероника Вонг Основы маркетинга: Пер. с англ. – 2-е европ. изд. – М.; СПб.; К.; Издательский дом «Вильямс», 2002. – 944 с.
  3. Євдокимов Ф.І., Гавва В.М., Тарасьєва Л.В., Ярим-Агаєв О.М., Надтонка Т.Б. Маркетинг і комп’ютер: Навч. посібник/ За ред. Ф.І.Євдокимова, Л.В.Тарасьєвої. – Вид. 2-е, перероб. та доп. – Донецьк: ДонНТУ, 2006. – 540 с.
  4. Семь нот менеджмента. 2-е узд. М: ЗАО «Експерт», 1997. – 170 с.
  5. Степанов М.В. Модель стратегії маркетингу інноваційного проекту // Вісник Національного університету водного господарства та природокористування: Зб. наук. праць. - Випуск 2 (38). Економіка. – Рівне, 2007. – с.271-278.
  6. Хмиль Т.М., Василик С.К., Шишкарева Л.О. Стратегический менеджмент: Учебн. Пособие. – Х.: ИД «ИНЖЕК», 2004. – 136 с.
  7. Сідун В.А., Пономарьова Ю.В. Економіка підприємства: Навч. пос. – К.: Центр навчальної літератури, 2003. – 436 с.
  8. Фатхутдинов Р.А. Стратегический маркетинг: Ученик.-М.: АО «Бизнес-школа « Интел-Синтез»,2000. - 640с.
  9. Павленко І.А. Економіка та організація інноваційної діяльності: Навч. посіб. – Вид. 2-ге, без змін. – К.: КНЕУ, 2006. – 204 с.
  10. Цигилик І.І., Кропельницька С.О., Мозіль О.І., Ткачук І.Г. Економіка й організація інноваційної діяльності: Навчальний посібник. – Київ: «Центр навчальної літератури», 2004. – 128 с.

ДонНТУ > Портал магистров ДонНТУ > Об авторе | Реферат | Библиотека | Ссылки | Отчет о поиске | Индивидуальный раздел