Стратегическое управление инновационной деятельностью предприятия: методы анализа и выбор стратегии

Авторы: Ерыгин Ю.В. заведующий кафедрой "Финансы и банковское дело" Сибирского государственного аэрокосмического университета им. М.Ф. Решетнева, кандидат экономических наук


Источник:
Экономический журнал "Проблемы современной экономики", N 4(12)


С развитием рыночной конкуренции учет влияния факторов внешней среды становится важнейшей задачей эффективного управления предприятием. Глобализация бизнеса, быстрое обновление рынков и связанные с этим продуктовые, технологические и прочие нововведения стали важнейшими для предприятий факторами, определяющими развитие стратегического планирования на этом уровне экономики и требующими использования соответствующих методов анализа.
Плодотворная технология – это технология, остающаяся неизменной длительное время, при которой возможна разработка сменяющих друг друга поколений продукции с лучшими показателями и более широким диапазоном применения. Вместе с тем под нею следует понимать и технологию, использование которой возможно для производства продукции, не связанной с основной продукцией предприятия. Такой подход в наибольшей степени отвечает пониманию сущности диффузии инноваций. Изменчивая технология характеризуется появлением сменяющих друг друга базовых технологий.
Традиционные стратегии конкуренции должны дополняться инновационными стратегиями. При этом в зависимости от сочетания периодов жизненных циклов спроса, технологии и продукта могут быть предприняты меры и по модификации продукции для реализации на традиционном и (или) новом рынках, и по замене технологии. Выбор в пользу первой или второй стратегии осложняется, если технология является одновременно плодотворной и изменчивой. Предприятие, осуществляя стратегию модификации, отвлекает ограниченные средства на ее реализацию и не может своевременно перейти на новую технологию, теряя при этом конкурентные позиции. Эта ситуация усугубляется также тем, что переход к новой технологии связан со значительными инвестициями не только в сферу НИОКР, но и в производственные фонды, переподготовку кадров и т. д. Предыдущие инвестиции при этом морально устаревают.
Обоснование выбора стратегии является важнейшим этапом стратегического планирования и управления, требует всестороннего учета жизненных циклов спроса, продукта и технологии.
Традиционные методы выбора позиции в конкуренции так или иначе учитывают влияние фаз жизненных циклов спроса, продукта или технологии, но не позволяют осуществить комплексную оценку их влияния на развитие предприятия. В связи с этим и предлагается использовать специально разработанные матрицы жизненных циклов. Анализ факторов внешней и внутренней среды, выполняемый на первом этапе стратегического планирования, позволяет определить фазу жизненного цикла технологии и ее продолжительность, а также фазы жизненных циклов спроса и продукта. Следующая сводная матрица определяет все возможные сочетания фаз жизненных циклов спроса, продукта и технологии. (Буквенные обозначения, содержащиеся в квадрантах сводной матрицы, указывают на фазу жизненного цикла технологии и располагаются напротив рекомендуемой стратегии).

Литература

  1. Василенко В.О., Шматько В.Г. Інноваційний менеджмент: Навчальний посібник. – К., 2003.
  2. Винокуров В.И., Инновационная экономика, N 4, 2005 г. С. 34-39.
  3. Яковлєв А.I. Методика визначення ефективності інвестицій, інновацій, господарських рішень в сучасних умовах. – Харків :Бізнес Інформ, 2001 г. с. 41-49






   

Статистика Реклама
Rambler's Top100