ОЦЕНКА ПОТЕНЦИАЛА ПРЕДПРИЯТИЯ КАК ОСНОВА УПРАВЛЕНИЯ ЕГО КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ

Дзина М.А.
Таврический национальній университет им. В.И. Вернадского


Источник: http://www.nbuv.gov.ua/portal/natural/uztnu/zapiski/2007/economics/uch_20_1e/dzina_8.pdf


Постановка проблемы. Конкурентоспособность предприятий зависит от многих условий, в том числе от состояния законодательства, в частности налогового и антимонопольного от методического обеспечения взаимодействия и реструктуризации предприятий, необходимой для их успешного функционирования в конкурентной среде и т. д. Однако в первую очередь, конкурентоспособность предприятия определяется его потенциалом, то есть совокупностью возможностей в различных сферах деятельности, определенным образом взаимодействующих между собой. Кроме того, для определения уровня конкурентного преимущества и формирования механизма управления конкурентоспособностью необходимо проводить оценку потенциала предприятия и его конкурентного статуса среди фактически присутствующих в сегменте рынка субъектов. Однако, на сегодняшний момент вопросам оценки потенциала предприятия, как одного из важнейших элементов механизма управления конкурентоспособностью, уделяется неоправданно незначительное внимание.

Актуальность. Учитывая то, что оценка совокупности возможностей предприятия в различных сферах деятельности даст возможность более эффективно сформировать механизм управления конкурентоспособностью субъекта рыночных отношений в современных условиях, анализ вопросов, связанных с оценкой потенциала предприятия как основы управления его конкурентоспособностью становится особенно актуальным.

Цель: анализ структурных особенностей формирования потенциала предприятия, на основе исследования его с позиций влияния на управление конкурентоспособностью.

Для достижения указанной цели были поставлены и решены следующие основные задачи:

- проведен анализ изученности теоретических основ формирования потенциала предприятия; сформулировано понятие "потенциал предприятия" с точки зрения влияния на процесс обеспечения конкурентоспособности;

- выявлены основные принципы необходимые для эффективного управления конкурентоспособностью предприятий в современных условиях хозяйствования.

Анализ последних публикаций. Необходимо отметить, что в современной отечественной и зарубежной экономической литературе встречается достаточно публикаций по проблематике конкурентоспособности в целом и по отдельным ее вопросам о чем свидетельствуют работы Астахова И., Азоева Г., Балабанова И., Ващука В., Гресь С, Збуржинского В., Спивака Е., Скударя Г., Поддубной Л., Пиддубного И., Очеретько Л., Фатхутдинова Р., Язвинской Н., Юданова А. И др. В разрезе основ методики оценки потенциала хозяйствующих субъектов как необходимого элемента формирующего базу конкурентоспособности на сегодняшний момент можно отметить работы Воронковой А., Скударя Г., Дибниса Г. и др. Однако несмотря на достаточно содержательный научный и практический задел в этой области проблематику влияния потенциала на конкурентоспособность хозяйствующего субъекта нельзя считать исчерпанной.

Результаты исследования. Конкурентоспособность предприятия представляет собой его интегральную временную характеристику в условиях конкретного рынка, определяющую способность предприятия функционировать в бескризисном режиме и положение по отношению к прямым конкурентам по основным параметрам его потенциала - технико-технологического, кадрового, маркетингового, финансового, организационно-управленческого, инновационного.

Термин "потенциал" (от латинского слова potentia) обычно трактуется как "сила", "мощь". Этот термин употребляется для обозначения средств, запасов и источников, имеющихся в наличии, которые могут быть использованы для достижения определенной цели, решения какой-либо задачи, а также возможностей отдельного лица, общества, государства в какой-то области.

Следовательно, потенциал предприятия характеризует всю совокупность показателей и факторов, определяющих его возможности, средства, запасы, способности, ресурсы, производственные резервы, которые могут быть использованы в хозяйственной деятельности.

К особенностям потенциала предприятия можно отнести его вероятностный характер, поскольку величина потенциала зависит и от «слабого звена» - наименее развитой его составляющей, от изменений в качестве, пропорциях ресурсов, а также условий среды, в которой действует предприятие.

В связи с этим, необходим системный подход к анализу, оценке и управлению его деятельностью, направленной на формирование и использование интегрального потенциала предприятия в интересах обеспечения конкурентоспособности и долгосрочного и устойчивого развития.

Потенциал предприятия - многомерное образование, структура которого определяется тремя группами факторов, обуславливающих и весь спектр деятельности предприятия:

- функциональными, определяющими функциональную деятельность;

- организационными, определяющими организацию (способ управления) этой деятельностью;

- ресурсными, характеризующими ресурсы, необходимые для организации деятельности и достижения конкурентных преимуществ.

Вариантность объединения различных ресурсов обусловливает разнообразие внутреннего строения предприятия и возможностей достижения конкурентоспособности. Однако потенциал предприятия зависит не только от этих внутренних возможностей, но, естественно, и от внешних условий: величины потребительского спроса, действий конкурентов, отношений с поставщиками сырья, политики правительства.

В целом модель потенциала любого предприятия определяется:

- объемом и качеством имеющихся у него ресурсов (численностью занятых, основными производственными и непроизводственными фондами, оборотными фондами или материальными запасами, финансами и нематериальными ресурсами - патентами, лицензиями, информацией, технологией);

- способностями сотрудников (специалистов, рабочих, вспомогательного персонала) к созданию какой-либо продукции, иными словами, их образовательным, квалификационным, психофизиологическим и мотивационным потенциалом;

- способностями менеджмента оптимально использовать имеющиеся у предприятия ресурсы (подготовкой, талантом и профессиональной адаптацией менеджеров, умением создавать и обновлять организационные структуры предприятия);

- инновационными способностями (способностями предприятия к обновлению производства, смене технологии);

- информационными способностями (способностями обрабатывать и "переваривать" информацию для использования ее в производстве);

- финансовыми способностями (кредитоспособностью предприятия, внутренней и внешней задолженностью в области финансов и др.).

Важнейшая задача состоит в том, чтобы обеспечить предприятиям условия для достижения необходимого преимущества перед другими конкурентами путем наиболее эффективного использования их потенциала и увеличения этого потенциала более высокими темпами, чем повышается потенциал их основных конкурентов.

С этой целью необходимо анализировать все основные составляющие потенциала: технико-технологический, кадровый, финансовый, организационно-управленческий, маркетинговый, инновационный.

В современных условиях при резком обострении международной конкуренции особое значение для повышения конкурентоспособности предприятий приобретают три последние составляющие потенциала.

Системный анализ позволяет оценить весь комплекс факторов, определяющих интегральный потенциал предприятия и конкурентоспособность. Но для эффективного управления конкурентоспособностью предприятия нужно ориентироваться на ряд принципов.

Во-первых, это принцип системности, в соответствии с которым поведение каждого элемента системы влияет на поведение системы в целом. Для оценки факторов повышения конкурентоспособности предприятия все показатели, характеризующие различные стороны этого процесса, должны быть сведены всистему.

Во-вторых, это принцип комплексной оценки факторов. Каждый показатель системы характеризует влияние на рассматриваемый процесс какого-либо фактора или группы факторов. Соответственно, показатели должны строиться с учетом комплекса факторов, обуславливающих конкурентоспособность.

В-третьих, это принцип функциональной направленности управления повышением конкурентоспособности предприятия, предполагающий использование показателей, характеризующих уровень планирования, организации, учета и контроля, мотивирования и стимулирования, координации и регулирования.

Четвертый принцип — учет специфики деятельности. Система должна предусматривать показатели, характеризующие отраслевые особенности и их влияние на конкурентоспособность.

Пятый принцип - принцип иерархичности показателей предполагает их ранжирование от общих к частным. К первым относятся сводные, обобщающие показатели, обеспечивающие интегральную характеристику основных направлений повышения конкурентоспособности. Частные показатели должны дополнять их с учетом влияния на исследуемый процесс особенностей деятельности предприятия.

Шестой принцип - принцип информационного обеспечения. Система должна содержать такие показатели, расчет которых может быть обеспечен имеющейся в действующих формах учета и статистической отчетности информацией, обладающей достаточной достоверностью. Показатели, полученные в результате абстрактных построений или экспертным путем, мало способствуют управлению конкурентоспособностью.

Седьмой принцип — принцип обеспечения сопоставимости. Необходима сопоставимость показателей по их характеристикам, методам получения информации, единицам измерения и способам расчета.

Восьмым принципом является принцип непрерывности, предполагающий корректировку тех или иных показателей системы либо включение в нее дополнительных показателей по мере поступления новых данных об объекте исследования и окружающей его конкурентной среде. Такая корректировка должна иметь дискретный характер и осуществляться только по результатам практики использования системы показателей.

Среди названных принципов управления конкурентоспособностью предприятия наибольшее значение имеет принцип комплексной оценки факторов, предполагающий всестороннюю оценку их состава и механизма влияния. От этого, по существу, зависит весь ход дальнейшей аналитической и практической деятельности.

Реализация этих возможностей в совокупности обеспечивает функционирование и стратегическое развитие предприятия, мультиплицируя имеющиеся у него конкурентные преимущества.

Выводы. Проведенный анализ позволил сделать вывод, что на сегодняшний момент в рамках формирования эффективной стратегии функционирования хозяйствующего субъекта вопрос конкурентоспособности является наиболее актуальным, при этом оценке данного вопроса, необходимо уделить самое пристальное внимание. Кроме того, использование рассмотренных принципов управления позволит сформировать научно обоснованную систему оценки уровня конкурентоспособности предприятия. Учитывая то, что в современных конкурентных условиях целью деятельности украинских предприятий выступает обеспечение их конкурентоспособности, а следовательно, конкурентоспособности страны в целом необходимость разработки механизма управления конкурентоспособностью и теоретико-методологической базы формирования данного механизма, является наиболее актуальным.

Література

  1. Воронкова А. Е., Пономарьов В. П. Підтримка конкурентоспроможного потенціалу підприємства. - К.: Техніка, 2000. - 152 с.
  2. Алещенко В. В. Теоретико-методологические вопросы конкурентоспособности экономической системы // Маркетинг в России и за рубежом. — 2005. - N 1. — С. 107-111.
  3. Рыночная экономика: Учебник: В 3-х т. Т. 2. Кн. 1. Основы бизнеса. — М.: Соминтэк,1992. — 164 с.
  4. Богомолова И. П., Хохлов Е. В. Анализ формирования категории конкурентоспособность какфактора рыночного превосходства экономических объектов // Маркетинг в России и за рубежом. - 2005. - N1. - С. 113-119.