Назад в библиотеку

Ткачук А. Н., Аниканов А. И., Влияние режима работы скребкового конвейера на аварийность приводного электродвигателя // Уголь Украины – 2003. - № 3 . – С.21-22.



      С ростом нагрузок на лаву все более широко в приводах скребковых конвейеров применяют¬ся двигатели 2ЭДКОФ мощностью 110 кВт и выше. Результаты анализа статистических данных от¬казов электродвигателей, поступивших в ремонт на ООО "Донецкий электромеханический завод" за период сен¬тябрь 2000 г. — сентябрь 2001 г., свидетельствуют, что 44% их произошло из-за выплавления стержней ротора.
      Задача данной работы — исследование причины выплавления стержней ротора электродвигателей в условиях угольных шахт. Для ее решения рассмотрим процесс нагрева стержней при работе конвейера в самом тяжелом режиме, с частыми пусками и колебаниями нагрузки, значительно изменяющимися по амплитуде. Наиболее близок к нему согласно ГОСТ 183—74 повторно-кратковременный режим S4 с ПВ 60%. Пуск перегруженного конвейера часто осуществляется путем многократных включений — "раскачивания", при этом двигатель остается не развернувшимся (подача напряжения на обмотку статора при незатухшем магнитном поле обусловливает увеличение пускового момента). В период пуска он фактически находится в режиме короткого замыкания.

      Существенное влияние на нагрев стержней ротора оказывает практически не контролируемый в процессе эксплуатации уровень заполнения турбомуфты. В приводе скребковых конвейеров с числом двигателей более одного это оказывает влияние на скольжение, КПД, механические характеристики отдельных двигателей. Разброс механических характеристик ухудшает свойства привода в целом, часть двигателей перегружена.
      Необходимо учитывать, что с повышением температуры стержня возрастает его сопротивление, а это вызывает увеличение теплового потока. Согласно расчетам через 16 с температура лобовой части обмотки статора достигнет температуры срабатывания датчиков тепловой защиты (160 С) и двигатель отключится, температура стержня ротора составит 445 С (номинальная 230 С). Включение двигателя будет возможно после остывания лобовой части обмотки до срабатывания температурного датчика при возврате. Повторное включение возможно через 10 мин. При последующем включении в режиме короткого замыкания нагрев произойдет при более высоких начальных температурах обмотки статора и стержня ротора, что приведет к срабатыванию тепловой защиты через 6 с. Температура стержня ротора достигнет 700 С (температура плавления алюминия 658 С). Исходя из этого следует, что для обеспечения нормального теплового режима суммарное время нахождения двигателя в режиме короткого замыкания не должно превышать 9 с (температура обмотки статора 87 С, стержней ротора 241 С).
      В соответствии с "Руководством по эксплуатации двигателя 2ЭДКОФВ250LВ4" продолжительность пуска при коэффициенте инерции FJ = 2 и вращающем моменте нагрузки Мс = Мн составит 0,4 с, фактическое время пуска двигателя при загруженном конвейере (FJ =4...6, 3) будет 1 —1,2 с. Следовательно, 20 пусков в час в режиме S4 возможно только при пусках конвейера без нагрузки, что в реальных условиях маловероятно.
      Если температура стержней ротора достигнет температуры плавления при номинальной рабочей температуре обмотки статора, то датчики тепловой защиты, установленные на его лобовой части, не отключат двигатель.
      Таким образом, анализ работы двигателя 2ЭДКОФВ250LB4 в режиме S4 показал, что повышение мощности приводных электродвигателей скребковых конвейеров в целях уменьшения их аварийности не приводит к желаемому результату. Приведенный учет расчетного режима работы конвейера позволяет точнее определить требования к приводным двигателям при работе в режимах, отличных от S1 по ГОСТ 183—74.

Назад в библиотеку