Общие положения философии науки и техники ХІХ – ХХвв.

Шуляк Я.О.



           Особенностью классической науки была убежденность в возможности достижения полной и достоверной картины реальности. Успехи науки, ее устойчивый рост в XV – XIX вв. лишь усиливали представление о постепенном приближении науки к исчерпывающему пониманию закономерностей природы; на рубеже XIX – XX вв. многим казалось, что этот процесс близится к завершению.
           В конце XIX – начале XX в. в науке начинается процесс, который был впоследствии осознан как вторая научная революция (переход от классической к неклассической науке), а в свое время воспринимался как кризис в физике и кризис в науке вообще (поскольку физика была лидирующей дисциплиной, эталоном для других наук). Это процесс изменения оснований научного взгляда на мир, когда, казалось бы, наиболее устоявшиеся и ясные положения, фундаментальные представления о реальности вызывают сомнения и подвергаются пересмотру.
           Картина мира, созданная классической наукой, базировалась на следующих основных постулатах:
  1. Все состоит из мельчайших материальных, вещественных частиц, непроницаемых и неделимых (атомов);
  2. Природа в целом представляет собой вещественную реальность – объективную, подчиняющуюся единым механическим законам. Фундаментальные механические свойства – в первую очередь масса, плотность и протяженность – присущи всем объектам;
  3. Всеобщими условиями существования являются пространство и время, они объективны. Пространство однородно и изотропно; время равномерно, изменить его ход нельзя.

           Основу научной революции составили следующие открытия и связанные с ними новые идеи.
  1. На основе обнаруженного явления радиоактивности (1896 г., Беккерель) и других опытных данных был сделан вывод о делимости атома, сложности его строения. Было поставлено под сомнение существование элементарных неделимых частиц.
  2. Экспериментальное подтверждение теории электромагнитных волн привело к признанию поля особым видом физической реальности (наряду с веществом). Возникло предположение о существовании других полей, и вещество с его механическими свойствами перестало рассматриваться как единственный или главный вид реальности.
  3. А. Эйнштейном в 1905 г. была в основном сформулирована специальная теория относительности; математический аппарат теории был развит Г. Минковским в 1908 г. Теория показала, в частности, относительность основных механических свойств, субстанциальное представление о пространстве и времени было опровергнуто.

           Таким образом, основные постулаты классической картины мира оказались опровергнутыми. В результате возникает сомнение в способности науки построить правильную и достоверную картину мира вообще. Проявлением методологического кризиса становится появление концепций, которые трактуют науку как чисто условное построение (конвенционализм) или принципиально ее ограничивают (эмпириокритицизм).
           Кризис был преодолен с обнаружением способов соотнесения классической и неклассической картины реальности. Но облик науки вновь существенно изменился.


вверх

назад