Эколого-правовая ответственность за экологические правонарушения

Махортова Ю. В.


Источник: Материалы выступления на конференции по курсу «Правоведение», 2008 г., Донецк


Согласно положениям Конституции Украины человек, его жизнь и здоровье, честь и достоинство, неприкосновенность и безопасность признаются в Украине наивысшей социальной ценностью. Таким образом, защита человека, охрана его жизни и здоровья от отрицательного влияния окружающей среды является приоритетным направлением государственной политики, в том числе и в области экологической безопасности и охраны окружающей среды.

Нужно различать использование и охрану природных ресурсов. При использовании природных ресурсов достигаются определенные хозяйственные и иные цели (добыча, переработка и т. п.). Цель охраны — предотвратить экологически вредное влияние хозяйственной и иной деятельности на окружающую природную среду, защитить ее от загрязнения, порчи, истощения или разрушения, создать безопасную окружающую среду для жизни и здоровья людей.

Ответственность как социальная категория является важнейшим средством, обеспечивающим нормальное функционирование общественных отношений. В широком социальном смысле ответственность за экологические нарушения включает в себя претерпевание обществом, государством, предприятием либо отдельной личностью отрицательных последствий перед настоящим и будущим поколениями лю¬дей за состояние естественной среды обитания. Такой социально-философский аспект ответственности, получивший название проспективной или позитивной, представляет собой соблюдение всеми субъектами-природопользователями требований объективных закономерностей взаимодействия общества с природой в целях удовлетворения ими своих экономических и экологических интересов.

Юридическую ответственность за экологические правонарушения необходимо отличать от некоторых форм экономического воздействия на природопользователей, предусмотренных экологическим законодательством. Это может иметь место, например, в форме платы за загрязнение окружающей природной среды в пределах установленных норм сбросов, выбросов, утилизации. Но их нельзя рассматривать в качестве экономической ответственности. Такие меры выступают в качестве элементов, составляющих механизм природопользования, и охраны окружающей природной среды, и не входят в содержание института юридической ответственности. Безусловно, при правомерных сбросах и выбросах, причиняется определенный вред окружающей природной среде. Но они не являются противоправными действиями и поэтому не могут повлечь за собой юридической ответственности.

Нормы экологического права содержат в себе правовые требования к использованию природных ресурсов и охране окружающей среды, пределы надлежащего осуществления прав и исполнения обязанностей по использованию природных объектов, перечень наиболее характерных нарушений этих прав и обязанностей. Санкции же за эти нарушения содержатся в уголовном, административном, гражданском и трудовом законодательствах. В зависимости от условий и порядка применения этих санкций различаются соответствующие виды юридической ответственности за нарушения экологического законодательства.

Административная ответственность за нарушения экологического законодательства предусмотрены в Кодексе Украины об административных правонарушения. Основанием для привлечения к административной ответственности является административное правонарушение (административный проступок) в области использования и охраны природных ресурсов, т. е. виновное, противоправное деяние, нарушающее экологический правопорядок в обществе, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность.

Административная ответственность является оперативным средством воздействия на правонарушителей, совершающих общественно вредные поступки в области использования природных богатств и охраны окружающей природной среды. В подавляющем большинстве случаев ответственность применяется в административном порядке и для ее возложения не требуется определение размера вреда. Наиболее распространенным видом административно наказуемых экологических правонарушений является невыполнение требований экологической безопасности. К нему относятся: несоблюдение экологических требований при проектировании, размещении, строительстве и эксплуатации промышленных объектов, переработке, транспортировке, хранении, учете и уничтожении промышленных и бытовых отходов, нарушение правил использования и требований охраны отдельных видов природных ресурсов.

Чаще имеют применение административные взыскания государственными органами, их инспекциями и специально уполномоченными на то должностными лицами. К ним относятся центральные и местные органы государственного санитарного надзора, ветеринарного контроля, охраны земельных и водных ресурсов, рыбоохраны и охраны охотничьего хозяйства, лесной охраны и карантинной службы растений, экологии и природных ресурсов, архитектурно-строительного контроля, стандартизации, метрологии и сертификации, их руководители и должностные лица, уполномоченные действующим законодательством на применение мер административного воздействия на правонарушителей.

Экологическая политика Украины направлена на усовершенствование природоохранного законодательства и регламентацию режи¬мов природопользования с целью их адаптации к условиям реформирования экономики, изменения форм собственности; внедрение программно-целевых методов реализации экологической политики путем разработки различного уровня программ охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов; усовершенствование экономического механизма природопользования в соответствии с осуществляемыми экономическими реформами и др.


©ДонНТУ 2009 Махортова Ю. В.