МЕТОДЫ АНАЛИЗА ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ ИНТЕРНЕТ-СЕРВИСОВ

Аль Рабаба Хамза,Ладыженский Ю.В.
Донецкий национальный технический университет


Источник: Комп'ютерний моніторінг та інформаційні технології - 2009 / Збірка матеріалів 5-ї всеукраїнської науково-технічної конференції студентів, аспірантів та молодих науковців. - Донецьк, ДонНТУ - 2009, с. 115-116.


Интернет постоянно развивается, непрерывно расширяется перечень услуг, получаемых пользователями глобальный компьютерных сетей. Потоки данных в Интернете, создаваемые приложениями электронной коммерции, цифровыми хранилищами книг и изображений, дистанционным обучением, видео трансляциями, государственными и общественными организациями, средствами массовой информации, телевидением, мобильными беспроводными устройствами быстро возрастают.
Интернет - сайты могут получать многие миллионы запросов в течение дня и должны обеспечивать малое время реакции на эти запросы.

Актуальной задачей при проектировании и эксплуатации программной и технической инфраструктуры сайтов является обеспечение необходимого пользователям качества обслуживания. Системный персонал, поддерживающий сайты, обязан вести постоянный мониторинг реальной производительности сайтов и характеристик предлагаемых сервисов. Необходимо отслеживать интенсивности входных запросов и время ответов на них, обнаруживать заторы в потоках передаваемых данных, прогнозировать производительность, предвидеть возможные ухудшения качества обслуживания, выбирать оптимальные методы их предупреждения [1].

Современные и перспективные Интернет - сервисы относятся к одной или нескольким из следующих категорий: информационные, развлекательные интерактивные, коммерческие, автоматизации документооборота, распределенного проектирования, онлайновые сообщества, Интернет – порталы.

Основой Интернет – сервисов являются технологии распределенной обработки данных с архитектурой клиент-сервер. В этой архитектуре решаемые задачи распределяются между процессам, выполняемыми на различных компьютерах, соединенных сетью. Математическим аппаратом для моделирования и анализа таких архитектур является теория массового обслуживания [2].

В докладе рассматриваются модели массового обслуживания Интернет – сервисов, которые позволяют прогнозировать и планировать производительность сервисов.

Планирование производительности основано на предсказании критических уровней нагрузки, приводящих к предельной, насыщенной производительности сервиса. Планирование состоит в определении наиболее эффективного способа продления времени работы сервиса в ненасыщенном режиме. Применяемые модели учитывают характер возрастания нагрузки при расширении функциональных возможностей сервиса и увеличении числа пользователей и ограничения на требуемые уровни обслуживания. Приведены примеры и проанализированы реальные критические ситуации резкого падения производительности Интернет – сервисов.

Показано, как модели массового обслуживания могут предсказывать время реакции Интернет – служб при возрастании нагрузки. Получаемые характеристики используются при оценках экономической эффективности функционирования сайтов электронной коммерции.

Литература

  1. Менаске Д., Алмейра В. Производительность служб. Анализ, оценка и планирование. – СПб: ООО ДиаСофтЮП, 2003. – 480с.
  2. Вишневский В.М. Теоретические основы проектирования компьютерных сетей.- М.:, Техносфера, 2003г.- 512с.