Особенности обеспечения психологического комфорта обучающегося
при использовании информационных образовательных технологий
на примере обучающей системы "Общая биология"


Дейкун О.В., Губенко Н.Е.
Донецкий национальный технический университет


Источник: Информатика и компьютерные технологии 2007 / Материалы III научно-технической конференции молодых ученых и студентов. — Донецк, ДонНТУ — 2007 (версия на CD)


В современном мире широкое внедрение информационных технологий в учебный процесс делают актуальными вопросы построения оптимальной обучающей среды на базе современных ПК. Дизайн программ оказывает непосредственное влияние на мотивацию обучаемых, скорость восприятия материала, утомляемость и другие важные показатели. Поэтому дизайн интерфейса обучающей среды не должен разрабатываться на интуитивном уровне, а требует научно обоснованного, взвешенного и продуманного системного подхода.

Важным при разработке дизайна является анализ психологических особенностей структурирования материала и представления информации. По предпочитаемой форме восприятия информации различают три группы людей: аудиалы, визуалы и кинестетики. Аудиал воспринимает информацию на слух и для него важна интонация и громкость преподносимого материала. Визуалу важны изображения, и в речи, и в тексте необходимы слова-ключи, помогающие быстро восстанавливать картину предмета. У кинестетиков главное место занимают ощущения, удобство, комфорт [1, 2].

Также доказано, что для людей с разными типами темперамента ключевые моменты восприятия различны: для холерика – это ощущать, чувствовать; для флегматика – воображать, представлять; для меланхолика – слушать, смотреть; для сангвиника - говорить, делать [1].

Использование учебных мультимедийных комплексов, в которых заранее подготовленная информация передается графическими, анимационными, аудио- и видеоиллюстрациями, позволяет сделать более успешным обучение людей с различными репрезентативными системами и типами темперамента.

Один из возможных путей индивидуализации образования – выбор скорости, объема подачи материала, стратегии обучения в соответствии с индивидуально-психологическими особенностями обучающихся. Слишком медленная и чересчур быстрая скорость подачи материала отрицательно влияет на его восприятие: быстрая скорость подачи материала приводит к перегрузке обучающегося, а следовательно и к увеличению потерь информации, в то время как слишком медленная подача материала снижает интерес пользователя к изучению [3]. Следует помнить, что возможности кратковременной памяти человека ограничены. Средний человек не способен удерживать в памяти информацию более чем по 5 объектам, следовательно, кадр не должен содержать более 5 различных элементов (рисунков, фрагментов текста и др.).

Необходимо ориентироваться на некоторую оптимальную скорость подачи информации, которая бы не превышала "пропускной способности" человека, но была достаточной для поддержания активности обучающегося на высоком уровне. Также определена такая психологическая последовательность этапов познавательной деятельности: восприятие; осмысление и фиксация знаний; формирование личностного опыта; поисковая учебная деятельность. Ею желательно руководствоваться при структурировании материала [3].

При разработке дизайна также необходимо учитывать физиологические особенности восприятия цветов и форм [4].

Стимулирующие (тёплые) цвета способствуют возбуждению и действуют как раздражители (в порядке убывания интенсивности воздействия - красный, оранжевый, жёлтый). Дезинтегрирующие (холодные) цвета успокаивают, вызывают сонное состояние (в фиолетовый, синий, голубой, сине-зелёный, зелёный). Нейтральные цвета - светло-розовый, серо-голубой, желто-зелёный, коричневый. На основании рекомендаций психологов установлены следующие комбинации цвета символа с цветом фона (в порядке убывания четкости восприятия):синий на белом; черный на желтом; зеленый на белом; черный на белом; белый на синем; зеленый на красном; красный на желтом; красный на белом; оранжевый на черном; черный на пурпурном; оранжевый на белом; красный на зеленом.

Доказано, что человек чувствует себя комфортно лишь в той среде, которая в как бы повторяет его собственные качества.

Синий интерфейс рассчитан на пользователей с доминирующим синим хромотипом. Ключевыми словами служат: успокоение, удовлетворение, гармония, вдумчивость, сосредоточенность, традиционность.

Ключевыми словами для людей с доминирующим зеленым хромотипом являются: уверенность, престиж, ощущение значимости, превосходство, самоутверждение.

Основными для людей с доминирующим желтым хромотипом являются: независимость, беззаботность, освобождение от любых ограничений.

Определяющими для людей с красным хромотипом являются: независимость, проявление активности, эмоциональность, гибкость в поведении, постоянное действие, азарт [5].

Непродуманное использование цвета может вызвать у пользователя негативное эмоциональное состояние и отвлекать его от работы.

При оформлении обучающих систем велика роль визуального представления текста: его шрифта, начертания, цвета и др. При выборе шрифтов для вербальной информации следует учитывать, что прописной шрифт воспринимается тяжелее, чем строчный; лучше воспринимаются цифры, образованные прямыми линиями; отношение толщины основных штрихов шрифта к его высоте ориентировочно составляет 1:5 [4].

При исследовании формы символов было выявлено, что наиболее быстро и точно опознаются символы, контур которых имеет резкие перепады (например, треугольник, квадрат, прямоугольник).

Важно учитывать, чётко выраженный фоновый рисунок повышает утомляемость глаз обучаемого и снижает эффективность восприятия материала.

При разработке дизайна очень важным является выбор звукового сопровождения и анимации, нерелевантные анимированные объекты, неподходящее фоновое звуковое сопровождение понижает восприятие материала, оказывает сильное отвлекающее воздействие, приводит к быстрой утомляемости обучаемых [4].

Интенсивность визуальных и звуковых сигналов обучающей программы должна соответствовать средним значениям диапазона чувствительности анализаторов человека, что обеспечивает наиболее оптимальные условия для восприятия и переработки информации [4].

На основе сделанного обзора данного вопроса был создан проект обучающей системы «Общая биология». Назначение разрабатываемого электронного учебника - обучение биологии школьников старших классов. Он полностью разрабатывается по школьной программе, поэтому может в будущем использоваться в качестве учебного пособия. В учебнике предполагается наличие словаря, именного указателя, поиска, тестирования, инструкций по выполнению лабораторных работ. В каждом параграфе будут в наличии: текст учебника, выводы, контрольные вопросы, ссылки на термины, а также сопровождающие текст иллюстрации и видеоматериалы. Материал учебника предполагается структурировать таким образом, чтобы равномерно распределить различные виды материала, чтобы оказывать равномерное влияние на различные сенсорные системы человека.

В начале каждого раздела будут помещены сведения о том, что ученик должен знать и уметь после изучения данной темы.

Структуру интерфейса данного учебного пособия представлена на следующих рисунках (см.рис.1, рис.2).


Рисунок 1 – Структура интерфейса электронного учебника 'Общая биология'

Рисунок 1 – Структура интерфейса электронного учебника "Общая биология"


Рисунок 2 – UML-диаграмма прецедентов учебника 'Общая биология'

Рисунок 2 – UML-диаграмма прецедентов учебника "Общая биология"


Дизайн учебника было принято решение создавать в зелёных тонах, т.к. во-первых, этот цвет более остальных ассоциируется с предметом биологии, а во-вторых (и это главное), он способствует гармонизации, успокоению, способствует нормализации эмоций. Можно сказать, что зелёный цвет помогает создать обучаемому настроение, способствующего обучению и нормальному восприятию материала (см. рис.3).


Рисунок 3 – Главная страница обучающей системы  'Общая биология'

Рисунок 3 – Главная страница обучающей системы "Общая биология"


В качестве фонового рисунка было решено не брать текстуры с четким рисунком, а выбрать оттенок спокойного цвета для нормального восприятия текста.

Шрифт учебника выбран без засечек и не курсивный, что соответствует оформлению учебников. Цвет основного текста учебника черный, т.к. этот цвет является самым подходящим для подачи учебного материала, цвет ссылок – красный, т.к. этот цвет обращает на себя внимание и позволяет легко найти необходимый пункт меню.

При дальнейшей разработке данного электронного пособия предполагается учесть как можно больше факторов, оказывающих влияние на восприятие материала и комфорт работы с учебником.

При встрече с новым материалом обучающийся соотносит идеи, находящиеся в тексте, со своей единой картиной мира. Успешность такого соотношения обусловливает эффективность образования и определяется тем, насколько психологически обоснованно, логично и согласованно представлена учебная информация посредством информационных технологий [6].

Использование правильного подхода при проектировании интерфейса информационных образовательных технологий позволяет значительно повысить мотивацию обучающихся, создать для них обстановку психологического комфорта, повысить уровень знаний.



Литература

1. Юсупова Н.И., Тарасова Т.Д., Суханова М.В., Швеппе Х. Репрезентативные системы и психологический тип личности: влияние на мотивацию к обучению. - IEEE International Conference on Advanced Learning Technologies. Kazan. Russia, 9- 12 August 2002. -с. 181-184.

2. Ясинский В. Электронный учебник для системы дистанционного образования "Каким должен быть электронный учебник в формате HTML".Электронный журнал «Исследовано в России», 2001

3. Венда В.Ф. Инженерная психология. – М.: Наука, 1982. – 344 с.

4. Кречетников К.Г., Черненко Н.Н. Системный дизайн при построении интерфейса компьютерных обучающих программ Интернет-журнал «Эйдос», 2007.

5. Г.Э. Бреслав, Цветопсихология и цветолечение для всех:-СПб.:Б&К,2000

6. Волкова В.В. Дизайн рекламы. – M.: Университет, 1999. – 144 с.

ДонНТУ  Портал магистров ДонНТУ