Библиотека

Исследование рынка газированных безалкогольных напитков, октябрь 2003 г


Источник:http://www.preview.ru/previewpublication/12/





На протяжении последних 6 лет исследовательская компания PreVIEW/ Превью регулярно изучает рынок безалкогольных напитков в Новосибирске. Данная статья основывается на результатах последнего исследования, которое проводилось в июле-августе 2003 года. Выборка охватывает население Новосибирска в возрасте от 14 до 60 лет.

Рынок газированных безалкогольных напитков представлен обычными и сокосодержащими газированными напитками, а также квасом заводского производства. Доля основного сегмента – обычных газированных напитков – в этом году составила 91% в структуре объема продаж, сократившись по отношению к предыдущему году на 4%. При этом стоит отметить некоторый рост сегмента сокосодержащих газированных напитков: его доля в объеме продаж в этом году составила 5%, тогда как в прошлом году она была равна 3%. Доля кваса заводского производства осталась на прежнем уровне – 1%.

В течение месяца перед опросом газированные безалкогольные напитки пили/покупали 82% взрослого населения Новосибирска, что в проекции на генеральную совокупность (все население Новосибирска в возрасте от 14 до 60 лет) составляет около 788 тысяч человек. По сравнению с прошлым годом уровень потребления и покупки газированных безалкогольных напитков существенно не изменился.

Как и год назад, исследование показало рост интенсивности покупок газировки. Этим летом доля активных покупателей, т.е. совершающих покупки не реже 2-3 раз в неделю, составила 67% от числа всех покупателей газированных безалкогольных напитков. В прошлом году этот показатель был равен 58%.

В то же время снижается доля респондентов, покупающих газировку раз в неделю и реже – в этом году она составила 32% по сравнению с 42% в прошлом году.

Что касается регулярности покупок кваса, то здесь прослеживается практически обратная тенденция: доля активных покупателей составляет лишь 15%, раз в неделю этим летом квас покупали 21% опрошенных и около 60% совершали эпизодические покупки кваса.

Число покупателей и потребителей газированных сокосодержащих напитков практически не меняется с 2001 года. В этом году хотя бы раз за месяц до опроса их пили 44% опрошенных, покупали – 43%. Незначительно изменилась за последний год и интенсивность покупок напитков этой категории: активные покупатели составляют 26%, тогда как в прошлом году их доля равнялась 31%, раз в неделю такие напитки приобретают 34% (в 2002-м - 35%), эпизодические покупатели составляют 37% (в прошлом году - 34%).

Зато число незнающих о существовании газированных сокосодержащих напитков за последние 2 года сократилось в 5 раз и летом 2003 года составило лишь 8%. При этом более 50% из тех, кто не покупает сокосодержащие напитки объясняют это выбором в пользу обычных газированных напитков или соков. Можно предположить, что сегодня сокосодержащие напитки уже нашли своего постоянного покупателя, что подтверждает стабильность приведенных данных.

Особой популярностью эти напитки пользуются у молодежи до 25 лет. Наиболее полюбившиеся потребителю вкусы сокосодержащих напитков – это апельсин, персик, ананас, ананас и морковь, яблоко. Напитки с каждым из этих вкусов за месяц перед исследованием приобретали не менее 20% покупателей этой группы напитков.

Что касается производителей, на рынке по-прежнему лидирует местная компания «ВИНАП» – в указанный период ее продукцию покупали 86% потребителей сокосодержащих напитков.

Значительным событием на рынке газированных напитков стало открытие в г. Новосибирске осенью 2002 года нового завода по производству газированных безалкогольных напитков под маркой Sobol, ООО «Собол-Джус», входящего в группу компаний «ВИНАП». Напитки Sobol рассчитаны на массового покупателя, их средняя цена составляет около 11 рублей за литр. Под этой маркой выпускаются как обычные газированные напитки, так и сокосодержащие.

Результаты исследования показывают, что вывод новой марки на рынок оказался довольно успешным. Так, если рассматривать сегмент сокосодержащих напитков, то продукцию названной марки в рассматриваемый период приобретали 17% от числа покупателей. Кроме того, 54% опрошенных когда-либо пробовали напитки Sobol, но, скорее всего, это были разовые покупки, так как число постоянных покупателей составляет лишь 8%.



Рисунок 1. Спонтанная известность и вовлеченность в покупку газированных напитков различных марок, % от числа покупателей

Среди марок обычных газированных напитков по показателям известности Sobol занимает седьмое место в рейтинге брэндов, названных первыми, что соответствует 4% от числа покупателей газированных напитков, десятое – по уровню спонтанной известности, его вспомнили 14% респондентов (рис. 1). А показатель известности этой марки по списку составляет 67% (рис. 2).

Лидирующую позицию по всем показателям известности и уровню покупок среди марок обычных газированных напитков, по-прежнему, занимает Coca-Cola (ООО «Кока-Кола Боттлерс Сибирь», г. Красноярск, г. Новосибирск) – более 20% покупателей/потребителей газированных напитков называют ее в первую очередь, уровень спонтанной известности составляет 72% (исправили), а известность по списку приближается к 100%.

За последний год выросла популярность марки Fanta (ООО «Кока-Кола Боттлерс Сибирь», г. Красноярск, г. Новосибирск): в первую очередь ее вспоминают 13% покупателей/потребителей. Далее по данному показателю места распределились следующим образом: Pepsi (ООО «Пепси Интернэшнл Боттлерс Сибирь», г. Красноярск) – 9%, WinUp (ОАО «ВИНАП», г. Новосибирск) – 8% и Sprite (ООО «Кока-Кола Боттлерс Сибирь», г. Красноярск, г. Новосибирск) – 8% (рис. 3).



Рисунок 3. Рейтинг марок, названных первыми, % от числа покупателей

В рейтинге спонтанно названных марок позиции ведущих брэндов выглядят несколько иначе. Так, следом за Coca-Cola идут все те же Fanta и Pepsi с соответствующими показателями 48 и 43%. А вот на четвертое и пятое места вышли Sprite – эту марку вспомнили 34% респондентов и 7UP – 24% опрошенных. Стоит отметить еще одну новую марку компании «ВИНАП», которая успела завоевать известность среди покупателей, это «ВИНАП-Фрушша».

В этом году сохранилась тенденция снижения показателей известности и опыта покупок напитков с традиционными названиями. Такие лимонады, как «Буратино», «Дюшес», «Крем-сода», «Тархун» и «Байкал» были названы спонтанно лишь 1-4% потребителей/покупателей газированных безалкогольных напитков, тогда как в прошлом году эти марки называли до 7% опрошенных, а три года назад – 8-30%.

Вкусовые предпочтения потребителей газированных безалкогольных напитков за последний год существенно не изменились – как и год назад, самая большая доля приходится на напитки со вкусом колы – около 26% от общего объема продаж в натуральном выражении. На второе место с показателем 9,7% вышли напитки со вкусом апельсина – их доля в объеме рынка за последний год выросла в 2 раза. Остальные вкусы занимают не более 5% в структуре рынка.

Месячный объем рынка газированных безалкогольных напитков остается относительно стабильным в натуральном выражении – за последний год он вырос на 2%; и продолжает расти в стоимостном – за год рост составил 29%. При этом средняя цена покупки возросла с 10,6 до 13,4 рубля за литр.

Среди производителей, как и год назад, с большим отрывом лидируют ООО «Кока-Кола Боттлерс Сибирь» и ОАО «ВИНАП» – их доли рынка, соответственно, составляют 43 и 36% в натуральном выражении и 60 и 26% – в стоимостном. Остальные производители занимают не более 4-6% рынка как в натуральном, так и в стоимостном выражении.

Стоит отметить, что компания «Кока-Кола Боттлерс Сибирь» является единственным производителем на данном рынке, чья доля существенно выросла за последний год – почти в 2 раза. В то же время доля остальных игроков либо остается стабильной, как, например, у «ВИНАПа», либо снижается.

Структура рынка по типам упаковки за последний год практически не изменилась: 90% опрошенных предпочитают приобретать газированные безалкогольные напитки в пластиковой упаковке, 3% – в стеклянной таре, 4% - в жестяных банках.

Среди мест покупок, по-прежнему, наибольшую долю занимают продовольственные магазины и уличные киоски, однако разрыв между ними по доле в общем числе покупок существенно сократился: в этом году их доли составили 38 и 34% соответственно, в то время как в 2002-м эти показатели равнялись 49 и 24% соответственно.