Ибейд Мухаммед Абд аль-хади

Факультет: Вычислительной техники и информатики

Кафедра: Прикладной математики и информатики

Специальность: Программное обеспечение автоматизированных систем

Система образование в Египте.

Научный руководитель: доц. Аноприенко А.Я. http://aanoprienko.moikrug.ru   или   http://masters.donntu.ru/anoprienko

 
  Материалы по теме выпускной работы  
                                                     
                                                                                                      ВВЕДЕНИЕ 
                                                                                                   
                          Крупнейшее государство арабского Востока, Египет традиционно являлся одним из ведущих центров развития культуры и образования в регионе. Эпоха нового времени была открыта для этой страны на рубеже XVIII-XIX вв., когда, вскоре после экспедиции Бонапарта, к власти пришел выдающийся государственный деятель Мухаммед Али, с именем которого было связано начало широких реформ во всех сферах общественно-политической жизни, в том числе в области культуры и образования. 
                         Начальный этап правления династии Мухаммеда Али в XIX в. -начале XX в., включая период формального вхождения Египта в состав Османской империи, а затем и период английской военной оккупации и протектората в 1882-1922 гг., был ознаменован крайне сложными социальными сдвигами, в том числе связанными и с активным реформированием традиционной системы образования. 
                         Эволюция системы образования в условиях колониальной экспансии и укрепления позиций Великобритании вскоре выдвигает Египет в число наиболее динамично развивавшихся как в социальном, так и в культурном отношении, стран Ближнего Востока. 
                         Развитие национального образования в Египте в условиях модернизации социальных структур и европейской колониальной экспансии в XIX в. - начале XX в. при сохранении значительного потенциала и прямого влияния традиционных ценностей чрезвычайно важная проблема для осмысления исторического пути мусульманского мира. Опыт Египта в этом смысле чрезвычайно богат, хотя вплоть до настоящего времени и крайне мало изучен. 
                         Цель данной диссертации — дать комплексный анализ характера, основных тенденций и форм эволюции системы образования в Египте в период правления династии Мухаммеда Али. Работа призвана определить главные этапы и особенности формирования новых образовательных структур на фоне противостояния и взаимодействия мусульманских и западных элементов в развитии национальной культуры Египта вплоть до достижения страной национальной  независимости в 1922 г. 
                         Анализ научного материала в рамках поставленной проблемы позволяет рассмотреть многие исторически важные аспекты культурной эволюции крупнейшей страны Арабского мира — Египта в условиях модернизации традиционных социальных структур и прежде всего системы национального просвещения и образования на протяжении XIX в. и в начале XX в., что определяет высокую степень актуальности настоящего исследования. 
                         Хронологические рамки работы охватывают период зарождения и становления системы образования в Египте, начиная от первых реформ Мухаммеда Али в области государственного строительства, культуры и просвещения в начале XIX в. и вплоть до завершения английской колониальной оккупации и завоевания страной независимости после окончания первой мировой войны, ознаменовавшей переход Египта к новейшему этапу в его общественно-политической и культурной эволюции. . 
                         Со второй половины XVIII в. европейские государства проявляют все больший интерес к Османской империи, в том числе к Египту. С конца XVIII в., после пресловутой «восточной экспедиции» Бонапарта, количество западных источников существенно возрастает. 
К числу основных источников следует отнести знаменитую хронику египетского историка Абд ар-Рахмана ал-Джабарти - один из наиболее богатых по разнообразию фактического материала источников по истории Египта конца XVIII - начала XIX вв.1 В этой работе нашел отражение общий социально-политический фон жизни Египетского эялета - провинции Османской империи, что делает его важным источником для целостного освещения рассматриваемой проблемы в контексте затронутого летописцем периода. 
                         Как известно, главным историко-культурным достижением французской экспедиции на Восток стало многотомное «Описание Египта», объединившее обширный материал, в том числе затрагивающий различные аспекты исторического и культурного прошлого страны. В «Описании Египта» приводится характеристика преобразований, осуществленных французской администрацией, в том числе в культурной и научной сферах. 
                         С середины XVIII в. сведения о внутреннем положении Египта приобретают все более систематический характер, что нашло отражение в более значительном объеме и качестве свидетельств как самих египтян, так и иностранцев, описывавших разные стороны общественной и культурной жизни страны. 
Европейские источники представлены свидетельствами современников—путешественников, дипломатов, чиновников XIX в. 1-й половины XX в., содержащими уникальные данные о традиционной культуре и образовании в Египте, в том числе У.Бланта, С.Байла, А.Клот-Бея, Э. Лэйна и т.д.3 
                         Важный раздел источников составляют документы официальных правительственных кругов - статистические ежегодники, материалы переписи населения и т.п., в той или иной мере отражающие эволюцию системы образования в стране в исследуемый период. 4 
Историография и степень научной разработанности темы. Проблемам социально-экономической и культурной истории Египта в новое время было посвящено немало работ отечественных исследователей. Между тем, наиболее полно, на наш взгляд, эволюция традиционных культурно-образовательных институтов Египта в рассматриваемый период нашла отражение в трудах Ф.М. Ацамбы, С.А.Кириллиной, А.М.Родригес по общественно-политической и религиозной истории Египта и сопредельных стран Ближнего Востока.
                         Вопросы социокультурной эволюции Арабского Востока в османский период рассматриваются в трудах Н.А.Иванова, В.Б.Луцкого. История духовной культуры и общественно-политической мысли Египта и других арабских стран в новое время нашла также отражение в работах З.И.Левина, И.М.Смилянской и других известных отечественных исследователей-арабистов 6. 
                         Проблемы общественно-политического и культурного развития Египта и других арабских стран в новое время и сегодня продолжают привлекать внимание российских историков. Среди публикаций последнего времени, посвященных данной теме следует особенно отметить работы Е.И.Зеленева, посвященные институтам государственного управления и администрирования в Египте и 
Безусловно, основной круг научной литературы по теме диссертации представлен работами как собственно египетских и других арабских исследователей проблемы, так и западных, прежде всего английских авторов. Особое значение для темы имели работы А. ар-Рафии, М. Сабри, А. Азми, Н.Махфуза, Д.Кромера, Дж. Хэйворт-Данна и др.
                         Реформы Мухаммеда Али и модернизация системы образования в Египте в 1-й половине XIX в. 
          Образование и духовная элита мусульманского Египта на рубеже XVIII - XIX вв. 
                         Распространение ислама, а вместе с ним и культуры мусульманства на территории Египта началось с вторжения в страну арабов (639 г.) и затем включения ее в состав халифата. Однако, по существу, только спустя полтысячи лет, мусульмане превысили числом местных христиан - коптов. С того же времени - с эпохи основателя династии Айюбидов — знаменитого Салах ад-Дина (11 Till 93) - в Египте окончательно возобладал ислам суннитского направления, продолжающий доминировать на всей территории страны вплоть до нашего времени. 
                         Безусловно, ключевая роль в пропаганде исламских догм всегда принадлежала местным духовным вождям -влиятельной социальной группе, во многом определявшей развитие всех сторон религиозной жизни страны. И на пороге нового времени, в XVIII - XIX вв. служители ислама по-прежнему являлись важнейшим компонентом социальной и политической структуры египетского общества. 
                         К концу XVIII в. в Египте по-прежнему преобладала традиционная культура ислама, однако к этому периоду исламская мысль принимала все более застойный характер, поскольку даже представлявшие ее ведущие мусульманские ученые в подавляющей своей массе по-прежнему придерживались консервативных средневековых взглядов и фактически были изолированы от остального мира, не имея доступа и даже представления о новейших достижениях науки и культуры Запада.
                         Образование в Египте было преимущественно сосредоточено в Каире, где ведущим учебным центром оставался знаменитый университет при мечети аль-Азхар, основанной в X в., в эпоху правления Фатимидов, и в течение многих веков служивший главным очагом духовной культуры и научной мысли в мире ислама. 
                         Коранические школы начальной ступени — куттабы во множестве имелись в Египте как в городах, так и в самой глухой провинции. Куттабы действовали при мечетях, мавзолеях и даже при городских фонтанах для ритуального омовения и в других общественных местах. Однако эффективность этих архаичных учебных заведений для реального повышения общеобразовательного уровня основной массы населения была недостаточной и все меньше соответствовала потребностям времени. 
                         По словам Дж. Хейворт-Данна, «в куттабе юный ученик изучал орфографию арабского языка в основном посредством запоминания Корана, обучение длилось два или три года и сводилось к механическому заучиванию Корана наизусть. После окончания учебы обучавшийся должен был публично читать стихи Корана без единой ошибки в произношении. Вначале ученики запоминали короткие, а затем более длинные главы. Значение текста и его грамматический анализ не включались в учебную программу, так как многие преподаватели куттабов — факихи - вряд ли могли отважиться обсуждать смысл священного текста. Факихи прикреплялись к куттабам, которые занимали часть общественного здания, например, мечети, они получали ежегодно одежду и парчу от своих вакуфных фондов. В то же время родители, которые посылали своих детей в такие школы и которые могли позволить себе это, платили факихам от 10 до 60 пара в месяц...». 
                         Учителю-факиху помогал 'ариф, или староста класса, который выполнял значительную часть работы, оставляя факиху самые важные вопросы и получая соответствующее денежное вознаграждение за свою работу в куттабе. Часто 'ариф занимал место факиха после его смерти или же становился факихом в другом куттабе, когда он приобретал достаточный опыт для самостоятельной работы. Наряду с кораническими дисциплинами в куттабах давались и элементарные курсы арифметики. 
                         В рассматриваемый период куттаб оставался учебным заведением, находившимся в введении вакфа, то есть являлся объектом религиозной недвижимости, независимо от того работал ли он при мечети, мавзолее, или даже если был просто класс в одной комнате, открытый каким-нибудь учителем-факихом. Таким образом, на протяжении XVIII в. куттабы по-прежнему действовали в рамках существовавшей вакуфной системы. 
                         Оснащение куттабов было, как правило, крайне скудным и целиком зависело от статуса головного религиозного учреждения. 
Состав духовной мусульманской верхушки Египта полностью соответствовал сложной функциональной дифференциации египетского общества. Эта категория включала, прежде всего, самих носителей вероисповедной доктрины, служителей культа, улемов -богословов и знатоков теологических дисциплин, преподавателей мусульманской школы, законоведов, сотрудников и секретарей шариатских судов и нотариата. Многие религиозные авторитеты состояли на службе в государственных учреждениях, являясь носителями как культовых, так и внекультовых религиозных отношений в исламе. 
                         Основную часть духовных служителей составляли лица, входившие в штат культовых учреждений - мечетей, мавзолеев и т.п. К ним принадлежали местные имамы - предстоятели, или руководители на молитве, проповедники хутбы. Как правило, в небольших мечетях обязанности имама и хатыба возлагались на одно лицо. К этой же наиболее многочисленной категории относились курра' - чтецы Корана, муэдзины - лица, созывающие верующих на молитву, исполнители различных религиозных обрядов и т.д. 
К рядовым служителям ислама принадлежали и многочисленные факихи — учителя духовных школ низшего звена, а также их ассистенты - арифы, исполнители-приставы шариатского суда, хранители фетв и т.д. 
                         Перечисленные категории не имели доступа к фундаментальному богословскому образованию и, как правило, ограничивались минимумом религиозных знаний в объеме выполнявшихся ими обязанностей. 
Несомненно, наиболее влиятельную, хотя и не самую многочисленную, духовную прослойку египетского общества составляли улемы. 
Улемы (от араб. «'улама'» - мн. «ученые»), наставники и преподаватели высших мусульманских учебных заведений. Безусловно, центральное место среди них занимали преподаватели крупнейшего каирского университета ал-Азхар. По дошедшим до нас сведениям, в конце XVIII в. здесь в разное время вели преподавательскую деятельность по меньшей мере 186 человек. 
                         Институт улемов традиционно объединял служителей культа самого высшего ранга - имамов и хатыбов крупных мечетей, главу и наиболее влиятельных членов корпорации чтецов Корана, а также муфтиев - духовных авторитетов, выносящих решения по религиозно-правовым вопросам; кади - религиозных судей в системе шариатского судопроизводства; богословов-теологов, руководителей и наставников высших религиозных учебных заведений — медресе и т.д., и т.п. 
                        Традиционная духовная элита мусульманского Египта, в том числе и ее высшее звено, представленное улемами, имела в свою очередь четкую иерархическую структуру. 
           Главным духовным вождем в стране выступал ректор главного мусульманского университета — Шейх алъ-Азхар. 
                         Второе после него место в духовной иерархии Египта принадлежало накыб алъ-ашрафу — главе сословия шерифов — то есть «благородных лиц», ведущих происхождение от семьи пророка Мухаммада. Накыб аль-ашраф имел широкие полномочия в рамках своего привилегированного сословия. Он представлял интересы шерифов в различных конфликтах и спорах. Он же контролировал генеалогические записи и выдачу специальных свидетельств-сертификатов, подтверждавших принадлежность к этой избранной группе. 
С приходом Мухаммеда Али, а точнее с середины 20-х годов XIX в. и вплоть до начала XX в. лидерство среди шерифов Египта принадлежало известному семейству аль-Бакри. 
                         К высшему слою египетской духовной элиты принадлежали также муфтии четырех суннитских мазхабов - религиозно-правовых школ. Кандидатуры муфтиев утверждались собранием высших богословов - улемов и самим главой государства. 
                         В первой половине XIX в. в Египте окончательно утверждаются два наиболее влиятельных на севере Африки толка суннитского законоведения - шафиитский и маликитский. В центральной части Нильской дельты, в провинции Гарбия, и на востоке, в провинции Шаркия, большинство мусульман стали последователями мазхаба, основанного имамом аш-Шафии. На западе Дельты, в провинции Бухейра, в Верхнем Египте и в западных районах страны население придерживалось маликитского толка. Соответственно и в Каире большинство мусульман были шафиитами или маликитами. Ханифитский мазхаб, хотя и не столь популярный, как юридические школы аш-Шафии и Малика ибн Анаса, получил особое распространение в османский период и в целом сохранял значительное влияние в рассматриваемый период. Ханбалитский толк не имел в Египте широкого распространения в стране. 
                         Так, в университете аль-Азхар существовали риваки — секции, отделения или землячества, зачисление студентов в которые производилось на основании принадлежности их к тому или иному мазхабу, с учетом места их рождения, национальной принадлежности и т.д. 
Риваки подразделялись на две основные группы: первая включала шесть так называемых «египетских» землячеств-риваков, наиболее крупным из которых был ривак, объединявший многочисленных выходцев из Верхнего Египта. Далее следовали ривак аш-Шаркавийя, основанный в начале XIX в. по инициативе ректора аль-Азхара Абдаллаха аш-Шаркави, аль-Файюмийя.

           Среднее образование в Египте

                     бывает трёх различных типов: общее, профессиональное и техническое.Среднее техническое образованиеТехническое образование, приобретаемое в рамках трёхгодичной и пятилетней программы, дают школы, специализирующиеся в трёх разных областях: промышленность, коммерция и сельское хозяйство.


                     Курс общего среднего образования рассчитан на три года и включает естественные и гуманитарные предметы: арабский и английский языки, второй иностранный язык (немецкий, французский, испанский или итальянский), химия, физика,  биология, география, история, философия, Компьютерные Навыки. На втором и третьем году обучения вводится специализация: естественные науки, либо гуманитарные науки, либо математические науки.


           Высшее образованиеВ Египте

                    Имеются как частные, так и государственные высшие учебные заведения. Государственное высшее образование в  Египте бесплатное, студенты платят только регистрационный взнос. Частное образование обходится дороже. Основные университеты:

               -   университет Каира (100 000 студентов)

             университет Алехандрии

             Университет Айн-Шамс

             Университет Аль-Азхар - старейший ВУЗ Египта с 1000-летней историей

         Ведущие частные университеты

         -  Американский университет в Каире

     -   Немецкий университет в Каире

    -   Французский университет Египта

            
                                                                                            Университет Аль-Азхар
 
  логотип Университет Аль-Азхар
                          Университет Аль-Азхар - старейшая и наиболее престижная мусульманская духовная академия, расположенная в Каире. Основан в 988 Фатимидами и связан с исторической мечетью Аль-Азхар. Название получил в честь дочери пророка Фатимы Зухри. В 1961 реорганизован Насером, добавившим ряд светских факультетов (медицины, сельского хозяйства и пр.).Название получил в честь дочери пророка Фатимы Захры. В 1961 реорганизован Насером, добавившим ряд светских факультетов (медицины, сельского хозяйства и пр.)В Аль-Азхаре преподавал Мухаммад Абдо — египетский реформатор ислама и общественный деятель — после своего возвращения в Египет в 1889 году.
           Университет Аль-Азхар — светский университет в Палестинской автономии.
                         АЛЬ-АЗХАР – Джами'аль-Азхар (Блистательнейшая мечеть) – название наиболее почитаемой мечети и религиозного университета в Каире. Мечеть была построена в 970–972 во времена Фатимидов, возводивших свое происхождение к Фатиме – дочери пророка Мухаммеда. «Аль-Азхар» – превосходная степень от «Захра» (блестящий, яркий, блистательный – араб.) – почетного эпитета, под которым обычно упоминается Фатима. Халиф аль-Муизз (953–975), правивший тогда Египтом, хотел сделать аль-Азхар главным религиозным центром шиитского государства. Мечеть строилась одновременно с городом аль-Кахира (Каиром), ставшим новой столицей Египта. Уже тогда в мечети началось преподавание сначала коранических наук, а позднее математики, астрономии, естествознания и географии. 

                        При мамлюках аль-Азхар стал получать доходы от вакфов (араб. вакф-вукуф – религиозное имущество), благодаря которым стала возможна реставрация здания, постройка новых помещений, в которых разместились учебные классы. При султане аз-Захире Байбарсе (1260–1277) в мечети была возобновлена хутба (пятничная проповедь, право на которую имели крупнейшие мечети). Была создана библиотека, улучшено содержание преподавателей и студентов. В этот период аль-Азхар стал престижным учебным заведением и главной соборной мечетью Каира и Египта. Основной упор в обучении был сделан на богословские науки и арабскую филологию, а математике, естествознанию и другим светским наукам придавалось второстепенное значение. 

                        В 1517 Египет вошел в состав Османской империи, что негативно сказалось на состоянии мечети и учебных заведений в ее составе. Доходы от вакфов сократились, и зависевшая от них система образования стала приходить в упадок. Уровень образования заметно снизился. Многие мадрасы (религиозные школы) закрылись. Но аль-Азхар сумел сохраниться как главный центр юридическо-богословских дисциплин и арабской филологии на Ближнем Востоке. 

                        В период правления Мухаммада Али (1769–1849) аль-Азхар постепенно стал возвращать себе значение главного мусульманского научного центра. Реформы, начатые Мухаммедом Али, сопровождались изменениями в области культуры и образования. Освободив имущество, передаваемое аль-Азхару в порядке благотворительности, от обложения налогом, новый египетский правитель позволил аль-Азхару стать независимым общемусульманским центром традиционного образования и науки. При Мухаммаде Али в Аль-Азхаре впервые стали применять европейские методики обучения. 

                        Исмаил-паша (1863–1879), один из преемников Мухаммада Али, сумел добиться для Египта значительной внутренней автономии в рамках Османской империи. При нем впервые был принят закон об аль-Азхаре, согласно которому был введен квалификационный экзамен на получение диплома «международного образца». Одновременно аль-Азхар получил статус университета. В конце 19 в. начался процесс модернизации учебных программ, внутреннего распорядка и организационной структуры аль-Азхара, которые попытался осуществить известный общественный деятель и реформатор ислама, выпускник аль-Азхара, Мухаммад Абдо. В 1890 был создан первый совет по управлению аль-Азхаром, состоявший из наиболее авторитетных богословов во главе с самим Мухаммедом Абдо. Однако с его кончиной в 1905 движение реформ в аль-Азхаре снова замерло. После революционных событий 1919 и 1921, носивших антиколониальный характер, король Египта Фуад I приказал (1930) разработать новый устав, в соответствии с которым студентам предоставлялась возможность уделять больше внимания общеобразовательным предметам. В середине 20 в. аль-Азхар становится известен как один из наиболее крупных и престижных исламских университетов религиозного и языкового направления. В настоящее время аль-Азхар представляет собой гигантский религиозный и образовательный комплекс. Помимо главной соборной мечети (аль-Джами аль-Азхар) и других религиозно-культовых сооружений, аль-Азхар включает в себя филиалы в других городах страны и представительства (миссии) за рубежом. С 1961 в университете функционируют светские факультеты, в том числе специальный женский факультет. В начале 2003 руководство Университета Аль-Азхар начало реализацию грандиозного проекта «Аль-Азхар онлайн» (Al Azhar Online). Его цель – обеспечить открытый доступ к уникальнейшим рукописям и наследию старейшего университета и религиозного института. Предполагается перевести в цифровой формат более 125 тыс. книг, а также 42 тыс. рукописей, из которых девять тысяч существуют в единственном экземпляре. 

                        В разное время с аль-Азхаром была связана жизнь и деятельность многих выдающихся людей: физика Ибн аль-Хайсама (11 в.), врача Абд аль-Латифа аль-Багдади (13 в.), поэта Умара бен аль-Фарида (13 в.), историка Ибн Халдуна (14–15 в.) и др. Многие знаменательные события в жизни Египта разворачивались или начинались в стенах аль-Азхара. Его преподаватели и студенты неоднократно выступали движущей силой египетского национально-освободительного движения и внесли значительный вклад в историю этой страны арабского Востока. 

           


                                                                                  Каирский университет                
  логотип Каирского Университета

                            Основан в 1908 на частные средства. В 1925 преобразован в государственный университет и подчинён министерству народного просвещения. После революции 1952 Каирский университет получил существенную поддержку государства, расширил контингент студентов, в том числе из арабских и др. государств. Значительно увеличилось число студентов естественнонаучных факультетов, проделана огромная работа по созданию учебных пособий на араб. языке.  

                                     В 1938 в Александрии был создан филиал Каирский университет, на базе которого в 1942 открыт Александрийский университет. В 1955 филиал Каирский университет открыт в Хартуме (Судан), в 1962 создан филиал в г. Эль-Мансура (медицинский факультет). В университете учился египетский писатель и учёный Таха Хусейн, создавший впоследствии кафедру классической филологии.
                            В 1971/72 учебном году в Каирский университет было 12 факультетов: филологический, юридический, 2 коммерческих, социально-экономических и политических наук, естественных наук, медицинский, зубоврачебный, фармацевтический, инженерный, с.-х., арабской филологии («Дар аль-Улюм»). В Каирский университет обучалось свыше 64 тыс.. студентов, работало около 3 тыс. преподавателей.

                            Преподавание ведётся в основном на арабском языке, на естественно-технических факультетах - и на английском и французском языках. Каирский университет подчинены Океанографический институт в Суэце, биологическая станция на Красном море (Эль-Гурдака), Хелуанская астрономическая обсерватория, институт статистики и др. научно-исследовательские институты и лаборатории. Университетская библиотека (основана в 1932) насчитывает (1971) свыше 500 тыс. тт.

                 

                                                                         Каирский университет


   
                                                                                 Александрийский университет                
 
  логотип  Александрийского университета

                Историческая справка

                            В 1938 году ядра из Александрии университет имеет свой выход в виде двух спутниковых факультетов Фуад первый университет. Эти факультеты искусств и права. Инженерного факультета был создан в 1941 году. 
                            В связи с необходимостью разработки более дисциплинам для высших учебных заведений, и с целью удовлетворения потребности населения в Александрии, Александрийский университет, ранее известный как Фарук университета, стала отдельной организацией в августе 1942 с четырьмя дополнительными факультетов: Наука, торговли, медицины и сельского хозяйства. 
                            В 1952 г. он стал "университет Алехандрии". С тех пор, университет  свидетелями роста и расширения в нескольких областях: количество факультетов и институтов высокого увеличилось до 30. Некоторые примеры из них являются следующие: 
        -  факультет медсестер, 1954 (ранее, Верховный института по уходу) 
        -  факультета фармации, 1956 
        -  высоком институт общественного здравоохранения, 1963 
        -  педагогический факультет, 1969 
        -  факультет стоматологии, 1971 
        -  Медицинский научно-исследовательский институт, 1971 
        -  факультета ветеринарной медицины, 1974 
        -  институт аспирантуры И исследований, 1983 
        -  факультет туризма и гостиничного, 1983 
                           Александрийский университет руководил созданием четырех спутниковых факультетов в дельте Нила. Это были: медицинский факультет в 1962 году и факультет наук (1969), в Танта (в настоящее время Танта университет), образования и сельского хозяйства в 1969 году в Аль-шайх  (в настоящее время Кафр Аль-шайх университета), которые входят в ядро Танта университета.   
                           Семь других факультетов были созданы в Даманхур, столицы мухафазы Бехеру: педагогического факультета (1980 год), факультет искусств, сельского хозяйства и торговли (1983), и, совсем недавно три новые факультеты: Наука, ветеринарной медицине, а по уходу (2007).

                           В 1989 году на факультетах института и связанных с Хелван университета и находится в Александрии вступил в университет на основании президентского указа: четыре факультета физического воспитания для мужчин, физическое образование для женщин, изобразительного искусства, а также сельское хозяйство на Саба-Баша. 
                          Факультет начального образования был также создан в 1991 году в Марса-Матрух мухафазе, в 300 км к западу от Александрии. В 1998 году двух факультетах, связанных с министерством высшего образования, вступила в университете: подготовка воспитателей детских садов, а также конкретные образования. 
                          Веря в свою роль в арабских и африканских странах, Александрийского университета создан в 1960 году в Бейруте, Ливан, "Арабский университет в Бейруте", который управляется и контролируется образовательных и административных кадров из Александрийского университета. Совсем недавно, Александрийский университет ведет работу по созданию филиала в Джубу на юге Судана, и в Нджамене в Чаде.

                                                                          

                                                                                        Александрийский университет


                                                                              Айн-Шамс университет        
 
       логотип Айн-Шамс университет

                      Айн-Шамс университет, в качестве третьего египетских университетов, был основан в июле 1950 года под названием "Ибрагим Паша Университет". Он участвовал в двух предыдущих университеты ", Каирский университет" (Фуад 1) и "Александрия" Университет "(Фаруку 1) при выполнении сообщение университетов и удовлетворения растущего спроса среди молодежи в получении высшего образования. Когда она впервые была установлена, Айн-Шамс Университет входили ряд видных факультетов и академических институтов, которые впоследствии были разработаны в университете. 
                          После революции 23-го июля 1952 года, было высказано предположение, что египетские университеты быть имена, которые были тесно связаны с корнями и исторических памятников страны. Таким образом, на 21 февраля 1954 года название университета было изменено на "Гелиополис", а затем изменить в том же году на ее нынешнее название "Айн-Шамс", на арабском языке для "Гелиополис", или "O'n", который является старейшим университетом в истории. "O'n" Университет был создан около 5000 лет назад, и она широко известность как центр знаний и обучения, особенно в астрономии, технике и медицине. Возможно, идеальным примером того, знания и мастерство "O'n" учителей Имхотепа, главный священник, министр, и архитектор, который в 2700 г. до н.э. Разработана первая большая структура камня известны в истории, Зосер шаг Пирамиды в Саккары. западный папирус также говорится, что основатель Пятой династии был ректором "O'n" Университет перед восходящей трона. Однако, наиболее важным достижением "O'n" Университет был вызов для поклонения единого божества, солнечного диска Атона на руках Ахенатон, который находился под влиянием идей "O'n" священников. 
                         Эмблема университета, обелиска и двух ястребов, устанавливает связь между названием и древней истории в университете. Обелиск стоит дом для жизни в городе "O'n", в то время как два ястребы символичны Гора, египетского бога в то время. 
                          В университете в настоящее время находится в той части, Заафарана дворец, построенный в период режима хедив Исмаил.

                          Дворец был так назван потому что район вокруг него был знаменит шафран (по-арабски Заафарана) плантации. Дворец был использован для проведения администрацией отделений египетской университет, когда она была создана в 1925 году. Он был использован в Министерстве иностранных дел (в качестве гостевой дом) для размещения важных гостей. Дворец также свидетелями подписания в 1936 Договор между Египтом и Великобританией. Наконец в 1952 году,она пришла, которые будут использоваться в качестве административного штаб Университета Айн-Шамс. 
                         Являясь одним из основных научных и культурных учреждений, университет Айн-Шамс в полной мере осознает эти проблемы и уверены в том, что она - с других египетских университетов - трудно трудно ответственность за создание в поколение. Это знает и гордится своей самобытности и традиций, а также готов к созданию лучшего будущего для своей страны. В самом деле, университет Айн-Шамс играет неоспоримую роль в развитии культурной и научной жизни в Египте и обогащения человеческих знаний в целом.

                         Университет включает 15 факультетов и 2 высоких институтов. В 1950 году насчитывалось лишь восемь факультетов: факультет искусств, факультет права, факультет коммерции, факультет естественных наук, инженерного факультета, факультета медицины, факультет сельского хозяйства, а также женский колледж. В 1969 году педагогический факультет, известна с 1880 в качестве преподавателей колледжа, стал девятым факультете в университете. В 1973 году факультет "Аль-Альсун"(языки),  был десятым членом в университете. Однако история этого факультета датируется 1835. 
                          В 1994 году был издан указ о создании еще двух факультетов; факультета фармации и стоматологии факультета, реальное исследование было начато в следующем году в обоих факультетов. В том же году было принято решение о создании факультета вычислительной техники и информатики, а также начал изучение в следующем году.

                          Последний факультета вступить в университет на факультет Конкретные образования, в 1998 году. Факультет медсестер был учрежден в 1980 году, и Институт детства аспирантов исследований был создан в 1981 году. Создание Института экологических исследований и исследований на 1982 год. 
                          Айн-Шамс университет включает семь кампусов, все из которых расположены в Большой Каир. Администрации университета, факультета искусств, права и наука находятся в главном кампусе, Эль-Халифа Эль Мамуне улице, Аббасия.  На факультет коммерции"Аль-Альсун" (языки), аптека, стоматология, компьютерных и информационных наук, институт последипломного детство и Института экологических исследований и исследований, а также специализированные больницы расположены на втором кампуса на другой стороне" Вышеупомянутые улице. Медицинский факультет и факультет сестринского вместе с университетской больницы находятся в другом кампусе на Аббасия. Факультеты Инженерной, конкретное образование, образование, сельское хозяйство и женщины находятся каждый на отдельном кампусе в Аббасия, Гелиополя и Шубра Эль-Хайма, соответственно.

                                                               

                                                                                                  Айн-Шамс университет

 
 
 
            Литература
          -  http://www.avialine.com/country/18/articles/52/151/0/0/427.html
               Университет Аль-Азхар

          -  http://planetadisser.com/see/dis_74485.html

               Развитие системы образования в Египте в XIX - начале XX в.

          -  http://ru.wikipedia.org/wiki/Образование_в_Египте

               Образование в Египте, Система образования в Египте отличается высокой степенью централизации, она подразделяется на три этапа:

          -   http://ru.wikipedia.org/wiki/Университет_Аль-Азхар          

               Университет Аль-Азхар