ДонНТУ > Портал магистров ДонНТУ || Об авторе
Магистр ДонНТУ Варзар Ростислав Леонидович

Варзар Ростислав Леонидович

Факультет вычислительной техники и информатики
Специальность: Компьютерный эколого-экономический мониторинг

Мой личный опыт прыжков с парашютом и полетов на планере

Однажды, 3 года назад, у нас с соседом по комнате завязался спор, касающийся авиации, самолетов, вертолетов и парашютов. Я не помню, какова была тема спора, но всё пришло к тому, что мой собеседник – Заславский Тарас сказал, что у его одногруппника отец ведет парашютную секцию в г. Горловка на станции «Юный техник». Я заинтересовался, потому что еще когда учился в школе, то у меня на компьютере был авиасимулятор F-18, и мне очень сильно после игры в него хотелось проверить свои навыки и побывать в воздухе (так сформировалась моя мечта хотя бы разочек полетать на самолете) и тогда я предложил Тарасу, типа, а слабо ли записаться на занятия, поездить в Горловку, а потом прыгнуть с парашютом. Он сказал, что не слабо, надо только набрать хотя бы еще 10 ребят и поехать. Я согласился, начали искать единомышленников, которым хотелось бы испытать в жизни чего-то необычного. В результате я проагитировал 2-х своих одногруппников и Тарас еще нашел несколько своих знакомых. Договорились поехать на занятия в субботу. В пятницу предварительно созвонились, собрались в субботу на автостанции и поехали. Юный техник нашли мы не сразу, хотя от Горловской автостанции идти пешком до него минут 20-25. В общем мы его нашли.

Занятия вёл Ельников Анатолий Панкратьевич, сначала он нам рассказал, что, зачем и куда мы попали и чего мы хотим. Потом показали парашюты, подвесную систему, козел, с которого тренировались прыгать и приземляться, уложили мы 1 парашют и пошли на улицу «кататься» на нем. День прошел очень интересно. Я сам из города Первомайска Луганской области и обычно езжу домой по пятницам или субботам, а тут задержался в первый раз так долго. Когда мама позвонила узнать, где я нахожусь – я сказал, что на занятиях в парашютной секции. Она подумала что это шутка. … И долго не верила аж до того момента, когда спустя месяц обучения после первого моего прыжка с парашютом Д-5 я приехал домой после аэродрома весь грязный, усталый, довольный и рассказал, как всё было.

Если честно, то первый прыжок с парашютом мне не понравился. Во первых я боюсь высоты – это кстати была одна из причин, по которой я решился прыгать с парашютом. Перед тем как сесть в самолет, Анатолий Панкратьевич решил нас сфотографировать и у него заело фотоаппарат, конечно, все подумали, что это – плохая примета, что уже добавило немного напряжения перед прыжком. Когда мы сели в самолет, то улыбались друг другу, после взлета – уже нет. А еще я был первым в очереди на выпрыгивание и сидел как раз возле двери. В кабине пассажиров самолета АН-2 есть очень страшный прибор, который называется альтиметром и показывает высоту полета. Как на теоретических занятиях, нам выпускающий (человек, который выбуццивает всех нехотящих прыгать парашютистов) напоминает, что вот на приборе 100 метров высоты, тут надо готовиться к приземление и открывает дверь, чтоб мы посмотрели, как эти 100 метров выглядят. Когда я высунул голову из самолета и глянул вниз – тут то моя душа и ушла в пятки. Конечно мне уже перехотелось прыгать. Но самое страшное – еще впереди. Я вспомнил всю теорию и в моей памяти всплыло число 1000 – высота, с которой нас будут выталкивать из самолета летящего со скоростью 120-150 км/ч. Когда я опять посмотрел на альтиметр – то на нем стрелка пересекла значение 800, выпускающий подошел к каждому парашютисту, проверил всё, снял предохранительные шпильки с приборов автоматического раскрытия запасного парашюта и проверил, чтоб все засунули правую руку в «соску» (такая резинка на кольце, чтоб его не потерять) и обеими руками взялись за кольцо. Где то за 900 метров запищала (жутко зазвенела) сигнализация и загорелась лампочка. Это означало – что пора. Меня буквально силой подняли, подвели к выходу сказали как по правилам: «Приготовиться, пошел». Я крикнул: «Есть пошел». И закрыв глаза выпрыгнул. Дааа, было холодно. Я отсчитал 3 секунды (вслух надо говорить – 501, 502, 503) и дернул кольцо. Меня тоже дернуло где то через секунду. Парашют раскрылся, стропы были закручены, что меня сильно испугало, хотя такое случается у каждого третьего и это – нормально, потому что выпрыгнул я криво из самолета. Но я не растерялся, подергался и всё раскрутилось.

В тот день прыгало нас 4 человека из первачков: 3 девушки и я. И только я, самый боящийся прыгать, после раскрытия парашюта и устранение закрутки строп и всего того страха, что мне довелось вытерпеть – вспомнил, что надо вытянуть рыжую – такая веревочка, что если ее не выдернуть, то на высоте 500 метров для безопасности раскрывается запасной парашют. (С двумя приземляться – не очень удобно). В общем пока я долетел до земли и удачно криво-накося приземлился – задубел до затвердевания, двух свитеров не хватило, тем более что был конец ноября. Кроме это я не смог нормально усесться в подвесную систему, и мне как парню было очень больно!!! Ремни давили! После приземления я минут десять сидел на земле на коленях и радовался, что еще жив! Конечно было много неприятностей во время моего 1-го прыжка, но я твердо решил, что надо прыгнуть еще раз – чтоб понравилось. И в будущем не ошибся.

Отделение от самолета

Второй мой прыжок начался с того что я ехал из своего родного Первомайска на занятия в Донецк в воскресенье и подумал – а не заехать ли мне на аэродром и прыгнуть. Приехал я в Енакиево, до аэродрома шел пешком с тяжеленной сумкой продуктов, потому что автобус едет только утром в 7 часов. А это было 15 часов. На аэродроме уже все собрались уезжать, кроме девушки Ани, которая тоже пришла поздно и хотела прыгнуть. Погода была пасмурная, холодно, почти ноль градусов, темнело и тут мы начальнику аэроклуба начали ныть – ну можно прыгнуть, ну можно прыгнуть. Наконец то уговорили. Парашютисты, которые еще не разъехались начали укладывать свои парашюты. Кроме всего прочего был сильный ветер 8 м/с, хотя начинающим можно прыгать только максимум при 5 м/с. Погрузились мы в самолет и полетели, в самолете мы окончательно замерзли и в сочетании со страхом совсем перехотелось прыгать. Мы влетели в сплошную облачность, стало все серо, темно. Но потом нам открылась потрясающая картина – светит солнце как летом на закате, его лучи пробиваются сквозь иллюминаторы самолета, стало как то теплее, хотя на километровой высоте температура на 6.5 градуса меньше, чем на поверхности земли. Кода мы глянули вниз через открытую дверь самолета, то увидели еще более потрясающую картину – ярко белые перышки облаков, тянувшиеся до самого горизонта.

Я опять выпрыгивал первым, было не так страшно, как в первый раз. Наверное потому что поднялось настроение и не было видно земли. Когда я выпрыгнул и раскрыл парашют – передо мной открылось еще более впечатляющая картина. Я увидел улетающий впереди самолет, в котором был буквально несколько секунд назад, Аньку с парашютом – и самое поразительное – на горизонте закат красно-оранжевого солнца на фоне облаков-пёрышек, в которых солнце частично отражалось и возникало впечатление заката на море или на озере, не могу точно описать. Ветер над облаками конечно был сильный, парашют свистел и меня раскачивало. Потом я вошел в облака, странное ощущение, ничего вокруг не видно, даже собственного парашюта, абсолютная тишина. Ощущается приближающаяся неизвестность. Над облаками ветер был в одну сторону, под облаками оказался совсем в противоположную. Когда я вышел из облаков на высоте 300 метров – дул сильный ветер, а парашют оказался развернутым против ветра. Я начал его разворачивать, он практически не подчинялся управлению из-за сильного ветра, кроме того, меня несло прямо на посадку из колючих акаций. Приземление произошло как раз во время порыва ветра и оказалось очень жестким, аж челюсть хрустнула. Анька вообще не успела развернуться и приземлилась боком, получила синяки и на шлеме остались полосы. Вокруг грязь, холодно, ветер, где находится аэродром мы запомнили только приблизительно. Где-то через 15 минут нас нашли ребята с аэродрома и помогли нести парашюты. Шли мы где то минут 45 по грязи с тяжестью, уже начало смеркаться. Как оказалось, мы улетели на несколько километров от аэродрома.

Это 2-й прыжок действительно был классный. Огромнейшее разнообразие разных чувств и ощущений буквально за несколько минут. Перед прыжком – страх, после раскрытия парашюта – чувство восторга от наблюдаемой красоты заката солнца над облаками, потом чувство одиночество, что мгновение назад я находился в компании людей в самолете – а теперь сам. Далее чувство страха перед неизвестностью в облаках. А после приземления – чувство радости всему тому, что пришлось пережить. Потом усталость, восторг и куча незабываемых воспоминаний.

Самолет вечером над облаками

Последующие два моих прыжка были уже в декабре и я опять прыгал первым. Потом аэроклуб закрыли на зиму. На сегодняшний день у меня 4 прыжка с десантным парашютом Д-6.

Зимой я продолжал ездить в Горловку на теоретические занятия по укладке парашюта и изучение другого типа десантных парашютов с тремя разными вариантами укладки – Д-1-5У. Однажды Анатолий Панкратьевич предложил мне временно оставить парашютный спорт и попробовать научиться летать на планере. Планер – это такой самолет, в котором нету двигателя, а так всё остальное на месте, аэродинамика как у самолета, приборы те же самые, кроме тех, которые касаются двигателя. В воздух на заданную высоту планер (аэроплан) поднимается с помощью буксировочного самолета. Они связаны между собой крепким тросом, который может отцепляться с помощью рычага как на планере, так и на самолете. Преимущества полетов на аэроплане огромнейшие: во-первых для того чтобы он летал, не нужно горючее, потому что нету двигателя, бензин «съедает» только буксировщик в течении 5-15 минут; во-вторых на нем можно летать несколько часов, так как, особенно летом, когда жарко и хорошая безветренная погода – земля прогревается и от нее начинают подниматься восходящие потоки, вертикальная скорость которых может достигать 5 м/с. Т. е. на летательном аппарате без двигателя можно за несколько минут набрать высоту 1-3 километра. Кроме того, набрав достаточную высоту, можно выполнять даже фигуры высшего пилотажа, такие как штопор, петля Нестерова.

Первый ознакомительный полет на планере был таким же интересным и захватывающим, как первый прыжок с парашютом.

Стояла жаркая июньская погода с достаточно сильным ветром. Полет начался со взлета и полета за самолетом-буксировщиком, планер немножко дергало и создавалось такое ощущение, что вот-вот мы начнем падать вниз, так как под нами практически ничего не было, только воздух и несколько сотен метров высоты. Сам буксировочный полет оказался очень сложной штукой, надо было строго держаться в хвост самолета не смотря на вертикальные потоки воздуха и боковой ветер. По сложности такой полет, наверное, можно сравнить только с дозаправкой в воздухе!

Отцепились мы от буксировщика где-то на высоте 800 метров и инструктор начал крутить планер, ища восходящие потоки, которые всего-то в диаметре на больше 150 метров. Набрали мы высоту около двух километров, и тут инструктор попросил затянуть покрепче ремни. Я сначала не понял зачем, но потом догадался. Первое, что сделал Юрий Викторович – это вошел в пикирование. Ощущение конечно необычное – сразу свист, скорость планера начала быстро возрастать и самое классное – ощущение невесомости, которое длилось всего 2-3 секунды. Потом мы сбросили скорость и сделали штопорный переворот, после выхода из штопора – сразу петля Нестерова. Я не понимал, где нахожусь, всё вокруг крутилось, невесомость сменялась перегрузкой. Чувства были совсем незнакомы мне, всё было необычно. Потом мы еще полетали минут 45, я научился делать развороты и спирали. Как ни странно, меня после высшего пилотажа во время полета вообще не тошнило, хотя рекомендовали брать с собой пакетик. Самое неприятное началось после посадки, именно на твердой земле начало что-то неладное твориться в желудке, но потом через часик прошло. Просто надо тренироваться.

Я в планере Бланик Л-13. На заднем сиденье мой инструктор - Болтенков Юрий Викторович.
Мы в планере над городом Енакиево

Вывод такой, и прыгать с парашютом и летать – круто, я это делаю не ради адреналина, а для того, чтобы больше знать, чтобы достичь в жизни чего-то большего, чем просто сидеть дома на диване и смотреть телевизор, чтобы увидеть красоту природы, ведь виды открывающиеся с большой высоты – просто потрясающие.

Летать и прыгать с парашютом – конечно дорогое удовольствие, но я считаю, что лучше получаемую стипендию потратить на то, чтобы полетать на планере хотя бы несколько кружочков или парочку раз прыгнуть с парашютом, чем тратить на пиво и дискотеки. Тем более, что парни-летчики очень нравятся девушкам :).

Енакиевский аэроклуб – государственная организация, которая финансируется в основном благотворительными пожертвованиями, поэтому в распоряжение не так уж и много техники. Это самолет для парашютистов – АН-2 кукурузник, самолет буксировщик Вильга-35А и планер Бланик Л-13. Парашюты десантные Д-6, Д-1-5У, УТ-15 и другие, в том числе ПЛП – спасательные для летчиков-планеристов. Перед каждым полетом техника тщательно проверяется, за историю аэроклуба еще ни разу не было летных происшествий (и я считаю, что никогда ничего подобного не произойдет), ну а, например, подвернуть ногу при неудачном приземление – это нормально, любой спорт связан с некоторым риском для здоровья.

Аэроклуб всегда рад принять на своё воспитание школьников и студентов. Работники клуба – настоящие профессионалы в своем деле, имеют несколько тысяч часов налета на планерах и самолетах и сотни и даже тысячи прыжков с парашютом.

Енакиевский государственный авиационно-технический спортивный клуб является организацией содействия обороне Украины, поэтому участвуя в деятельности клуба каждый человек защищает свою Родину и воспитывает в себе чувство патриотизма!

Список рекомендуемых сайтов

  1. Авиационные организации ОСО Украины. [Электронный ресурс] : http://www.aeroclub.kiev.ua/ukravia/osou.html
  2. История Енакиевского Аэроклуба. [Электронный ресурс] : http://don-sky.org.ua/index.php?dn=article&to=art&id=29
  3. Авиация Общего Назначения. [Электронный ресурс] : http://www.aviajournal.com/
  4. Крылья – Все об украинской авиации. [Электронный ресурс] : http://www.wing.com.ua/
  5. Харьковский аэроклуб им. В.С. Гризодубовой ОСО Украины. [Электронный ресурс] : http://www.aeroclub.net.ua/
  6. Планерный спорт Украины. [Электронный ресурс] : http://www.gliding.com.ua/
  7. Всеукраинская ассоциация «Аэроклуб Украины». [Электронный ресурс] : http://www.aeroclub.kiev.ua/
  8. Варшавский аэроклуб. [Электронный ресурс] : http://www.aeroklub.waw.pl/

ДонНТУ > Портал магистров ДонНТУ || Об авторе