ФОТОРЕАЛИСТИЧНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ И ВИЗУАЛИЗАЦИЯ ЗДАНИЙ В 3-D ГЕОПРОСТРАНСТВЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМАХ

Yonghak Song, Jie Shan
Geomatics Engineering, School of Civil Engineering, Purdue University

Перевод с английского: Григорива О.М.

Источник: сайт | статья
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: фотореалистичный, 3-D, ГИС, визуализация, моделирования зданий, текстурные карты.


АННОТАЦИЯ:

Несмотря на то, что геоинформационные системы широко используются в различных сферах как мощное средство для пространственного анализа и принятия решений, возможности их использования для реалистичного 3D моделирования городских территорий достаточно ограничены. Целью данной работы является объединение новейших достижений в 3D моделировании и визуализации с ГИС для увеличения возможностей в области 3D. Для получения фотореалистичного изображения здания модели собраны по данным аэрофотосъемки. Текстуры для крыш и стен зданий получены соответственно из ортоизображений и материалов наземной съемки. В качестве рабочей платформы для исследования используется ArcGIS, а в качестве средств разработки – ArcObjects и Visual Basic. В данной статье описана геометрия 3D моделирования, структура данных, создание текстур и их соединение с геометрической моделью. Результатом является создание реалистичной модели Purdue University и ее визуализация средствами ArcScene.

1. ВВЕДЕНИЕ

Трехмерная (3-D) фотореалистичная визуализация является важнейшей функцией геоинформационной системы (ГИС) и обеспечивает более удобное представление геопространственных данных [3]. В последние годы создано много моделей типичных объектов, таких как рельеф местности, дороги, водоемы, растительность, др. Однако первоначально эти модели являются двумерными или 2,5 – мерными. 3-D объекты, например, здание, не может быть правильно представлено на основе 2,5-D структуры данных [1]. Для создания качественной геометрической модели необходимо учитывать пространственное расположение и топологию зданий. Кроме того, модель должна содержать дополнительную информацию (атрибутивные данные и данные о текстурах) для выполнения запросов и визуализации. Использование в качестве текстур изображений позволяет не только увеличить реалистичность модели, но и детализировать ее. Это повышает интерпретируемость, то есть легче и достовернее воспринимаются отношения между объектами при визуализации фотореалистичной модели [8]. Несмотря на множество исследований в области компьютерной графики и наличие программных продуктов, обработка в них геопространственных данных и их интегрирование в существующие ГИС-пакеты затруднена. Тем не менее, ГИС является основной и широко используемой средой для двумерного представления пространственных данных, но ее функциональность в сфере 3-D очень ограничена.

Целью исследования является изучение структуры 3- D данных, их включение в ГИС и использование для повышения возможностей фотореалистичной визуализации. В статье сначала описывается целесообразность создания геометрических моделей зданий при 3-D моделировании и визуализации. Далее описывается метод 3-D моделирования геометрии здания, в соответствии с которым здание состоит из двух частей: крыши и стен (вертикальных). Для фотовизуализации используются текстурные карты, полученные из аэрофотоснимков и наземных фотографий стен. Так же описан алгоритм соединения текстур с геометрическими объектами и интегрирование модели зданий с другими геоданными для получения целостной модели города. Все разработки интегрированы в пакет ArcGIS для улучшения визуализации 3-D модели. Точная генерация текстур и автоматическое отображение текстуры является важной процедурой достижения высококачественного эффекта. Для того чтобы продемонстрировать и оценить разработки, была создана 3-D фотореалистичная виртуальная модель территории Purdue University.

2. СОЗДАНИЕ ГЕОМЕТРИЧСКОЙ МОДЕЛИ

Большинство ГИС-пакетов предназначены для моделирования рельефа местности и других 2-D черт. Поэтому они не подходят для создания 3-D моделей. В таких моделях третье измерений достигается, как правило, за счет выдавливания 2-D контура. При таком подходе можно моделировать только плоские горизонтальные крыши или их части. Поэтому возникает необходимость подключения к ГИС дополнительных возможностей для создания 3-D моделей.

Существует множество методов моделирования 3-D объектов: каркасное (скелетное) [wire frame model], поверхностное [surface model] и твердотельное [solid model] моделирование. ГИС-пакеты, как правило, используют поверхностные модели, а твердотельные модели широко используются в САПР и компьютерной графике. Сейчас тенденция направлена на представление зданий в среде САПР. Такие твердотельные модели, как CSG (Council of State Governments – конструктивная блочная геометрия) и B-rep (Boundary representation – контурное представление) хорошо подходят для представления объектов сложной геометрии, а так же их физических характеристик. Однако такое представление требует большого объема ОЗУ и характеризуется медленных отображением на мониторе из-за сложной структуры данных и оценки полученных данных во время рендеринга. На рис. 1 показаны каркасная и плоская модели для одной группы зданий. В каркасной модели грани образованы вершинами, а информация о гранях отсутствует. Точка является замкнутой вершиной в полигоне, на основе которого генерируется грань при рендеринге. Поверхностная модель является улучшенной каркасной моделью. Объект представлен не только гранями, но и набором граней, называемым патчами (patches), каждый из которых может состоять из нескольких полигонов. Эти полигоны при необходимости могут быть представлены вершинами и их топологическими отношениями. Простота данных обеспечивает быстрый рендеринг. Тем не менее, моделирование поверхностей, основанной на полигонах, не может с высокой точностью отобразить объект с криволинейной поверхностью, так как количество необходимых сегментов для описания кривой пропорционально превышает радиус кривизны [5]. После сравнения методов моделирования, было принято решение применять поверхностное моделирование, описанное в этой статье. Причиной так же является простота моделирования и поддержание его средствами ГИС. Благодаря тому, что смоделированный объект состоит из полигонов, с ним можно непосредственно связать атрибутивные данные. К тому же здания в ГИС обычно не рассматриваются как твердотельная модель и в основном состоят из ребер или границ. Поэтому преимущества твердотельного и недостатки поверхностное моделирования в крайнем случае используются при моделировании зданий и их визуализации.


(a)

(b)
Рисунок 1 - Каркасная модель (а) и поверхностная модель (б) представления геометрической модели зданий

После того, как был выбран метод моделирования, мы рассматриваем его относительно соответствующих текстур изображения. В общем, программное обеспечение 3D графики использует направленный метод проекции для отображения текстуры, поэтому необходимо избегать пересечения пучков лучей при проецировании текстуры на плоскость. Для этого геометрия здания делится на две части: крыша и стены. В описанном методе используется формат шейп-файлов от ESRI (Environmental System and Research Institute), который является расширенным форматом для 3D моделирования и визуализации. Шейп-файл состоит из главного файла (main file), индексного файла (index file) и таблицы dBase. Главный файл – это файл прямого доступа, содержащий записи переменной длины, каждая из которых описывает объект при помощи списка вершин. В индексном файле каждая запись содержит смещение соответствующей записи в главном файле относительно начала главного файла. Таблица dBase содержит атрибуты объектов [4]. Главный файл описывает трехмерный вид как PointZ, MultiPointZ, PolyLineZ, PolygonZ, MultiPatch. Тип MultiPatch обычно применяется для описания 3D построения. Однако достаточно трудно использовать топологию и пространственный анализ в функциях ГИС и напрямую связать атрибутивные данные с геометрией объектов. Поэтому в работе использовался тип PolygonZ, который модифицирован для моделирования и визуализации.

Шейп-файл создавался в процессе оцифровки стереопары в Stereo Analyst от ERDAS IMAGINE. Исходными данными, полученными из Stereo Analyst для моделирования зданий, являются 3D координаты вершин крыши и высотные отметки контура здания у основания и уровня земли. Координаты стен генерируются автоматически по имеющейся в шейп-файле информации, основываясь на том, что стены являются вертикальными. Таким образом, если некоторые части здания не являются вертикальными, с точки зрения структуры модели они рассматриваются и классифицируются как крыша, хоть и являются стенами в реальности. Структура модифицированного главного файла для зданий представлена на рисунке 2. Таким образом все части зданий были успешно интегрированы в компактную модель данных, которая будет использоваться в текстурировании и рендеринге модели.

Пространственная структура данных для построения модели


Рисунок 2 – Структура данных главного файла для построения модели

3. СОЗДАНИЕ ТЕКСТУРЫ

Для фотореалистичного моделирования зданий каждый фасад (вертикальная или невертикальная плоскость) нобходимо связать с реалистичной текстурой, которая представлена цветным RGB изображением [6]. Для текстурирования крыш и стен используются различные методы. Для текстурирования крыш используются ортофотоснимки, а для текстурирования стен – снимки портативной ручной камеры.

3.1 Текстурирование крыши

Для текстурирования крыш используют отсканированные аэрофотоснимки. На основании принципов фотограмметрии текстуры крыш связываются с соответствующими им объектами. Так же возникла проблема использования большого количества ортофотоснимков и использование их для текстурирования каждый раз при при построении модели неэффективно. Для решения этой проблемы было сгенерировано ортофотоизображение в системе координат модели, что позволяет связать изображения и 3D объекты для создания текстурных карт. Расположения сегментов изображений, используемых для текстурирования крыш, в аэроснимках и их ориентирование являются наиболее значимыми параметрами для отображения текстуры. Текстуры крыш генерируются только для внешних граней. На рисунке 3 представлен пример генерации текстуры по ортоизображению.


(a)

(b)
Рисунок 3 – Текстуры для крыш (а) и стен (b)

3.2 Текстурирование стен

Снимки для текстурирования стен были сделаны цифровым и широкопленочным фотоаппаратом (35 мм). На следующем этапе снимки с широкопленочной камеры были отсканированы на настольном сканере. Для текстурирования стен был использован метод, отличающийся от текстурирования крыш. Каждой стене соответствует один растровый файл. Более детально методика соотношение между гранью стены и ее текстурой, а так же их соединение, описано в следующей главе.

4. ФОТОРЕАЛИСТИЧНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ

После того, как подготовлены геометрические модели и текстуры, построение фотореалистичной модели выполняется во встроенном в ArcGIS модуле ArcObjects. ArcObjects является платформой разработки для ArcGIS Desktop на базе объектно-ориентированного программирования, которая включает в себя набор внедряемых компонентов [9]. Эта платформа использовалась для автоматизации выбора текстур для сцен и их связывания с геометрической моделью. На рисунке 4 представлена общая процедура генерирования фотореалистичной модели с учетом всех необходимых данных.


(b)
Рисунок 4 – Генерирование фотореалистичной 3D модели по интегрированным данным.

После генерирования геометрической 3D модели зданий происходит текстурирование крыш по данным аэрофотосъемки. Для правильного проецирования текстуры необходимо учесть геометрическое соотношение между 2D координатами текселей и 3D координатами модели, описанное уравнениями ортографической проекции. Для представления 3D объекта на 2D поверхности необходимо выполнить однородное трансформирование матриц с двенадцатью параметрами [7]. В этой матрице u и v – координаты пикселей экрана, X, Y и Z – координаты объекта, R – поворот матрицы Rij, t – сдвиг, a, m и v – внутренние коэффициенты, s и T – проецируемые параметры.

Для отображения текстурированных 3D зданий удобно использовать перспективную проекцию, основанную на визуализации углов и масштабов. Результат рендеринга представлен на рисунке 5а. Здесь в качестве текстуры используется ортотрансформированное изображение.

Тем не менее, этих данных не достаточно для текстурирования крыш и стен в ArcScene. Если один объект состоит из нескольких патчей, то ArcScene не поддерживает формат описания геометрии PolygonZ, выбранный на начальном этапе. Поэтому невозможно использовать рендеринг для текстурирования стен в ArcScene, несмотря на то, что шейп-файл содержит пространственную информацию о вертикальных стенах. Их необходимо рассматривать отдельно.


(b)
Рисунок 5. Текстурированные крыши здания (а) и стены (б)

Для отображения текстуры стены необходимо добавить специальный графический слой. Этот слой создается только для визуализации стен и не имеет никакого отношения к структуре данных или запросов, так как не содержит атрибутивных и пространственных данных. Вся информация о вертикальных стенах содержится в том же шейп-файле, что и данные о крышах. Используя пространственные данные о стенах в слое зданий, временно создается полигон, описывающий стену, который связывается с соответствующей текстурой. После этого по методу, аналогичному текстурированию крыш, извлекаются параметры, по которым текстура связывается с плоскостью стены. Этот процесс повторяется до тех пор, пока не будут сгенерированы текстуры стен всего здания. Следующим этапом является сопоставление графического файла с соответствующей стеной. Фотографирование всех стен зданий на территории моделируемой территории является не только невозможным, но и практически ненужным. Таким образом, стены зданий были классифицированы по материалу, цвету и пропорциональному отношению широты к высоте. В данном исследовании были использованы три типа стен с различными размерами: темно-красный кирпич, светло-красный кирпич и серый бетон. ArcObjects автоматически может выбрать и связать с геометрическим объектом только те текстуры стен, которые были предварительно сгруппированы. Программа так же вычисляет соотношение высоты и ширины изображения, а затем сравнить его с соотношением размеров фасада вертикальной стены. Далее выполняется поиск наиболее пропорциональных фасадов и текстур. На рисунке 5b представлен результат рендеринга текстурированых стен и крыш.

После того, как модель была построена, ее можно загрузить в ArcScene или другие коммерческие ГИС, поддерживающие формат шейп-файлов. Преимущество данного метода состоит в том, что остается возможность использования всех функций, поддерживаемых коммерческой ГИС, таких как изменение точки обзора, затенение, добавление и объединение данных и др. Благодаря этим функциям возможно добавление модели здания в модель города, а так же более реалистичное представление модели.

Вышеописанная процедура использовалась для создания фотореалистичной виртуальной модели кампуса Purdue в West Lafayette. В ходе процесса текстуры для стен выбирались автоматически согласно описанным выше условиям. После этого по ЦМР (цифровая модель рельефа) и данным аэрофотосъемки генерируется модель местности. Виртуальная модель кампуса Purdue образуется в результате интеграции модели местности и 3D зданий. На рисунке 6 представлены текстурированные здания в крупном плане. Из рисунка видно, что наложение текстур на здание прошло успешно как по углам, так и в центре модели. На рисунке 7 и 8 представлены вид с уровня земли и панорама модели кампуса соответственно. Результат является более реалистичным, если текстуры подверглись ручному редактированию, а так же если были гармонично подобраны группы текстур по цвету и материалу. Наземные ориентиры, такие как вышки и статуи, а так же объекты окружающей среды, как деревья и камни, трудно моделируются по имеющимся данным и методам текстурирования. Они должны моделироваться отдельно и будут рассмотрены при дальнейших исследованиях.


(a)

(b)
Рисунок 6. Угол фотореалистичной 3-D модели кампуса Purdue (а) и крупный план текстурированных зданий (b)

Рисунок 7. Вид фотореалистичной 3-D модели кампуса Purdue с уровня земли

Рисунок 8. Вид фотореалистичной 3-D модели кампуса Purdue с высоты птичьего полета

5. ЗАКЛЮЧЕНИЯ И ЗАМЕЧАНИЯ

Эти исследования успешно интегрировали возможности фотореалистичной визуализации в 3-D ГИС и дали хороший результат. Во-первых, геопространственная геометрическая модель должна быть тщательно отобрана исходя из разных соображений, например, разграничение 3D геометрии и топологии, выполнение пространственных запросов, эффективность отображения текстуры. Структура PolygonZ является подходящим выбором и может учесть все необходимые факторы. Во-вторых, отображение текстур является важным шагом в фотореалистичной визуализации. Для текстурирования модели используется ортоплан. Благодаря этому все крыши зданий могут быть легко и качественно текстурированы. В-третьих, было успешно произведено автоматическое текстурирование стен зданий, что значительно сокращает время в сравнении с ручным текстурированием.

Дальнейшие силы будут направлены на улучшение работы, выявление других возможностей эффективного 3D моделирования, упрощение текстурирования и рендеринга. Так же будет рассматриваться согласования текстур крыш и вертикальных стен по цвету, разрешающей способности, контрастности и пространственной точности. Планируется направить дальнейшую работу на использование при моделирование более сложных геопространственных объектов и черт и другой геопространственной информации.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Braun C., Kolbe T.H., Lang F., Shickler W., Steinhage V., Cremers A.B., Forstner W., Plumer L. (1995). “Models for Photogrammetric Building Reconstruction.” Computer & Graphics, Vol. 19, No. 1, pp. 109-118.
  2. Bruke R.(2003) “Getting to know ArcObjects” ESRI Press
  3. El-Hakim S., Brenner C., Roth G.(1998). “An approach to creating virtual environments using range and texture.” International Archives of Photogrammetry and Remote Sensing, Vol. 32, pp. 331-338, Hakodate
  4. Environmental System and Research Institute (1998) “ESRI Shapefile Technical Description” ESRI Press
  5. Foley J. D., Dam A. V., Feiner S. K., Hughes J. F, Phillips R. L.(1993), “Introduction to Computer Graphics”, Addison- Wesley
  6. Gulch E.(1997) “Application of Semi-Automatic Building Acquisition”, Automatic Extraction of Man-Made Objects from Aerial and Space image, Birkhauser Verlag, Vol. 2, pp129-138
  7. Hearn D., Baker M. P.(1994) ” Computer Graphics” ,2nd Ed., Prentice-Hall
  8. Varshosaz M. (2003) “True Realistic 3-D Models of Building in Urban Areas”. International Archives of the Photogrammetry, Remote Sensing and Spatial Information Sciences, Vol. XXXIV-5/W10
  9. Zeiler M.(2001) “Exploring ArcObjects” ESRI Press.


Наверх | Библиотека
© ДонНТУ 2009 Григорива Ольга