Использование подземного пространства

 Лысиков Б. А.,  Каплюхин А. А..
Источник: Совершенствование технологии строительства шахт и подземных сооружений. Сборник трудов кафедры СШ и ПС. Вып. 13. - Донецк, 2007.


Для Украины освоение подземного пространства в условиях рыночной экономики - новое направление инженерной деятельности. В данных условиях необходимость его реализации зависит от наличия специфических условий, определяющих спрос и предложения. Применительно к освоению подземного пространства это означает, что реальная возможность сооружать подземные объекты возникает только в том случае, если в существующем правовом поле совпадают интересы строителей и заказчиков. При этом, государство, преследуя свои долговременные интересы, может пойти на корректировку законодательной базы таким образом, чтобы эти интересы совпали. Например, снизив налоги для участников освоения подземного пространства, можно создать это предприятие привлекательным с точки зрения вложения средств и получения прибыли. При этом государство формирует для себя новую перспективную отрасль строительства, улучшает собственную среду обитания, снижает уровень потребления тепла и электроэнергии, создает новые рабочие места за счет тех же инвесторов. В этом отношении показателен опыт строительства коммерческими структурами подземных переходов нового типа в городах Харькове, Донецке и Днепропетровске, приспособленных для размещения в них объектов торговли, сервиса и т.д. Этот опыт может служить первым этапом на пути создания так называемых «нулевых» этажей крупных городов. В условиях дефицита торговых площадей в центре городов это может оказаться прибыльным мероприятием. Экономическая оценка показывает, что таким же перспективным и прибыльным может быть и сооружение подземных автомобильных стоянок (гаражей) в центральных районах крупных городов под площадями и бульварами, организованных по типу акционерных обществ. Необходимость сооружения подземных автостоянок подтверждается данными Госавтоинспекции Украины, которая свидетельствует, что за последние 10 лет количество автомобилей на душу населения в центральных городах Украины увеличилось вдвое и этот показатель продолжает интенсивно возрастать, а ежегодное количество ввозимых в Украину автомобилей составляет 90-95 тысяч. Развитие инфраструктуры повышает прибыльность торговых объектов и объектов бытового обслуживания центральных частей городов, увеличивает стоимость единицы строительного объема зданий и единицы площади земельного участка, престиж объектов, располагаемых в центральной части городов. В соответствии с «Методикой денежной оценки земли», утвержденной Постановлением Кабинета Министров Украины от 13 декабря 1993 г. стоимость земельных участков в центральных частях крупных городов Украины начинает приближаться к стоимости земельных участков городов развитых стран мира. В центральных зонах городов развитых стран таких как г. Мегаполис (США) стоимость 1 м2 площади земельного участка составляет несколько тысяч долл. США. В Киеве на Крещатике уже сейчас 1 м земли стоит 200 долл. США. В настоящее время подземное строительство в крупных городах Украины характеризуется еще повышенными капитальными затратами. Учитывая современный уровень и перспективы развития инфраструктуры промышленных городов Украины, строительство подземных объектов в центральных частях будет окупаться и приносить прибыль за счет высвобождения земельных участков, прибыли от работы предприятий в подземных сооружениях, сдачи подземных объектов в аренду. Кроме этого подземное строительство будет содействовать снижению эксплуатационных затрат по обслуживанию коммуникаций жизнеобеспечения города, улучшению социально-экономической и экологической ситуации в крупных промышленных городах Украины. Зарубежный опыт уже подтвердил как перспективность освоения подземного пространства крупных городов, так и перспективность повторного использования выработанного пространства месторождений полезных ископаемых. В условиях рыночной экономики целесообразно еще на стадии проектирования и разработки полезного ископаемого, особенно в галогенных и гипсовых месторождениях, предусмотреть инженерные мероприятия по эффективному повторному использованию полученного выработанного пространства. С этой целью необходимо предусмотреть возможность эффективной как доставки, так и выдачу грузов с дневной поверхности с тем, чтобы транспорт не являлся «узким местом» в этой системе. Такой подход к решению данной проблемы позволит привлечь средства инвесторов, заинтересованных в повторном использовании выработанного пространства, еще на стадии проектирования освоения месторождения и снизить себестоимость разрабатываемого полезного ископаемого.