ЗЕМЛИ ВОДНОГО ФОНДА

Газета "Крымские известия"


Источник: http://www-ki.rada.crimea.ua


Учитывая, что на территории Крыма более тысячи рек, озер и искусственных водоемов, а также то, что полуостров омывается водами Черного и Азовского морей, собственникам и пользователям участков важно знать, какие из них относятся к землям водного фонда, об особенностях их использования.

Согласно ст. 58 Земельного кодекса Украины, к землям водного фонда относятся земли, занятые:

а) морями, реками, озерами, водохранилищами, другими водными объектами, болотами, а также островами;

б) прибрежными защитными полосами вдоль морей, рек и вокруг водоемов;

в) гидротехническими, другими водохозяйственными сооружениями и каналами, а также выделенные под полосы отведения;

г) береговыми полосами водных путей.

Законодательством определено, что земли водного фонда могут находиться в государственной, коммунальной или частной собственности.

Перечень субъектов, которые имеют право постоянного землепользования, органичен. Так, согласно п. 3 ст. 59 Земельного кодекса Украины, государственным водохозяйственным организациям по решению органов исполнительной власти или органов местного самоуправления предоставляются в постоянное пользование земли водного фонда для ухода за водными объектами, прибрежными защитными полосами, полосами отведения, береговыми полосами водных путей, гидротехническими сооружениями и т. п.

Что касается граждан и юридических лиц, то органами исполнительной власти или органами местного самоуправления из земель водного фонда могут передаваться на условиях аренды участки прибрежных защитных полос, полос отведения и береговых полос водных путей, а также озера, водохранилища, другие водоемы, болота и острова — для сенокосов, рыбохозяйственных нужд, культурно-оздоровительных, рекреационных, спортивных и туристических целей, проведения научно-исследовательских работ и т. п.

Кроме того, по решению органов исполнительной власти или органов местного самоуправления гражданам и юридическим лицам могут бесплатно передаваться в собственность замкнутые природные водоемы (общей площадью до трех гектаров). Собственники на своих участках могут в установленном порядке создавать рыбохозяйственные, противоэрозийные и другие искусственные водоемы (п. 2 ст. 59 ЗКУ).

При этом следует иметь в виду, что использование земельных участков водного фонда для рыболовства осуществляется с согласия их собственников или по согласованию с землепользователями.

Для создания благоприятного режима водных объектов вдоль морей, вокруг озер, водохранилищ устанавливаются водоохранные зоны, размеры которых определяются по проектам землеустройства.

Водоохранные зоны — это земельные участки, которые являются природоохранной территорией с урегулированной хозяйственной деятельностью.

Порядок определения размеров и границ водоохранных зон и режим ведения хозяйственной деятельности на них утверждены постановлением Кабинета Министров Украины № 486 от 8.05.1996 г. (с изменениями и дополнениями от 24.01.2002 г.).

В целях охраны поверхностных водных объектов от загрязнения и засорения, а также сохранности их водности в пределах водоохранных зон предусмотрено выделение вдоль рек, морей и вокруг озер, водохранилищ, земельных участков под прибрежные защитные полосы. Они являются составной частью водоохранных зон, устанавливаются в их границах и непосредственно прилегают к водным объектам.

Размеры прибрежных защитных полос определены Земельным кодексом Украины. Так, согласно
п. 2 ст. 60 ЗКУ, такие полосы устанавливаются по берегам рек и вокруг водоемов вдоль кромки воды (в меженный период) шириной:

а) для малых рек, ручьев и ручейков, а также прудов площадью менее трех гектаров — 25 метров;

б) для средних рек, водохранилищ на них, водоемов, а также прудов площадью более трех гектаров — 50 метров;

в) для крупных рек, водохранилищ на них и озер — 100 метров. При крутизне склонов более трех градусов минимальная ширина полосы удваивается.

Что касается размеров и границ прибрежной защитной полосы вдоль морей и вокруг морских заливов и лиманов, то они устанавливаются по проектам землеустройства, а в пределах населенных пунктов — с учетом градостроительной документации.

Действующим земельным законодательством предусмотрены ограничения в использовании земельных участков прибрежных защитных полос вдоль рек, вокруг водоемов и на островах. Так, согласно ст. 61 ЗКУ, в прибрежных защитных полосах запрещаются:

а) распашка земель (кроме подготовки почвы для защелочения и залеснения), а также садоводство и огородничество;

б) хранение и применение пестицидов и удобрений;

в) устройство летних лагерей для скота;

г) строительство каких-либо сооружений (кроме гидротехнических, гидрометрических и линейных), в том числе баз отдыха, дач, гаражей и стоянок автомобилей;

д) устройство свалок мусора, навозохранилищ, накопителей жидких и твердых отходов производства, кладбищ, скотомогильников, полей фильтрации и т. п.;

е) мытье и обслуживание транспортных средств и техники.

Особое внимание следует обратить на ограничения в использовании земельных участков прибрежных защитных полос вдоль морей, заливов и лиманов и на островах во внутренних морских водах. Здесь запрещаются: устройство полигонов бытовых и промышленных отходов и накопителей сточных вод, выгребных канав для накопления хозяйственно-бытовых стоков объемом более одного кубического метра в сутки, полей фильтрации, создание других сооружений для приема и обеззараживания жидких отходов; применение сильнодействующих пестицидов.

Для обеспечения эксплуатации и защиты от загрязнения, повреждения и разрушения каналов оросительных и осушительных систем, гидротехнических и гидрометрических сооружений, водоемов и плотин на берегах рек выделяются земельные участки полос отведения с особым режимом использования. Размеры и режим использования земельных участков полос отведения определяются по проектам землеустройства, которые разрабатываются и утверждаются в установленном законодательством порядке.

Земельные участки в пределах полос отведения предоставляются для создания водоохранных насаждений, берегоукрепительных и противоэрозийных гидротехнических сооружений, строительства переправ и т. п.

Контроль за созданием прибрежных защитных полос, соблюдение режима использования их территорий осуществляются местными органами государственной исполнительной власти, исполнительными комитетами органов местного самоуправления, органами Министерства экологии и природных ресурсов Украины.

Александр СИБИЛЕВ,
заслуженный юрист Украины,
депутат Верховной Рады АРК

>>  Вверх

ДонНТУ > Портал магистров ДонНТУ || Об авторе | Реферат | Ссылки | Отчет о поиске | Индивидуальный раздел | Библиотека