RUS | UKR | ENG || ДонНТУ > Портал магистров ДонНТУ
Магистр ДонНТУ Порфиленко Виктория Петровна

Порфиленко Виктория Петровна

Факультет горно-геологический
Специальность: инженерная геодезия

Тема выпускной работы:

Исследование вопроса установления водоохранных зон с целью усовершенствования существующих технологий

Научный руководитель: Гермонова Екатерина Александровна


Материалы по теме выпускной работы:
Об авторе | Реферат | Ссылки | Отчет о поиске | | Индивидуальный раздел

Реферат по теме выпускной работы

Содержание автореферата

1. АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ

2. НАУЧНАЯ ЗНАЧИМОСТЬ РАБОТЫ

3. ВВЕДЕНИЕ

4. ПОНЯТИЕ ВОДООХРАНОЙ ЗОНЫ

5. ПОРЯДОК УСТАНОВЛЕНИЯ ВОДООХРАННЫХ ЗОН

5.1 Установление водоохранных зон в Украине

5.2 Установление водоохранных зон в странах СНГ

6. УСТАНОВЛЕНИЕ ОПТИМАЛЬНЫХ ВОДООХРАННЫХ ЗОН

ВЫВОДЫ

ЛИТЕРАТУРА


В начало


1. АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ

      Aктуальность темы. Одним из важнейших прав человека, провозглашённых Конституцией Украины, является право на благоприятную окружающую среду. Однако осуществить это право становится всё труднее, а глобальная проблема загрязнения и истощения природных ресурсов приобретает в нашей стране особенно острые формы. Причины тому кроются в сохранившемся до сих пор потребительском отношении к природе.
      Благополучная окружающая среда невозможна без нормального состояния земельных и водных ресурсов. При этом важную роль играет охрана и правильное использование как самих гидроресурсов, так и сопряжённых и находящихся в постоянном контакте с ними водопокрытых и приводных земель. Такие земельные участки издавна представляли хозяйственную ценность. Из-за высокой обеспеченности водой они являлись наиболее продуктивными угодьями, были удобны для транспорта и градостроительства.
      В связи с этим возникают вопросы повышения эффективности действующего правового режима этих земель и путях его возможного усовершенствования.
      Главной целью является – рациональное и эффективное использование прибрежных территорий городов, учитывая создание и поддержание благоприятной для проживания человека среды.
      Таким образом, вопрос застройки и землепользования прибережных территория является непростым, он требует разработки методики обоснования и установления водоохранной зоны, исследования и внесения изменений в нормативно - законодательную базу.


В начало


2. НАУЧНАЯ ЗНАЧИМОСТЬ РАБОТЫ

      Научная значимость работы. Научная новизна выражается в следующем:
      - земли водного фонда обеспечивают сохранность и рациональное использование водных ресурсов, а также необходимы для образования и регулирования рукотворных водных объектов;
      -не все земли водных объектов (дно и берега) должны и могут зачисляться в состав земель водного фонда;
      -существует необходимость корректного определения границ водных объектов, а также мотивированного определения площадей водоохранных зон и прибрежных защитных полос;
      - во многих зарубежных государствах крупные поверхностные и морские водные объекты с включёнными в них землями находятся в государственной собственности с природоохранным режимом пользования.


В начало


3. ВВЕДЕНИЕ

      Водоохранные зоны устанавливаются для поддержания водных объектов в состоянии, соответствующем экологическим требованиям, для предотвращения загрязнения, засорения и истощения поверхностных вод, а также для сохранения среды обитания объектов животного и растительного мира.
     Порядок отнесения водоохранных зон водных объектов к землям природоохранного назначения и их использования и охраны устанавливается национальным земельным и водным законодательством государства-участника.
      На землях природоохранного назначения допускается ограниченная хозяйственная деятельность при условии соблюдения установленного режима охраны этих земель в соответствии с национальными законами и принятыми на их основании административно – территориальными образованиями и местными органами власти в пределах их компетенции нормативными правовыми актами (решениями), которые имеют обязательную силу на соответствующей территории.[1]
     Существуют также прибрежные защитные полосы, которые устанавливаются в пределах водоохранных зон. В прибрежных защитных полосах запрещаются рубка и корчевка леса, распашка земель, размещение животноводческих ферм и лагерей, строительство жилых и иных индивидуальных строений и сооружений, а также другая деятельность, за исключением случаев, предусмотренных непосредственно национальным законом.
     Размещение объектов водоснабжения, рекреации, рыбного и охотничьего хозяйства, а также водозаборных, портовых и гидротехнических сооружений и иных объектов государственного и местного значения, предусмотренных национальным законодательством, допускается на основании юридически оформленного документа на право пользования водным объектом и положительных заключений экологической и иных экспертиз.
     Порядок установления размеров и границ водоохранных зон и их прибрежных защитных полос, а также режима их использования и охраны определяется национальным водным законодательством.[6]
     Необходимо заметить, что при установлении водоохранной и прибрежной защитной полосы вдоль или вокруг водного объекта и острова в пределах населенного пункта, на такую прибрежную защитную полосу распространяется закрепленный в нормативных актах правовой режим, и строительство в пределах такой полосы запрещено. Если вдоль или вокруг водного объекта и острова водоохранная и прибрежная защитная полоса не устанавливались, а режим, установленный для прибрежной защитной полосы на землях вблизи акватории, отсутствующий, то возможность застройки земельных участков маловероятна через необходимость отведения такого участка в собственность или пользование заинтересованных лиц.


В начало


4. ПОНЯТИЕ ВОДООХРАНОЙ ЗОНЫ

      Водоохранной зоной является естественная территория хозяйственной деятельности, которая регулируется и устанавливается вдоль рек и вокруг озер, водохранилищ и других водоемов. Такая зона создается для благоприятного режима водных объектов и островов, предупреждения их загрязнения, засорения и исчерпания, уничтожения околоводных растений и животных, а также уменьшения колебаний стока (ч. 1 ст. 87 Водного кодекса Украины). [8]
     Прибрежная защитная полоса определяется как часть водоохранной зоны соответствующей ширины вдоль реки, моря, вокруг водоемов, на которой установлен более суровый режим хозяйственной деятельности, чем на остальной территории водоохранной зоны (ст. 1 Водного кодекса Украины).
     Земли прибрежной защитной полосы располагаются ближе к водному объекту, чем другие земли водоохранной зоны, и именно они потенциально рассматриваются возможным объектом застройки заинтересованными лицами.
     Но прибрежная защитная полоса является природоохранной территорией с режимом ограниченной хозяйственной деятельности. Прибрежная защитная полоса предотвращает разрушение водных экологических систем, сдвиги, эрозию, появление необоснованной застройки. В прибрежных защитных полосах вдоль рек, вокруг водоемов и на островах запрещается строительство любых сооружений, в том числе баз отдыха, дач, гаражей и стоянок автомобилей.
     Рассмотрим земли водного фонда, согласно Водному кодексу Украины (см. рисунок 1).


GIF Animator 5.1, 5 кадров, 1 сек, 103,8 Кб

      Рисунок 1 – Земли водного фонда
      Анимация подготовлена в GIF Animator 5.1 (количество кадров – 5, длительность кадра – 1 с, размер -103.8 КВ)

     Земли водного фонда могут находится в собственности (см.рисунок 2).



 Земли водного фонда

      Рисунок 2 – Земли водного фонда

     Гражданам и юридическим лицам по решению органов исполнительной власти могут безоплатно передаваться в собственность замкнутые природные водойомы, общей площадью до 3 гектаров. Собственники на своих земельных участках могут в устанновленном порядке создавать рыбнохозяйственные, притивоэрозионные и другие искусственные водойомы.
     Прибрежные защитные полосы являются природоохранной территорией с огранниченым режимом хозяйственной деятельности.
     На рисунке 3 указанны огранничения, которые кассаются деятельности в прибрежных защитных полосах.



 Ограничения

      Рисунок 3 – Ограничения

     Режим хозяйственной деятельности на земельных участках прибрежных охранных полос вдоль морей, морских лиманов и на островах во внутренний морских водах устанавливается законом.



В начало


5. ПОРЯДОК УСТАНОВЛЕНИЯ ВОДООХРАННЫХ ЗОН


5.1 Установление водоохранных зон в Украине

      На данный момент земли, расположенные вблизи с водными объектами имеют большую инвестиционную привлекательность. В связи с этим, физические и юридические лица интересуются возможностью застройки на этих землях для обитания и для ведения хозяйственной деятельности вблизи водных объектов.
      К землям водного фонда принадлежат земли, занятые: морями, реками, озерами, водохранилищами, другими водными объектами, болотами, а также островами, не занятыми лесами; прибрежными защитными полосами вдоль морей, рек и вокруг водоемов, кроме земель, занятых лесами; гидротехническими, другими водохозяйственными сооружениями и каналами, а также земли, выделенные под полосы отведения для них; береговыми полосами водных путей (ч. 1 ст. 58 Земельного кодекса Украины; ст. 4 Водного кодекса Украины, Закон № 213/95-ВР от 6 июля 1995 р.; п. 2 Порядка пользования землями водного фонда, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины № 502 от 13 мая 1996 р.).
      Особенностью использования земель водного фонда является законодательно предусмотренное установление вдоль рек, вокруг водоемов и на островах водоохранных зон для создания благоприятного режима этих водных объектов (ч. 2 ст. 58 Земельного кодекса Украины).[10]
      Ограничивают деятельность на земельных участках под прибрежными защитными полосами положения Земельного кодекса Украины (ч. 4 ст. 59 ЗК Украины), в соответствии с которыми установлен перечень назначений использования таких земельных участков при их передаче в аренду гражданам и юридическим лицам. Органы исполнительной власти или органы местного самоуправления из земель водного фонда могут передавать на условиях аренды земельные участки прибрежных защитных полос водных объектов и островов для сенокошения, рыбохозяйственных потребностей, культурно оздоровительных, рекреационных, спортивных и туристических целей, для проведения научно-исследовательских работ и тому подобное.[11]
      Становится понятным, что сооружение административных зданий, не говоря о жилищных, на землях прибрежных защитных полос запрещено. Но ситуация с запрещением застройки земельных участков под прибрежными защитными полосами вдоль и вокруг водных объектов и на островах не настолько однозначная, как может казаться. Категория земель водного фонда в СССР была установлена в 1968 р., а на территории Украинской ССР – в 1970 р. В 1989 р. к градостроительным нормам «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселенный» (Снип 2.07.01-89 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений», утвержденные постановлением Государственного строительного комитета СССР № 78 от 16 мая 1989 р.) добавляется раздел «Охрана окружающей среды», которой регулировались вопросы организации водоохранных зон вдоль берегов водохранилищ и малых рек и определялся регламент застройки. Эти нормы устанавливали размеры водоохранных зон и правила застройки, которых должны были придерживаться при проектировании новых поселений. Вопрос установления водоохранных зон в уже существующих населенных пунктах этими нормами не регулировалось и оставалось открытым.[3]
      Хотя именно этот вопрос является крайне важным, ведь в большинстве случаев застройка прибрежных территорий происходила к установлению водоохранных зон и прибрежных защитных полос в градостроительной документации.
      Следовательно, во-первых, потребность установления прибрежных защитных полос возникла уже в период существования застройки на разных, иногда даже критических, расстояниях от акваторий водных объектов, во-вторых, возник вопрос возможной последующей застройки свободных земельных участков, которые теоретически должны были находиться в пределах прибрежной защитной полосы, но на смежных участках на таком же расстоянии от той же акватории застройка уже существовала.
      В 1992 р. Государственные строительные нормы Украины «Градостроения. Планирование и застройка городских и сельских поселений» установили размеры прибрежных защитных полос в существующих поселениях (ДБН 360-92 «Градостроения. Планирование и застройка городских и сельских поселений», утвержденные Приказом Держкоммистобудування № 44 от 17 апреля 1992 р.). В пределах существующего населенного пункта устанавливались прибрежные защитные полосы от уреза воды в смежный период в зависимости от длины реки.
     

Вдоль водоемов – не менее 20 м от уреза воды.
     В 1995 р. законодатель, классифицировав реки Украины в зависимости от водосборной площади бассейна (ст. 79 Водного кодекса Украины), установил прибрежные защитные полосы по оба берега рек и вокруг водоемов вдоль среза воды такой шириной:
     - для малых рек, ручьев и потоков, а также для прудов площадью менее трех гектаров – 25 метров;
     - для средних рек, водохранилищ на них, водоемов, а также для прудов площадью сверх три гектари – 50 метров;
     - для больших рек, водохранилищ на них и озер, – 100 метров.
     Такие же размеры прибрежных защитных полос для водных объектов в 2001 р. установил и Земельный кодекс Украины (ч. 2 ст. 60).
     В соответствии с Водным кодексом Украины (ч. 4 ст. 88), в пределах существующих населенных пунктов прибрежная защитная полоса устанавливается с учетом конкретных условий.[15]
     Нормативные акты детализируют это положение: на землях городов и поселков городского типа размер водоохранной зоны, как и прибрежной защитной полосы, устанавливается в соответствии с существующими на время установления водоохранной зоны конкретных условий застройки.
     Необходимо заметить, что при установлении водоохранной и прибрежной защитной полосы вдоль или вокруг водного объекта и острова в пределах населенного пункта, на такую прибрежную защитную полосу распространяется закрепленный в нормативных актах правовой режим, и строительство в пределах такой полосы запрещено. Если вдоль или вокруг водного объекта и острова водоохранная и прибрежная защитная полоса не устанавливались, а режим, установленный для прибрежной защитной полосы на землях вблизи акватории, отсутствующий, то возможность застройки земельных участков маловероятна через необходимость отведения такого участка в собственность или пользование заинтересованных лиц.


В начало


5.2 Установление водоохранных зон в странах СНГ

      В Российской Федерации насчитывается более 2,4 млн. ручьев длиной до 10 километров общей протяженностью около 4,83 млн. километров, 127604 малых рек (длиной от 10 до 200 км) протяженностью 3,0 млн. километров, 855 средних рек (длиной от 200 до 500 км) протяженностью 0,256 млн. километров и 210 больших рек (длиной более 500 км) с общей протяженностью 0,189 млн. километров.
      Кроме того на территории России имеется 2,28 млн. озер и 29,3 тыс. водохранилищ, в том числе емкостью от 1 до 10 млн.куб.м - 1937 и емкостью более 10 млн.куб.м - 363 водохранилища.
      Бессистемная вырубка лесов, распашка пойм привели к заилению водоемов, ухудшению их санитарного состояния и гидрологического режима. Установление водоохранных зон водных объектов и их прибрежных защитных полос, проведение недорогостоящих природоохранных мероприятий и установление на территории водоохранных зон и прибрежных защитных полос специального режима хозяйственной и иной деятельности является одной из первостепенных задач по охране и восстановлению поверхностных водных объектов, улучшению их гидрологического режима и санитарного состояния.
      Водоохранной зоной является территория, примыкающая к акваториям рек, озер и других поверхностных водных объектов, на которой устанавливается специальный режим хозяйственной и иных видов деятельности с целью предотвращения загрязнения, засорения, заиления и истощения водных объектов, а также сохранения среды обитания объектов животного и растительного мира.[19]
      Соблюдение специального режима на территории водоохранных зон является составной частью комплекта природоохранных мер по улучшению гидрологического, гидрохимического, гидробиологического, санитарного и экологического состояния водных объектов и благоустройству их прибрежных территорий.
      Размеры и границы водоохранных зон, а также режим их использования устанавливаются проектом на основании результатов обследования водных объектов и прилегающих к ним территорий, физико-географических, почвенных, гидрологических и других условий с учетом прогноза изменения береговой линии водных объектов, а также с учетом принятых нормативов.
      Ширина водоохранных зон и прибрежных защитных полос устанавливается:
      - для рек, стариц и озер - от среднемноголетнего уреза воды в летний период;
      - для водохранилищ - от уреза воды при нормальном подпорном уровне;
      - для морей - от максимального уровня прилива;
      - для болот - от их границы (нулевой глубины торфяной залежи);
      - для болот в истоках рек, а также других болот, формирующих сток в водосборном бассейне, водоохранные зоны устанавливаются на прилегающих к ним территориях.
     Для истоков рек и родников минимальная ширина водоохранной зоны устанавливается не менее 50 м.
     Минимальная ширина водоохранных зон (см.рисунок 5).

Минимальная ширина водоохранных зон

      Рисунок 4 – Минимальная ширина водоохранных зон

     Границы водоохранных зон межрегиональных, магистральных и мелкозяйственных каналов устанавливаются по границе отвода земель под эти каналы, включая технологические дороги, проезды и защитные лесные насаждения.
     Размеры и границы водоохранных зон на территории городов и других поселений устанавливаются исходя из конкретных условий планировки и застройки в соответствии с утвержденными генеральными планами.
     Для участков рек, заключенных в закрытые коллекторы, водоохранные зоны не устанавливаются.
     При проектировании водоохранных зон водных объектов необходимо соблюдать следующие условия.
     В пределах водоохранных зон запрещается:
     - проведение авиационно-химических работ;
     - применение химических средств борьбы с вредителями, болезнями растений и сорняками;
     - использование навозных стоков для удобрения почв;
     - размещение складов ядохимикатов, минеральных удобрений и горюче-смазочных материалов, площадок для заправки аппаратуры ядохимикатами, животноводческих комплексов и ферм, мест складирования и захоронения промышленных, бытовых и сельскохозяйственных отходов, кладбищ и скотомогильников, накопителей сточных вод;
     - складирование навоза и мусора;
     - заправка топливом, мойка и ремонт автомобилей, тракторов и других машин и механизмов;
     - размещение дачных и садово-огородных участков при ширине водоохранных зон менее 100 м и крутизне склонов, прилегающих территорий, более 3 градусов;
     - размещение стоянок транспортных средств, в том числе на территориях дачных и садово-огородных участков;
     - проведение рубок главного пользования;
     - проведение без согласования с бассейновыми и другими территориальными органами управления использования и охраной водного фонда Министерства природных ресурсов Российской Федерации строительства и реконструкции здании, сооружений, коммуникаций и других объектов, а также работ по добыче полезных ископаемых, землеройных и других работ;
     - при совпадении водоохранных зон и зон санитарной охраны следует руководствоваться также требованиями Санитарных норм и правил "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов хозяйственно-питьевого водоснабжения" СанПиН 2.1.4.027-95.
     Ширина прибрежных защитных полос для участков водоемов, имеющих особо ценное рыбохозяйственное значение (места нереста, зимовальные ямы, нагульные участки) устанавливается не менее 100 метров, независимо от уклона и характера прилегающих земель.
     Для морей и горных рек ширина прибрежных защитных полос определяется в каждом конкретном случае с учетом порядка, установленного для водоохранных зон и прибрежных защитных полос.[17]
     В городах и других населенных пунктах при наличии ливневой канализации и набережной границу прибрежных защитных полос допускается совмещать с парапетом набережной.
     Установление водоохранных зон и прибрежных защитных полос не влечет за собой изъятия земельных участков у собственников, землевладельцев, землепользователей или запрета на совершение сделок с земельными участками, за исключением случаев, предусмотренных законом.
     Участки земель в пределах прибрежных защитных полос предоставляются только для размещения объектов водоснабжения, рекреации, рыбного и охотничьего хозяйств, водозаборных, портовых и гидротехнических сооружений при наличии лицензии на водопользование, в которой устанавливаются требования по соблюдению водоохранного режима.


В начало


6. УСТАНОВЛЕНИЕ ОПТИМАЛЬНЫХ ВОДООХРАННЫХ ЗОН

      Можно констатировать, что в настоящий момент в целом по Украине отсутствует оптимальное законодательно установленныя водоохранных зон для водных объектов. В данной работе выявились существенные особенности технического характера, которые могут затруднить установление водоохранных зон.
     Рассмотрим рисунок. Водоохранная зона линейного водного объекта должна выглядеть так, как показано на рисунке 5.

Структура водоохранной зоны

      Рисунок 5 – Структура водоохранной зоны

     Т.е. водоохранная зона имеет как бы «ступенчатую» структуру, все более и более расширяющуюся от истока к устью.
     Сразу же возникает несколько вопросов:
     1. Где находится исток реки?
     2. Каким образом отсчитывать расстояние по руслу реки?
     3. Как отметить на местности водоохранную зону и, особенно, границы ее «ступенчатого изменения»?
     4. Как определить средний наклон участка местности, прилегающей к реке на некоторой территории?
     5. Как определить залесен ли прилегающий к реке участок или залужен, с учетом что картографические материалы безнадежно устарели?


В начало


ВЫВОДЫ

      Таким образом, чтобы точно установить граицы водоохранных и прибрежных защитных зон необходимо выполнить инженерно-гидрографические работы, которые включают в себя:
      - создание опорных геодезических сетей;
      - топографическую съемку прибережной части суши.
      Данная работа будет сосредоточена на водных объектах, которые имеют замкнутую поверхность, т.е. водохранилища, озера, пруды, реки, которые имеют замкнутую форму.
      Как видно из нормативных и законодательных документов установление всех водозащитных полос начинается от меженного уровня воды, т.е. минимального уровня воды в водном объекте.Поэтому все внимание необходимо сосредоточить на технологии установления меженного уровня воды, какими методами, на какую дату необходимо выполнять топографо-геодезические работы.
      Существующий топографический материал некорректно использовать для установления водозащитных границ, так как возникают большие погрешности с реальной ситуацией на местности.
      В данной работе планируется разработать методику по установлению оптимального меженного уровня воды.




      Внимание!!! Данная работа находится в стадии разработки. Окончательные результаты будут в декабре 2009г.



В начало


ЛИТЕРАТУРА

1. Водний кодекс України зі змінами та доповненнями станом на 20 листопада 2004 року // Офіційне видання № 12/2004 року. – К.: Форум, 2004. – 87 с.(http://www.yurist-online.com/uslugi/yuristam/kodeks/009.php )

2. Методика упорядкування водоохоронних зон річок України. – К.: Оріяни, 2004. – 128 с.

3. Малі річки України: Довідник /Яцик А.В., Бишовець Л.Б., Є.О. Богатов та інші; За ред. А.В. Яцика. – К.: Урожай, 1991. – 296 с.

4. Земельний кодекс України зі змінами та доповненнями станом на 25 липня 2005 року // Офіційне видання № 8/2005 року. – К.: Форум, 2005. – 105 с.

5. Постанова Кабінету Міністрів України від 8.05.1996 р. за № 486 із змінами, внесеними Постановою Кабінету Міністрів України від 24.01.2002 р. № 72, Київ, 2002 р. – 6 с.

6. Рекомендации по установлению водоохранных зон водохранилищ. – Харьков: ВНИИВО, 1982. – 24 с.

7. Дубняк С.А. Установление прибережных водоохранных зон равнинных водохранилищ. Экспресс-информация ЦБНТИ Минводхоза СССР, 1983. – Сер. 4. – Вып. 6. – С.1-8.

8. Временное руководство по установлению водоохранных зон и прибережных полос крупных рек и водоемов Украинской ССР.– К.: Минводхоз УССР, 1984. – 18 с.

9. Дубняк С.А., Крынько И.Н. Организация и проведение мероприятий по улучшению природно-технического состояния и благоустройству водохранилищ. – К.: Минводхоз СССР, 1986. – 87 с.

10. Дубняк С.А., Коробка А.А., Сакевич А.М. та ін. Рекомендації щодо поліпшення екологічного стану прибережных територій дніпровських водосховищ – К.: КСП, 1999. – 182 с.

11. Яцик А.В. Водогосподарська екологія: у 4-х т., 7 кн. – К.: Генеза, 2004. – Т. 3, кн. 5. – 496 с.

12. Владимиров А.М., Ляхин Ю.И., Матвеев Л.Т., Орлов В.Г. Охрана окружающей среды. Ленинград. Гидрометеоиздат, 1991. – 424 с., стр. 261-262.

13. Андреев В.А., Новиков М.Н., Лукин С.М. Использование навоза свиней на удобрение. – М.: Росагропромиздат, 1990. – 94 с.

14. Справочник по экологической экспертизе проектов. Под ред. М.А. Пусто войта. – К.: Урожай, 1986. – 192 с.

15. Проектування, упорядкування та експлуатація водоохоронних зон водосховищ. ВБН 33-4759129-03-05-92. – К.: Держводгосп України, Мінприроди України, 1993. – 35 с.

16. Водный кодекс Российской Федерации.

17. Временные методические указания гидрометеорологическим станциям и постам по отбору, подготовке проб воды. М.: Гидрометеоиздат, 1983.

18. Временные методические указания. Биоиндикация качества поверхностных вод. Серия 1. Л.: Гидрометеоиздат, 1987.

19. ГОСТ 17.1.5.05-85 Охрана природы. Гидросфера. Общие требования к отбору проб поверхностных и морских вод, льда и атмосферных осадков. (www.doclad.ru )


В начало


ДонНТУ > Портал магистров ДонНТУ || Об авторе