Магистральный доступ

Оленин С.


Источник: http://www.cableman.ru/Магистральный_доступ


           Современные требования по широкополосным подключениям конечных пользователей уже не оставляют выбора магистральным операторам. Если в далеком 2000 году на весь город Н. Новгород приходился канал выхода в Интернет емкостью 2 Мбит/с, то теперь город потребляет канал общей пропускной способностью 300 Мбит/с (с учетом ведущего провайдера «Волга-телеком» и независимых провайдеров). Таким образом, потребности в полосе пропускания выросли за последние 5 лет в 150 раз. Похожая картина (рост полосы пропускания в десятки раз) наблюдается практически во всех крупных и средних городах РФ. Никакие спутниковые каналы не могут справиться с такой нагрузкой. А требования в дальнейшем (по мере роста абонентской базы) будут только возрастать.

           С другой стороны, возрастает роль приложений реального времени. Это и VPN-сети, и передача голосового трафика по сети передачи данных. Эти приложения очень чувствительны к задержкам (например, для голосового трафика максимально допустимая задержка от одного аппарата пользователя до другого должна составлять не более 250 м/сек). Поэтому возьму на себя смелость утверждать, что только та сеть может считаться магистральной, которая построена с использованием волоконно-оптического кабеля. На сегодняшний день магистральные сети строятся с использованием волоконно-оптического кабеля с количеством волокон не менее 128 (а чаще – еще больше). Кроме того, стараются использовать оптические волокна со смещенной ненулевой дисперсией. Такие ОВ значительно увеличивают длину регенерируемого участка. Но к вопросу использования ОВ мы вернемся чуть ниже.

           Каждому провайдеру известно, что любая сеть надежна тогда, когда имеется возможность организации обходного маршрута. Эта необходимая мера проявляется не только во время аварий, но и в процессе технической эксплуатации всей сети, когда возникает вопрос проведения профилактических работ на том или ином участке сети. Эти правила построения сетей распространяются со времени первых SDH-сетей. По сути дела, стандарт SDH был создан именно для обеспечения надежности работы сети и автоматического восстановления после сбоя.

           В качестве базовых технологий на магистральных сетях применяются две технологии: SDH для пропуска голосового трафика и IP/MPLS для пропуска трафика данных. Правда, часть голосового трафика последние лет 5 также проходит через IP/MPLS-сеть. Типы оборудования для построения таких магистральных сетей хорошо известны. Добавлю только, что в качестве основных решений IP/MPLS-сетей используется оборудование компаний Cisco или Juniper. Однако максимальная производительность такого решения – это уровень STM-64. При этом по IP/MPLS также достигается производительность 10 Гбит/с (некоторые производители предлагают оборудование, работающее на скорости 40 Гбит/с, но оно пока не стандартизовано). Это на уровне протоколов транспортной сети. Что же касается физики, то здесь место всецело заняло DWDM. Благодаря использованию ОВ со смещенной нулевой дисперсией, по одному ОВ можно передавать до 80 длин волн с расстоянием регенерации до 100 км. Таким путем для наращивания мощности своей волоконно-оптической инфраструктуры пошли все крупные магистральные операторы.

           К вышесказанному можно только добавить, что магистральные операторы используют различные технологические изыски для прокладки ВОЛС. Так, «ТрансТелеком» подвешивает кабель на опорах контактной сети РЖД. Конечно, вещь замечательная, решение красивое, но в то же время в случае обрыва ремонт затягивается на длительное время (необходимо обесточивать часть ЖД). «Ростелеком» закапывает кабель на значительную глубину (наверное, это осталось от старой привычки строить заглубленные пункты и зарывать кабель секретной связи). В то же время на Севере и Дальнем Востоке «Ростелеком» пользуется услугами энергетиков, используя ВОЛС в грозозащитных тросах ЛЭП. По правде говоря, он не один такой. Таким же образом поступает «Синтерра». Кроме того, «Синтерра» (так же, как и «Старт Телеком») получила «темные» волокна от «ЦентрТелекома» и «ВолгаТелекома».

           Конечно, ввиду несовершенства нашего законодательства строительство новых магистральных волоконно-оптических сетей путем укладки кабеля в землю сопряжено с большими трудностями (такой кабель очень трудно оформить в собственность). Поэтому большинство предпочитает проводить данные работы под флагом «реконструкции» существующих медных линий связи.

           Теперь, когда мы рассмотрели глобальный магистральный доступ, то можно вернуться на уровень региона/города. Здесь все зависит от того, под какие задачи реализуется проект. Здесь редко встретишь DWDM-решения. Даже CWDM только начал проявляться. Здесь развитие сети также шло двумя путями. Первыми были SDH-сети. Их задействовали для пропуска телефонного трафика и предоставления каналов «точка-точка» емкостью NxE1.

           По мере роста потребности в передаче данных стали появляться гибридные (мультисервисные) сети на различных технологиях (АТМ, FrameRelay и пр.) Но единственной живой технологией осталась IP. Магистральный доступ уровня региона/города может реализовываться как с применением технологий IP/MPLS (ничем не отличается от глобального магистрального доступа, то же оборудование, только классом пониже), так и MetroEthernet. Такие схемы позволяют строить сети пропускной способностью до 10 Гбит/с, обеспечивая различные механизмы QoS и SLA для пропуска критичного к задержке трафика (например, голосовой, IPTV). Примером такой сети в Москве может являться сеть Corbina Telecom.

           В конце хочу немного сказать о межгосударственной магистральной сети доступа. На территории РФ, как уже сказано выше, присутствует компания Telia International Carrier (Telia IC), являющаяся самостоятельным подразделением шведского оператора Telia AB. Эта компания построила и продолжает развивать одну из крупнейших волоконно-оптических сетей в мире – Viking Network. Предоставляет весь комплекс услуг. Российские операторы покупают либо порты, либо каналы (точнее говоря, лямбды) до интересующих их точек обмена трафиком (например, Франкуфт).