<< Назад

Применение технологии SDH на сетях операторов мобильной связи

Ивашкин И.

Первоисточник: http://www.netdialogue.com/files/articles/1800/SDH.pdf

Транспортная сеть как основной элемент инфраструктуры оператора связи

Первичная сеть, в принятом на сегодняшний день понимании, есть программно-аппаратный комплекс физических цепей, каналов передачи и трактов электросвязи, который образован на базе станций, узлов, терминальных устройств, объединенных линиями передачи и системой управления. Подразумевается, что современная первичная сеть использует цифровую передачу данных в среде электрического или оптического кабеля, а также радиоэфира. Можно с уверенностью утверждать, что создание первичной, или транспортной, сети является одной из ключевых задач для оператора связи, вне зависимости от типа предоставляемых им услуг. В самом деле, развитие бизнеса оператора без создания универсальной, надежной, масштабируемой сети, на основе которой можно предоставлять пользователю различные услуги, представляется крайне затруднительным. В настоящее время принято рассматривать три технологии, наиболее пригодных для строительства первичных сетей – плезиохронной иерархии (Plesiochronous Digital Hierarchy, PDH), синхронной иерархии (Synchronous Digital Hierarchy, SDH) и асинхронного режима передачи (Asynchronous Transfer Mode, ATM). Последняя является самой молодой, не до конца устоявшейся и, кроме того, не является в чистом виде технологией, предназначенной для создания первичной сети. Плезиохронная иерархия к настоящему времени в значительной степени устарела и не может рассматриваться как технология для построения вновь создаваемых транспортных сетей. Таким образом, наиболее сбалансированным решением указанной задачи является построение первичной сети на основе технологии SDH. Рассмотрим ряд базовых свойств технологии SDH, подтверждающих этот тезис:

• Зрелость и стабильность применяемых технологий и стандартов. Наряду с применением зрелого и устойчивого технологического базиса SDH реализация технологий в применяемом оборудовании соответствует современным рекомендациям и стандартам, в частности стандартам ETSI и ITU.

• Соответствие решений современному уровню технологии. SDH-решения соответствуют современному уровню как с экономической точки зрения (обеспечивая минимизацию общей стоимости владения), так и с концептуальной (за счет модульности, программируемости и мультисервисности) и технологической точек зрения (за счет применения современных стандартов в оборудовании, управлении и передаче данных).

• Высокое качество связи. Будучи изначально разработанной в качестве технологии первичных сетей связи, SDH обеспечивает высокую пропускную способность, гарантирует качество обслуживания и отказоустойчивость.

• Высокая надежность. Надежность сетей SDH достигается за счет резервирования на уровне архитектуры, топологии, на уровне отдельных узлов, а также на уровне критических элементов оборудования.

• Экономическая эффективность. Решения на базе технологии SDH обеспечивают сокращение времени вывода новых услуг на рынок (за счет малых затрат времени на создание, расширение и реконфигурацию систем), сокращение затрат на эксплуатацию системы, возможность экономии на приобретении дополнительного оборудования (за счет многофункциональности, совмещение различных функций на одной платформе), возможность расширения с минимальным количеством изменений за счет модульности системы, а также возможность интеграции с унаследованной инфраструктурой и оборудованием других производителей.

Сеть SDH для оператора мобильной телефонной связи

В сетях операторов сотовой связи сети SDH используются для транспорта потоков с базовых станций к центрам мобильной коммутации. Потоки Е1 концентрируются на узлах SDH, которые, как правило, распределены на достаточно обширной территории. Количество подключаемых к узлу SDH потоков Е1, собранных с базовых станций, невелико (в среднем не более десятка на каждом из узлов). Реальные потребности в пропускной способности сети SDH для компании-оператора среднего размера составляют от STM-1 до STM-4 и, как правило, закладываются с неким запасом на перспективу. Для получения всех преимуществ технологии SDH, связанных с обеспечением максимального уровня надежности транспортной сети, представляется целесообразным строить кольца доступа STM-1/STM-4, сопрягающиеся на одном или нескольких узлах сети, имеющих наивысшую плотность трибутарных потоков E1и образующих опорную магистраль STM-4/STM-16. В качестве сетеобразующих элементов транспортной сети оператора мобильной связи привлекательно использовать оборудование класса mini-SDH (например, мультиплексоры Lucent Technologies WaveStar AM1 +), в первую очередь, из-за наилучшего соответствия функциональных особенностей этих устройств (небольшое количество трибутарных портов в базовой конфигурации, наличие линейных портов как STM-1, так и STM-4 и т. д.) их ценовым характеристикам. Уместно дополнительно отметить весьма важные эксплуатационные характеристики мультиплексоров WaveStar AM1 +, такие как простота монтажа, возможность монтажа в условиях улицы или в неприспособленных помещениях, невысокая стоимость обслуживания. Все вместе делает устройства подобного класса незаменимыми при необходимости построения высококачественной первичной сети при минимизации инвестиций. В качестве узлов концентрации большего количества потоков и, в то же время, для сопряжения колец транспортной сети необходимо использовать более мощные устройства. Так, в семействе WaveStar эту функцию могут выполнять мультиплексоры WaveStar ADM16/1 или их облегченная версия WaveStar ADM16/1 Compact. Полнофункциональные, «тяжелые» мультиплексоры могут быть размещены в местах расположения мобильных коммутаторов различных стандартов (DAMPS, GSM), а также в местах расположения городских коммутаторов. В этом случае общая схема сети представлена на рисунке.

общая схема сети

Компания «Фирма Диалог-Сети» в период февраль 2001 г. – январь 2002 г. выполнила проект построения двух очередей транспортной сети «Новосибирской сотовой компании», опираясь на описанные выше принципы. В результате, общее количество узлов сети WaveStar ADM16/1 и WaveStar AM1+ составило 4 и 18 соответственно. Топология сети – два сопряженных между собой кольца STM-4. Узлы WaveStar ADM16/1 располагаются в местах размещения мобильных коммутаторов, а также на узлах АМТС и ГТС. Опыт работы компании «Фирма Диалог-Сети» с различными мобильными операторами России позволяет рассматривать описанные подходы к построению транспортной сети оператора мобильной связи в качестве типового решения, с незначительными вариациями транслирующегося на сети операторов регионального уровня.

(Mobile - 2002, №3(апрель), с. 68



<< Назад