Назад в библиотеку


  Автор: Стихарь А.Г.

ГЛОБАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ:
РАЗНООБРАЗИЕ ПОДХОДОВ И ПРАКТИЧЕСКИХ МЕР
(по материалам Всемирной конференции ЮНЕСКО о высшем образовании)

Стихарь А.Г., ст. гр. ИУС-08м, Додонов Р.А., профессор
Донецкий национальный технический университет

Важной чертой развития образования является его глобальность. Эта черта отражает наличие интеграционных процессов в современном мире, интенсивных взаимодействий между государствами в разных сферах общественной жизни, т.о. образование из категории национальных приоритетов высокоразвитых стран переходит в категорию мировых приоритетов. Всесторонний анализ и разработку целей, форм и средств модернизации образования осуществляет ЮНЕСКО (Организация Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры). Синтезируя и анализируя мировой опыт теории и практики в сфере образования и подготовки кадров, ЮНЕСКО содействует обмену и распространению наиболее положительных результатов, позволяет государствам и органам управления образованием проанализировать согласованность своей политики с общими тенденциями развития образования.

Именно с целью поиска решений этих проблем и развертывания процесса серьезной реформы высшего образования во всем мире ЮНЕСКО созвала "Всемирную конференцию по высшему образованию для XXI века: подходы и практические меры." (1998 г.). В ходе подготовки к этой конференции ЮНЕСКО в 1995 г. издала "Программный документ: реформа и развитие высшего образования". Впоследствии были проведены пять региональных консультаций (Гавана, ноябрь 1996 г.; Дакар, апрель 1997 г.; Токио, июль 1997 г.; Палермо, сентябрь 1997 г.; Бейрут, март 1998 г.).

Цель Конференции — наметить основные направления развития высшего образования на пороге нового столетия. " … Высшее образование должно служить обществу … Университеты должны стать активными участниками решения актуальных, жгучих проблем современности: ликвидации нищеты, нетерпимости, жестокости, неграмотности, голода, сохранения окружающей среды … " — отмечали участники Конференции. [2].

Таким образом, по результатам конференции можно выделить следующие подходы к глобализации образования:

 •   Справедливость доступа. В соответствии с декларацией по правам человека, доступ к высшему образованию должен определяться способностями, возможностями, усилиями, упорством и настойчивостью тех. кто хочет получить такое образование, и возможность получения такого доступа может сохраняться на протяжении всей жизни. Поэтому недопустима никакая дискриминация в отношении доступа к высшему образованию по признаку расы, пола, языка и религии, а также в силу каких-либо экономических, культурных и социальных различий или физических недостатков.

 •  Расширение участия и повышение роли женщин. В настоящее время во многих регионах мира сохраняются различные препятствия социально-экономического, культурного и политического характера, которые ограничивают доступ женщин к участию в процессе принятия решений. Т.о. остается необходимость продолжать усилия, направленные на искоренение в области высшего образования всех стереотипов, обусловленных признаком пола, учет гендерных аспектов во всех дисциплинах и расширение участия женщин на всех ступенях и во всех дисциплинах, где они недопредставлены.

 •  Продвижение знаний путем научных исследований в областях естественных и гуманитарных наук и искусства и распространение их результатов. Необходимо поощрять и укреплять новаторство, междисциплинарность и трансдисциплинарность программ, преследуя долгосрочную перспективу, ориентированную на достижение целей и удовлетворение потребностей в социальной и культурной сферах. Следует обеспечивать соответствующую сбалансированность между фундаментальными и целевыми иссле-дованиями.

 •  Долгосрочная ориентация на адекватность. Адекватность высшего образования следует оценивать с точки зрения того, насколько деятельность высших учебных заведений отвечает ожиданиям общества. Для этого необходимы этические нормы, политическая беспристрастность, критический подход и, наряду с этим, более высокая степень актуальности по отношению к проблемам общества и миру труда, причем долгосрочная ориентация должна основываться на социетальных целях и потребностях, включая уважение культур и охрану окружающей среды.

 •  Укрепление сотрудничества с миром труда, анализ и прогноз общественных потребностей. Связи с мирим труда можно укреплять путем участия его представителей в руководстве высшими учебными заведениями, путем более активного использования студентами и преподавателями у себя в стране и за рубежом возможностей совмещения работы с учебой, путем осуществления обменов между миром труда и высшими учебными заведениями, а также путем пересмотра учебных программ, с тем чтобы более тес-но увязать их с рабочей деятельностью.

В качестве источника профессиональной подготовки, обновления знаний и переподготовки на протяжении всей жизни высшие учебные заведения должны систематически учитывать тенденции, возникающие в мире труда, а также в сферах науки, техники и экономики, что же касается функции прогнозирования, то высшие учебные заведения могут содействовать созданию новых рабочих мест.

 •   Диверсификация с целью обеспечения равенства возможностей. Диверсифицированные системы высшего образования характеризуются новыми типами учебных заведений третьей ступени. Учебные заведения должны располагать потенциалом обеспечения широкого многообразия возможностей в сфере образования и подготовки кадров, таких как традиционные степени, краткосрочные курсы, обучение в течение неполного дня, гибкое расписание, модульные курсы, дистанционное обучение с соответствующей поддержкой и т.д.

 •  Новаторские подходы в сфере образования: критическое мышление и творчество. Высшие учебные заведения должны обеспечивать такое образование учащихся, которое воспитывает в них хорошо информированных и глубоко мотивированных граждан, способных к критическому мышлению, анализу общественной проблематики, поиску и использованию решений проблем, стоящих перед обществом, а также к тому, чтобы брать на себя социальную ответственность. Для достижения этих целей может потребоваться переработка учебных программ с использованием новых соответствующих методов, с тем, чтобы не ограничиваться когнитивным освоением дисциплин. Такие переработанные учебные программы должны учитывать аспект, связанный с равенством мужчин и женщин, а также конкретные культурные, исторические и эко-номические условия каждой страны.

 •   Сотрудники и учащиеся высших учебных заведений в качестве основных действующих лиц. Должна быть разработана четкая политика, касающаяся преподавателей высших учебных заведений, которые сегодня должны не только выступать в качестве источников знаний, но и уделять первоочередное внимание тому, чтобы прививать студентам умение учиться, умение брать на себя инициативу. Следует уделять должное внимание проведению научных исследований, обновлению и совершенствованию педагогических навыков преподавателей на основе соответствующих программ повышения квалификации, стимулирующих постоянное внесение новаторских элементов в учебную программу, методы преподавания и обучения. Необходимо учитывать потребности не только тех, кто приходит в систему высшего образования со школьной скамьи или из других учебных заведений, но и тех, кто прекращает и возобновляет обучение в рамках процесса, протекающего на протяжении всей жизни. Такая поддержка необходима для содействия тому, чтобы учащийся должным образом освоился в учебном за-ведении, и для уменьшения отсева.

Ряд конкретных мер предполагает нововведения, касающиеся оценки качества образования, стандартов аккредитации, обеспечения высокого уровня обучения на основных языках мира, устранение бюрократических препятствий для доступа к высшему образованию и его распространение во всём мире.

Что касается управления и финансирования в сфере высшего образования, то требуется развитие соответствующих потенциалов, стратегий планирования и анализа политики, основывающихся на партнерских связях, устанавливаемых между высшими учебными заведениями, государственными и национальными органами планирования и координации. Эта цель требует такого руководства, которое сочетает социальное видение, включая понимание глобальных вопросов, с навыками эффективного управления.

Литература

1. Всемирная декларация о высшем образовании для XXI века: подходы и практические меры // Высшее образование в XXI веке: подходы и практи-ческие меры ЮНЕСКО, Париж 5–9 октября 1998 г. Всемирная конференция по высшему образованию. Заключительный доклад. – с. 23.

2. Краснов Ю.Э Стратегические ориентиры развития высшего образова-ния и место университета в системе образования стран мира. [Электронный ресурс] / Аналитический обзор международных тенденций развития систем образования № 8 (апрель – июнь 2004 г.) Режим доступа URL: http://charko.narod.ru/tekst/an8/I_1.htm


Вверх