Феномен университета в западноевропейской культуре

Томара М.Я
Донецкий национальный технический университет


Источник: Философская антропология: культура - рациональность - коммуникация - 2009 / Материалы всеукраинской научно-практической конференции студентов, аспирантов, научных исследователей. - Донецк, ДонНТУ - 2007, с. 77-78.


Актуальность

Одна из важных проблем высшего образования в нашем обществе - некоторая девальвация понятия о высшем учебном заведении. Чрезмерно возросшее за последние два десятка лет на постсоветском пространстве число институтов, университетов и академий резко снижает элитарность обучения в таких ВУЗах, поскольку зачастую программы курсов не соответствуют заявленной академичности. Так, сейчас на Украине около 900 ВУЗов разных уровней, среди которых свыше 200 университетов. [3] Между тем, понятие «университет» подразумевает нечто большее, нежели углубление школьной программы и изучение специальных предметов.

Цели и задачи

В данной статье рассматривается понятие «университет», история появления университетов в Западной Европе и их роли в формировании западной культуры и государственности, а также задачи, стоящие перед отечественными университетами при принятии европейской модели развития общества.

Введение

Само название "университет" возникло от латинского "universitas", что означало совокупность и в соответствии с римским правом применялось в Средневековье к любому общественному объединению. В частности, так именовались общества ученых людей, занимавшихся преподаванием, и их учеников. В XI - XII веке в наиболее развитых городах Европы эти организации стали получать отдельный статус, особые права и постоянное помещение. Так возникли: Болонский университет (первый в Европе), Парижский университет или Сорбонна, университеты в Оксфорде и Кембридже и так далее. [2]

Первоначально университеты возникали на основе монастырей, где в то время хранились лучшие библиотеки; преподавательский состав был, преимущественно, духовного звания, как и многие ученики. Члены университетской корпорации были выходцами из разных государств, представляя наднациональные образования. Зачастую их формирование шло под патронатом католической церкви, в частности, во Франции многие высшие учебные заведения опекались орденом иезуитов.

По мере развития централизованных государств, национального и религиозного обособления от католического центра, университеты стали встраиваться в местную политическую жизнь, получая государственную поддержку в обмен на помощь в законодательной и дипломатической деятельности, а также подготовку управленческих кадров. Так, английские университеты с 1603 года получили право иметь своих представителей в парламенте. [1] В новейшую эпоху влияние университетских сообществ на политическую жизнь западных стран значительно возрастает, ярким его примером являются события 1968 года.

Литература

  1. С.А. Ушакин. Университеты и власть. «Общественные науки и современность». 1999 № 2, стр. 55.

  2. Н. В. Рыбалкина. К истории тьюторства. http://www.thetutor.ru/history/article04.htm

  3. Центр ОЭСР - ВШЭ. Обзор систем высшего образования стран ОЭСР. Система высшего образования во Франции. Издательский дом ГУ ВШЭ, 2004