ДонНТУ > Портал магистров ДонНТУ || Об авторе
Магистр ДонНТУ Воропаева Анна Александровна

Воропаева Анна Александровна

Факультет компьютерных информационных технологий и автоматики
Специальность: Телекоммуникационные системы и сети

Концепция библиотечно-информационного центра ДонНТУ


Была предложена современная концепция библиотечно-информационного центра ДонНТУ (БИЦ). Основные положения концепции:

  1. Единая среда для передачи данных различных инженерных систем.
  2. Учет и контроль книжного фонда, а также автоматизация библиотечных процессов на базе технологии RFID.
  3. Интеграция информационной системы БИЦ в информационную среду университета.
  4. Разработка спектра услуг БИЦ, в том числе и тех, которые могут предоставляться на коммерческой основе.

    ЕДИНАЯ IP-СРЕДА. ИНЖЕНЕРНЫЕ СИСТЕМЫ


    Предполагается для передачи компьютерного, телефонного трафика, а также данных с камер видеонаблюдения использовать единую физическую среду. Данное решение не только позволит сократить количество проводных сетей – одна вместо трех, но и обеспечить хорошую масштабируемость и мобильность. При смене рабочего места сотрудника, либо перемещении камеры видеонаблюдения, достаточно воткнуть ее в другой порт, а не перетягивать провода.


    Инженерные системы:
    1. Охранная сигнализация
    2. Пожарная сигнализация
    3. Оповещение (о пожаре, либо о ЧС)
    4. Контроль доступа - Контроль доступа может осуществляться при помощи универсального читательского билета для читателей и специального удостоверения – для работников библиотеки. Предполагается разграничение уровней доступа не только по кабинетам, но и по читальным залам. Скажем, студент младших курсов не сможет воспользоваться читальным залом для аспирантов и преподавателей. Отчисленный студент, либо студент, закончивший обучения в университете не сможет попасть в здание библиотеки (динамическое сопоставление базы данных студентов и базы данных читателей). Уровни доступа выделяются в зависимости от внутренней политики библиотеки.
    5. Видеонаблюдение - за событиями внутри библиотеки, а также по периметру.
    6. Локально-вычислительная сеть, включая WI-FI.
    7. Сервера и хранилища данных – сервер для системы автоматизации библиотеки, работающий в кластере, Веб-сервер (на него же можно возложить функции сервера дистанционного обучения), сервер тонких клиентов, домен контроллер, сервер видеонаблюдения.
    8. Беспроводная конгресс система – позволяет проводить заседания любого уровня благодаря хорошему качеству звука, мобильности, также система позволяет управлять микрофонами с центрального пульта.

    9. Телефония - прямой городской телефонный номер, переадресация на мобильный телефон, отчеты по каждому номеру, интеграция с телефонной сетью университета, возможность использовать сокращенные телефонные номера, поддержка видеоконференцсвязи, IP-телефония.
    10. Система видеоконференцсвязи.
      Рисунок 1 – Структурная схема БИЦ ДонНТУ.
      Рисунок 1 – Структурная схема БИЦ ДонНТУ.

    Компьютерная сеть

    На каждом этаже ставиться коммутатор для подключения рабочих станций, тонких клиентов, видеокамер, точек беспроводного доступа. В зоне наибольшей концентрации абонентов (3 этаж, на котором находиться компьютерных класс) предусмотрено 2 коммутатора.

    Данные с коммутатора либо направляются на требуемую рабочую станцию (если она подключена к тому же коммутатору), либо через центральный коммутатор в требуемую точку локальной сети или через маршрутизатор в сеть университета.

    Данные с камер видеонаблюдения отправляются на сервер видеонаблюдения и выводятся на мониторе в службе охраны.

    Телефонный трафик через СКС направляется на телефонную станцию Avaya, где обрабатывается и направляется либо в локальную телефонную сеть, либо в сеть университета, либо в городскую сеть.

    Сервера

    Сервер тонких клиентов или терминальный сервер обеспечивает работу тонких клиентов. Тонкий клиент - это компьютер-клиент сети с клиент-серверной архитектурой (точнее с терминальной архитектурой), который переносит все задачи по обработке информации на сервер. В данном случае тонкие клиент будут использоваться для доступа к электронному каталогу. Данное решение предоставляет возможность осуществлять контроль за действиями пользователя, централизованное администрирование настольных устройств, снижает стоимости эксплуатации оборудования. Физически ПО для тонких клиентов может располагаться на том же сервере, что и программа автоматизации библиотеки.

    Рисунок 2 – Зал тонких клиентов
    Рисунок 2 – Зал тонких клиентов.

    Поскольку функциональность тонких клиентов ограничена, доступ в Интернет, работа за компьютером со специализированным ПО будет осуществляться в компьютерном классе с рабочих станций DELL Dell OptiPlex. Отличительной особенностью данных станций является их размер - В: 31.63см, Ш: 9.26см, Г: 34см.

    Хранилище данных – специализированное устройство хранения.
    Сервер системы автоматизации библиотеки. Два сервера работающие в кластере и соединяющиеся с хранилищем через FiberChanel коммутаторы основной и резервной линией.

    Домен контроллер – хранит параметры учетных записей пользователей, параметры безопасности, параметры групповой и локальной политик. Также контроллер домена может хранить перемещаемые профили пользователей. Все рабочие станции библиотеки принадлежат одному домену. Данное решение позволяет повысить безопасность, а также использовать обозначенные политики для управления всеми рабочими станциями. (Веб-сервер или/и сервер дистанционного образования; cервер системы видеонаблюдения).

    СИТСЕМА УЧЕТА НА БАЗЕ RFID

    На базе технологии RFID предполагается создать не только систему учета книг, инвентаризации, но также систему контроля доступа.
    Каждая книга оснащается специальной радиочастотной меткой (RFID-метка). Таким образом, каждое издание получает уникальный электронный идентификатор.

    Специальные приборы (считыватели) используют этот идентификатор при операциях приема, выдачи, инвентаризации и сортировки.

    Рисунок 3 – Система RFID.
    Рисунок 3 – Система RFID.

    Для предотвращения хищений томов на выходах из библиотеки устанавливаются специальные антикражные ворота, проверяющие метки выносимых книг на наличие разрешения на вынос.

    Пользователи библиотеки имеют специальные и индивидуальные электронные пропуска, в соответствии с типом пропуска («студент», «преподаватель», «персонал», «гость», «авторизированный гость» и т.д.) этому пользователю предоставляется возможность брать книги из разных книгофондов («техническая литература», «специальная литература», «редкая книга», «периодическая литература» и т.д) и с разными правами на пользование («читальный зал», «внутри библиотеки», «на дом»).

    В дальнейшем возможно расширение функций читательского билета. Кроме удостоверения личности, средства контроля доступа он сможет выступать в качестве средства оплаты услуг библиотеки – ксерокопия, сканирование, распечатка, Интернет-услуги, и т.д.

    Преимущества RFID:
    1. Метке не обязательно находиться в зоне прямой видимости считывателя. Она менее повержена влиянию окружающей среды. Метки более долговечны;
    2. Одновременно можно производить считывание нескольких меток;
    3. Считывание данных с метки осуществляется при любом ее расположении. Нет потерь времени при считывании;
    4. Данные на метку заносятся за доли секунды и могут перезаписываться и/или дополняться в дальнейшем;
    5. Метка имеет перезаписываемую память, которая может быть использована для занесения служебных отметок (разрешение или запрет на вынос, передача в другой фонд, реставрация, срок списания и т.д.);
    6. Метки имеют уникальный код-идентификатор. Подделка практически невозможна.

    СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ ПОМЕЩЕНИЯ

    Кроме наличия тематических читальных залом, компьютерных классов руководству университета предлагается включить в БИЦ следующие типы помещений:

    1. «Рабочий кабинет» - «Кабинеты», оборудованные всем необходимым для работы – факс, принтер, ксерокс, компьютер, Интернет. При этом доступ к несанкционированным Интернет-ресурсам будет заблокирован. (Кабинет платный. Начисление происходит по времени проведенному в помещении и/или по израсходованным ресурсам (пользование оргтехникой, скачанная информация)
    2. Медиатека - Оборудованный пресс-центр, который позволит проводить пресс-конференцию и гарантировать успешную работу прессы для мероприятий любого масштаба, в том числе и для Евро-2012. Предусматриваются системы аудио-, видеоконференций, конгресс-система. В этом же помещении можно проводит заседания и конференции различного масштаба и уровня.
    3. Пресс-центр/конференц-зал - Оборудованный пресс-центр, который позволит проводить пресс-конференцию и гарантировать успешную работу прессы для мероприятий любого масштаба, в том числе и для Евро-2012. Предусматриваются системы аудио-, видеоконференций, конгресс-система. В этом же помещении можно проводит заседания и конференции различного масштаба и уровня.(Платный для внешних пользователей. Можно сдавать концертным агентствам для проведения пресс-конференций и т.д.)
    4. Обучающие центры - Помещение, оборудованное системами визуализации (проектор, экран либо плазма) и/или видеоконференции. На экране будут транслироваться подготовленные мультимедийные лекции по заранее определенной теме. Посетителями могут быть как студенты Университета, так и студенты других вузов, горожане. Система видеоконференции позволит проводить/принимать лекции из других вузов.(На усмотрение университета. Плата может взиматься за прослушивание лекции со всех посетителей, либо с посетителей, которые не являются студентами ДонНТУ)

      Литература

      1. BI-технологии 2007. (http://www.iso.ru/)
      2. Концептуальные модели библиотек. (http://www.gpntb.ru/win/inter-events/crimea2006/disk2/212.pdf)

        ДонНТУ > Портал магистров ДонНТУ || Об авторе