СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ ЛИЧНОСТИ ОСУЖДЕННОГО


Бурукина Евгения Анатольевна
Научный руководитель Челнокова Татьяна Александровна
Зеленодольский филиал Институт Экономики Управления и Права (г. Казань)



Резюме: В работе представлен социально-психологический портрет заключенного, составленный на основе анализа научной литературы и собственного эмпирического исследования, проведенного на базе колонии, позволяющий увидеть некоторые общие характеристики лиц, находящихся в заключении.


    Термин «осужденный» подразумевает социальное положение человека, попавшего в места лишения свободы, связанное с ним выполнение социальных ролей и функции, отличных от тех, которые он выполнял, находясь на свободе. Личность осужденного – это интегральное качество совершившего преступные действия человека, представляющее взаимосвязанный комплекс социально-демографических, психологических, уголовно-правовых и иных признаков, которые прямо или косвенно обусловливают преступное поведение и характеризуют общественную опасность осужденного.
    Многочисленные исследования отечественных и зарубежных ученых показывают, что значительное количество преступников обладают однородными психологическими свойствами, среди которых ведущими являются: импульсивность, агрессивность, гиперчувствительность в межличностных взаимоотношениях, отчужденность и плохая социальная приспособленность. Направлением исследования становится выявление типологических особенностей заключенных, исследователи выявляют степень зависимости склонностей к противоправному действия с особенностями характера (В.И. Кашкаров, 1977; В.Ф. Десятников, Г.Р. Трофимов, В.Г. Козюля, 1981 и др). Опора на исследования (Ю.А. Алферов, И.П. Башкатов, М.Г. Дебольский, А.И. Ушатиков) позволяет построить схему изучения личностных характеристик осужденных, осуществить анализ их зависимости от социальных и индивидуально-типологических особенностей.
    Личность осужденного формируется под воздействием условий заключения, процесс формирования по- разному протекает на разных этапах заключения. В течение первого года осужденные находятся в некотором смятении, преобладает состояние замкнутости, тревожности, апатии. На 1-3 году отбывания наказания к осужденному приходит осознание того, что с ним произошло, того, что ему предстоит пробыть в колонии более 15 лет. Наступает состояние депрессии, преобладает чувство страха, что вся жизнь пройдет «за решеткой». На 3-5 году пребывания в исправительном учреждении происходит определенный спад напряжения, актуальным становится стремление к самостоятельности, независимости. Осужденные учатся жить в условиях колонии, стремятся занять определенное положение в тюремной иерархии. На 5-10 году отбывания наказания вновь актуализируются кризисные состояния, чувство страха, тревоги, внутренняя дисгармония, чувство неудовлетворенности.
    У всех осужденных наблюдается тенденция к неуверенности в своих силах, возможностях, необоснованному терзанию чувством собственной неполноценности, повышенная чувствительность к угрозе, склонность быстро реагировать на опасность. В некоторых ситуациях они могут проявлять самоуверенность, суровость и черствость по отношению к окружающим, подчиняя чувства рассудку. Для всех осужденных характерна излишняя подозрительность, недоверчивость, тревожность. Они относятся к людям с предубеждением, настороженно, никому не доверяют, неоткровенны, держатся обособленно. Им присущи практичность, приземленность стремлений, быстрое решение специфических практических вопросов. Они заняты удовлетворением своих интересов, им свойственна некоторая ограниченность, внимательность к мелочам. Стремятся выглядеть прямолинейными, откровенными, хотя, на самом деле, им приходится постоянно скрывать свои мысли, чувства.
    Анализ литературы позволяет выделить влияние условий нахождения в колонии на личностные характеристики осужденных, позволяя увидеть некоторые общие особенности присущие всем осужденным, а так же особенности, присущие отдельным статусным группам, возникающим внутри колонии.
    Участие 34 осужденных мужского пола, склонных к нарушению режима. Целью нашего исследования было составление социально-психологического портрета, для этого мы использовали диагностическую процедуру с помощью методик: диагностика враждебности (по шкале Кука - Медлей); диагностика коммуникативной толерантности (В.В. Бойко); проективный тест «Несуществующее животное». По методике враждебности ( по шкале Кука – Медлей) исследованием выявлено преобладание у осужденных цинизма, средние показатели выраженности враждебности и агрессивности оказались значительно ниже. Высокий уровень цинизма объясняет противоправное поведение осужденных, являющихся социально опасными для общества и отбывающими уже не первый срок в колонии строго режима.
    Дополнительным методом измерения агрессивности у осужденных, используемых в ходе нашего исследования, стал проективный метод «Несуществующее животное». Анализ рисунка позволил установить факт агрессивности у 33,3% осужденных, тем самым, подтверждая результаты предыдущей диагностики. Обработка результатов проектной методики показала: большой процент осужденных, имеющих высокую Материалы III международной научной студенческой конференции «Научный потенциал студенчества в XXI веке» Том второй. Общественные науки. Ставрополь: СевКавГТУ, 2009. 144 с. Северо-Кавказский государственный технический университет. http://www.ncstu.ru самооценку (43,3%), склонность к аморальным поступкам обнаружена у (33,3%) осужденных, наличие проблемы ограничение свободы отразилось в отсутствии в рисунках туловища, несущей части тела и т.д. (11,76% ). Диагностика коммуникативной толерантности позволила выявить некоторые отличия уровня коммуникативной толерантности осужденных от правопослушных граждан. И так для осужденных, как социальной группы, характерны следующие особенности: ограничение личной свободы, свободы перемещений, свободы выбора; ограниченность контактов, отсутствие даже простейших интимных сторон жизни; строгая регламентация режима дня; наличие определенной иерархии, связанной в первую очередь с количеством судимостей, видом преступления.
   

Источники

   Материалы III международной научной студенческой конференции «Научный потенциал студенчества в XXI веке» Том второй. Общественные науки. Ставрополь: СевКавГТУ, 2009. 144 с. Северо-Кавказский государственный технический университет. http://www.ncstu.ru.