Отделочно-упрочняющая обработка деталей ГТД

Богуслаев В. А., Яценко В. К., Жеманюк П. Д., Пухальская Г. В., Павленко Д. В., Бень В. П.

Источник: Богуслаев В. А., Яценко В. К., Жеманюк П. Д., Пухальская Г. В., Павленко Д. В., Бень В. П. Отделочно-упрочняющая обработка деталей ГТД — Запорожье, изд. ОАО «Мотор Сич», 2005 г. — 559 с.


Библиотека

    Ресурс и надежность авиационных двигателей в основном опре­деляются несущей способностью лопаток компрессора, являющихся наиболее ответственными и высоконагруженными деталями, испытывающими в процессе эксплуатации значительные знакопеременные и циклические нагрузки, которые воздействуют на них с большими частотами.
    Лопатки компрессора самая массовая, высоконагруженная и ответственная деталь авиационного двигателя. Их количество на двигателе находится в диапазоне от 2,0 до 3,5 тыс. штук. Они характеризуются большим диапазоном габаритных размеров — высота лопатки — от 10 до 1000 мм.
    Особенностью лопаток компрессора, имеющих тонкие входные и выходные кромки и изготовленных из титановых сплавов, весьма чувствительных к концентрации напряжений, является то, что они первыми встречаются с инородным телом, попавшим в тракт двигателя.
    Риски, забоины, эрозионные повреждения и др. дефекты значительно увеличивают уровень локальных вибронапряжений, что резко снижает прочностные характеристики лопаток. Поэтому создание благоприятного сочетания свойств поверхностного слоя на финишных отделочно-упрочняющих операциях оказывает большое влияние на повышение несущей способности лопаток ГТД. Актуальной задачей является оценка влияния поверхностного деформационного упрочнения на ударную прочность лопаток при соударении с посторонними предметами.
    В настоящее время при изготовлении лопаток компрессора ши­рокое применение получили методы пластического деформирования и механической обработки, а также комплексные технологии на фиишных операциях технологического процесса.     Виброабразивная обработка на специальных установках нашла широкое применение в производстве лопаток компрессора.
    Положительное влияние на эффективность виброабразивной обработки оказывает применение вместе с абразивом химически активных жидкостей.
    Ультразвуковая обработка шариками (УЗУ) позволяет формировать благоприятное сочетание характеристик поверхностного слоя лопаток компрессора, имеющих малую жесткость, высокую точность изготовления, сложную конфигурацию и тонкие кромки.
    Пневмодробеструйная обработка (ПДУ) характерна скользящим соударением шариков с поверхностью пера лопатки, не допуская их перенаклепа. Установлено, что ПДУ сопровождается уменьшением структурной неоднородности и придает структуре, распределению фаз и остаточным сжимающим напряжениям более однородный характер в поверхностном слое пера лопатки. Предлагаемый пневмодробеструйный метод отделочно-упрочняющей обработки эффективно нейтрализует технологические микродефекты поверхностного слоя, образованные на предыдущих стадиях технологического процесса, сопровождается значительным увеличением предела выносливости, снижением рассеяния долговечности и не требует последующей доводки тонких кромок ручным полированием.
    Одним из перспективных методов отделочно-упрочняющей обработки является метод магнитно-абразивного полирования (МАП). Отличительная черта МАП заключается в возможности обрабатывать детали с различной конфигурацией и сочетать в одном процессе отделочные и упрочняющие операции.
    Проблема эрозии лопаток газотурбинных двигателей является общепризнанной. Интенсивность и вид эрозии лопаток компрессора зависят не только от условий соударения частиц с поверхностью пера, но и от сочетания характеристик поверхностного слоя.
    Для повышения износостойкости лопаток все более широкое применение получили различные виды комплексных технологий -нанесение плазменных покрытий в сочетании с различными отделочно-упрочняющими методами.
    В работе представлена методика расчета рабочих лопаток при соударении с посторонними телами. Также представлен расчет ударной прочности лопатки компрессора при соударении с посторонним телом с учетом поверхностного деформационного упрочнения. Установлено, что упрочняющая и комплексная обработка наряду с увеличением предела выносливости, приводит и к повышению ударной прочности при условии выбора рациональных режимов за счет благоприятного влияния остаточных сжимающих напряжений.
    Разработка и внедрение в серийное производство двигателей в настоящее время сопровождается прогрессивными конструкторско-технологическими решениями, выражающимися в появлении новых деталей, применением принципиально новых конструкционных материалов, а также усовершенствованием технологий производства, сборки и испытания. Так, в авиадвигателях пятого поколения находят широкое применение широкохордные лопатки вентилятора, осевые и центробежные моноколеса компрессоров, титановые, жаропрочные, порошковые и монокристаллические сплавы с высокой удельной прочностью. Широко используются прогрессивные технологические процессы механической обработки, основанные на концепции высокоскоростного резания, усовершенствуются методы отделочно-упрочняющей и термической обработки.
    Тесная взаимосвязь между конструкцией и технологией производства двигателей предопределила ряд актуальных на сегодняшний день вопросов, связанных с повышением несущей способности сложнопрофильных деталей технологическими методами. Применение в конструкции компрессоров осевых и центробежных моноколес, изготавливаемых из труднообрабатываемых сплавов, остро поставило вопрос о разработке технологии их механической и отделочно-упрочняющей обработки. Использование для деталей такого класса технологических решений, хорошо зарекомендовавших себя в течение Отельного времени на других деталях двигателей, оказалось неэффективным.В результате, долговечность дорогостоящих моноколес компрессоров высокого давления может быть на порядок меньше назначенного ресурса работы двигателя в целом, что приводит к его преждевременному ремонту. Отечественный и зарубежный опыт применения упрочняющих технологий показывает, что при оптимизации технологии изготовления и упрочнения деталей из высокопрочных) сплавов, может быть достигнуто значительное повышение долговеч­ности их работы, за счет резерва прочности материала поверхностного слоя.
    Прогнозирование несущей способности деталей газотурбинных двигателей (ГТД), имеющих сложную форму, различный характер нагружения и условия эксплуатации, является весьма сложной задачей.
    Важное значение имеет достоверный расчет запаса прочности деталей ГТД на стадии разработки технологического процесса. Для решения задач, связанных с анализом данных при наличии случайных и непредсказуемых воздействий, необходимо использовать арсенал методов математической статистики, теорию подобия и анализ размерностей.
    Авторами предложены математические модели для прогнозирования ожидаемой величины предела выносливости деталей ГТД на основе факторов процесса деформационного упрочнения, физико-механических характеристик материалов, геометрических параметров деталей и условий работы.
    В книге обобщены и систематизированы многочисленные результаты последних исследований, проведенных в Запорожском национальном техническом университете и ОАО «Мотор Сич» по определению влияния методов отделочно-упрочняющей и комплексной обработки на качество поверхности, сопротивление усталости и ударной прочности деталей ГТД, а также опыт их применения в промышленности.

Вверх

Библиотека