АЛЬТЕРНАТИВНАЯ ЗАЩИТА ЛОПАТОК АВИАДВИГАТЕЛЕЙ

Дзюба В.Л., Корсунов К.А., Ашихмина Е.А.
ВНУ им. В.И. Даля, г. Луганск, Украина


Источник: http://www.nbuv.gov.ua/portal/natural/Ptsm/2008_36/253-256.pdf


Библиотека

    Одной из причин снижения ресурса работы авиационных двигателей является низкая эрозионная стойкость лопаток. Наиболее интенсивный износ лопаток авиадвигателей наблюдается при работе вертолетного двигателя в тропическом (или морском) климате и на песочных почвах, при этом поверхностный слой лопаток интенсивно разрушается из-за коррозионного и эрозионного воздействий.
    Степень и характер эрозионного износа компрессорных лопаток зависят от дисперсного состава пыли и ее количества, а также от скорости потока несущего винта [1]. Коррозионные повреждения чаще всего возникают в морском климате, где воздух представляет собой взвесь морской воды и частиц пыли. При этом скорость коррозии увеличивается с повышением температуры в компрессорной части двигателя, которые достигают величины 500 оС и выше для компрессоров высокого давления [2].
    Известно много видов защитных покрытий лопаток компрессора: гальваническое, лакокрасочное, эмалирование, конденсационно-вакуумное.
    Гальваническое покрытие типа никель-кадмиевое используется на лопатках компрессора для защиты от коррозии, но эрозионная стойкость и температура эксплуатации (до 300 оС) у него очень низкая. При чем, во время процесса снятия и нанесения покрытия необходимо учитывать возможность наводораживания основного металла лопатки, что отрицательно сказывается на ее механических свойствах
    Лакокрасочное покрытие на основе эпоксидной эмали, нанесенное в 5–7 слоев также защищает лопатки от коррозии, однако, как и никель-кадмиевое покрытие, оно имеет низкую температуру эксплуатации. Эрозионная стойкость вследствие эластичности покрытия немного выше, чем у никель-кадмиевого, поэтому эпоксидное покрытие используют на лопатках направляющего аппарата компрессора вертолетного двигателя.
    Процесс эмалирования представляет собой нанесение суспензии на основе глины и никелевого порошка с последующим отжигом при температуре 1000 оС. Эмалирование лопаток считается выгодным, если лопатки необходимо защитить от высокотемпературной коррозии. В этом случае температура эксплуатации повышается до 400 оС. Однако такая лопатка еще в большей степени подвержена эрозионным повреждениям, поскольку эмалированная поверхность подвержена к охрупчиванию в вышеописанных условиях эксплуатации.
    Одно из перспективных покрытий – конденсационно-вакуумное покрытие. Из- вестно,что покрытие из нитрида титана имеет не только хорошую коррозионную стойкость (1 балл по пятибалльной шкале [3]), но и повышенную эрозионную стойкость (0,019 – 0,028 г/мин [3]). Температура эксплуатации покрытия из нитрида титана достигает 350 оС. Такое покрытие, имеющее толщину в несколько микрон (от 2-3 мкм) позволяет двигателю отрабатывать по 2-3 межремонтных ресурса (т.е. 1500-2100 часов). Однако, и при таких наработках идет существенный износ лопаток. На рис. 1 показаны рабочие лопатки компрессора (а), направляющие лопатки (б) и направляющий аппарат (в) вертолетного двигателя, отлетавшего 2987 часов. Как видно имеются значительные эрозионные повреждения, которые не допустимы техническими условиями на детали, следовательно, такие лопатки подлежат забракованию.

Детали вертолетного двигателя с покрытием нитрида титана после эксплуатации в тропическом климате в условиях песочных почв

Рисунок 1 – Детали вертолетного двигателя с покрытием нитрида титана
после эксплуатации в тропическом климате в условиях песочных почв.

    Чтобы повысить межремонтный ресурс деталей, коррозионную и эрозионную стойкость, и рабочие температуры покрытия, в материал покрытия при его напылении было решено ввести цирконий. Цирконий имеет исключительную коррозионную стойкость во многих агрессивных средах, устойчив в воде и водяных парах до +300 оС.
    Экспериментальные исследования. В процессе экспериментов на рабочие лопатки компрессора (титановый сплав ВТ–8) наносилось покрытие из TiZrN (нитрида титана-циркония) в установке «Булат–6». Покрытие из TiZrN получилось желтовато-золотистого цвета толщиной 5–5,5 мкм ( рис. 2).
Покрытие из TiZrN, нанесенное на лопатки компрессора вертолетного двигателя
в вакууме плазменно-ионным методом

Рисунок 2 – Покрытие из TiZrN, нанесенное на лопатки компрессора
вертолетного двигателя в вакууме плазменно-ионным методом.

    Для определения эрозионной и коррозионной стойкости покрытия были проведены испытания согласно существующим методикам.
    Испытания на эрозионную стойкость покрытия TiZrN на рабочих лопатках компрессора показало, что скорость эрозии составляет всего 0,012 г/мин, тогда как у TiN составляет 0,028 г/мин [3], а у лопаток без покрытия – 0,036 г/мин.
    Испытания на коррозионную стойкость покрытия TiZrN привели к тому, что лопатка как после 50 циклов испытания (нагрев до 350 оС и последующее охлаждение тонкораспыленным 5% солевым раствором), так и после 100 циклов не имела окислообразных коррозионных поражений. Это, в свою очередь дает оценку 10 по десятибалльной шкале определения коррозионной стойкости.
    Кроме того, проведенные исследования показали, что напыленное покрытие TiZrN имеет высокую микротвердость – 34 ГПа, в сравнении с покрытием TiN: 27,4 ГПа [3]. При увеличении температуры эксплуатации (от 300 оС до 500 оС) у лопатки с покрытием TiZrN происходит уменьшение микротвердости покрытия, а также увеличение скорости эрозии (рис. 3).
Зависимость скорости эрозии от микротвердости и температуры покрытия TiZrN

Рисунок 3 – Зависимость скорости эрозии от микротвердости и температуры покрытия TiZrN.

    Выводы. Для защиты лопаток компрессора (титановый сплав ВТ-8) было выбрано и нанесено с помощью установки «Булат-6» покрытие TiZrN желтовато-золотистого цвета. Данное покрытие было испытано на коррозионную, эрозионную и жаростойкость, а также определена его микротвердость. Поскольку скорость эрозии TiZrN 2,3 раза ниже, чем у TiN и в 3 раза ниже, чем у лопаток без покрытия, то можно эксплуатировать авиадвигатели без пылегазозащитных устройств в песочных районах. У покрытия TiN коррозионная стойкость в 3 раза ниже, чем у TiZrN, следовательно, последние можно эксплуатировать в морских и тропических климатах. Испытания на определение предельной рабочей температуры TiZrN показали, что покрытия работоспособны до 500 оС (и микротвердость при этой температуре не намного ниже, чем у TiN), что позволяет его использовать на лопатках компрессора высокого давления.
    Кроме того, при использовании покрытия TiZrN увеличивается межремонтный ресурс лопаток как минимум в 3 раза. При этом стоимость ремонта авиадвигателя с учетом напыления защитного покрытия на лопатки будет всего лишь на 3,5–5,0% выше от исходной.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Алексеев В.К., Волкова Л.Ф., Гликсон И.Л., Лукьянов В.С. Распределение пылевых частиц в проточной части компрессора //Авиационная промышленность. – 1989. – №7. – С. 24– 25.
  2. Ржавин Ю.А. Осевые и центробежные компрессоры двигателей летательных аппаратов. – М: Изд-во МАИ, 1995 – 243 с.
  3. Душкин А.М., Прощин А.Б., Иванов Е.Г. Защитные покрытия для стальных лопаток компрессора ГТД //Авиационная промышленность. – 1988. – №7. – С. 13–15.
Вверх

Библиотека