Компетентность и оценивание аудиторов. Общие положения. Личные качества.

Авторы: Ерихова А.В., рук. Лыкова Л.Н.

Источник: Доклад на конференции студентов каф. Управления качеством Механического факультета 2009г.

 

Доверие   к процессу аудита и уверенность в нем зависит от компетентности персонала, который проводит аудит. Эта компетентность базируется на доказательстве:
- личных качеств;
- способности применять знания и умения, полученные благодаря образованию ,опыту работы , аудиторской готовности и опыта проведения аудитов.
Понятие компетентности изображено на рисунке 1.
Некоторые знания и умения общие для аудиторов систем управления качеством и экологического управления, а некоторые – специфические для аудиторов конкретной специальности.
Аудитор приобретает, поддерживает и улучшает свою компетентность постоянным повышением квалификации и регулярным участием в аудитах.


Понятие компетентности
Рисунок 1 - Понятие компетентности

 

  • Аудиторам нужны знания и умения в сферах:
  • Принципы, методики и способы аудита: чтобы аудитор мог принять нужные из них к разным аудитам и обеспечивать последовательное и систематическое проведение аудитов;
  • Документы на систему управления и документы на которые есть ссылки: чтобы аудитор мог охватывать сферу аудита применять критерии аудита;
  • Организационные аспекты: чтобы аудитор был в силах охватить условия, в которых функционирует организация;
  • Применяемые законы, регламенты и другие требования, которые отвечают специализации: чтобы аудитор мог понять и принять требования, которые  применяются в проверяемой организации.

Руководитель группы по аудиту должен обладать дополнительными знаниями умениями касательно руководства аудита для эффективного и результативного проведения аудита(планирование аудита, организация и направление работы членов группы, обеспечение формирования заключений аудита группой, предупреждение и разрешение конфликтов, составление и формирование отчета об аудите).

  • Аудиторам системы управления качеством необходимо иметь знания и умения в сферах:
  • Методы и способы , связанные с качеством: чтобы аудитор мог проверять системы управления качеством изготовить соответствующие данные аудита и заключения аудитов;
  • Процессы и продукция , в т.ч.услуги: чтобы аудитор мог охватить технологические аспекты , для которых проводят аудит.

3) Аудиторам системы экологического управления необходимо иметь умения и знания в сферах:

  • Методы и способы, связанные с экологическим управлением;
  • Экология и технология;
  • Технические и экологические аспекты функционирования.

4) Аудиторам необходимо иметь образование, опыт, аудиторскую подготовку и опыт проведения аудитов:

  • Необходимо пройти обучение, достаточное для приобретения знаний и умений для аудитов;
  • Необходимо иметь опыт работы, благоприятствующий повышению знаний и умений (этот опыт может быть получен на должности связанной с технической, управленческой или профильной специальности, связанной с принятием решений, решением проблем и общением с другим управленческим персоналом, специалистами, коллегами, заказчиками и другими заинтересованными лицами).

Часть опыта необходимо приобрести на должности, на которой исполняемая деятельность способствует развитию знаний и умений.
Постоянное повышение квалификации направлено на поддержание и улучшение знаний, умений и личных качеств. Этого можно достичь многими способами, например, приобретением дополнительного опыта работы, самообучения, тренингом, участием в совещаниях, семинарах и конференциях. Аудиторам необходимо поддерживать и доказывать свою способность осуществления аудитов регулярным участием в аудитах систем управления качеством или экологического управления.
5) Личные качества.
Аудиторам необходимо иметь личные качества, которые дают им возможность действовать согласно принципов осуществления аудита.
Аудиторы необходимо быть:

  • Этичным, т.е. справедливым, правдивым, искренним, открытым и вежливым;
  • Непредвзятым, т.е. готовым к рассмотрению альтернативных идей или точек зрения;
  • Дипломатичным, т.е. тактичным к людям;
  • Наблюдательным, т.е. активно знакомиться с окружающей обстановкой и видами деятельности;
  • Воспринимающим, т.е. инстинктивно чувствовать ситуации и быть способным понимать их;
  • Разносторонним, т.е. способным легко адаптироваться к разным ситуациям;
  • Настойчивым, т.е. целенаправленным;
  • Решительным, т.е. своевременно делать выводы на основании логического мышления и анализирования;
  • Уверенным в себе, т.е. действовать и работать независимо во времени сотрудничества с другими людьми.

Для обеспечения объективного, согласованного, справедливого и надежного результата необходимо планировать, осуществлять и регистрировать оценивание аудиторов и руководителей групп по аудиту согласно методик программ аудита. В процессе оценивания необходимо определить потребности в подготовке и другие потребности повышения умений.
Оценивания аудиторов осуществляют на разных стадиях:

  • Начальное оценивание лиц, которые хотят стать аудиторами;
  • Оценивание аудиторов как часть процесса формирования группы по аудиту;
  • Постоянное оценивание деятельности аудитора для определения потребностей поддержки и повышение знаний и умений.

Процесс оценивания предусматривает четыре основных шага:
Шаг 1 – Определение личных качеств, знаний и умений, удовлетворяющих потребности программы аудита.
Шаг 2 – Установление критериев оценивания.
Критерии должны быть в количественном выражении (например, количество лет опыта роботы и учебы, количество проведенных аудитов) или в качественном выражении (например, продемонстрированные личные качества, знания и практичные навыки во время подготовки или на рабочем месте).
Шаг 3 – Выбор соответственного метода оценивания (анализирование протокола, позитивная или негативная обратная связь, опрос, наблюдение, тестирование, анализирование после аудита).
Шаг 4 – проведение оценивания.
На этом шаге информацию, собранную о кандидате, сравнивают с критериями, установленными на шаге 2. если кандидат не соответствует критериям, необходима дополнительная подготовка, дополнительный опыт работы или дополнительный опыт проведения аудитов, после чего необходимо провести повторное оценивание.

 

Перечень источников


1. ДСТУ ISO 19011:2003 «Руководство по осуществлению аудитов систем управления качеством и/или экологического управления»