Библиотека

Патриотизм

Кожевников И.А.

Донецкий Национальный Технический Университет

Доклад по предмету Ораторское исскуство.

Донецк 2009г.


    Введение
    1. Общая характеристика понятия "патриотизм"
    2. Патриотизм и христианство
    3. Критика патриотизма
    Выводы
    Список источников

Введение

    "Патриотизм" русского человека ведом всему миру. По особенным свойствам русского народа он носит особый характер самой глубокой, горячей любви к родине. Эту любовь можно сравнить только с любовью к матери, с самой нежной заботой о ней. Кажется, ни на одном языке рядом со словом «родина» не поставлено слово «мать», как у нас.
    Мы говорим не просто родина, но мать - родина; и как много глубокого смысла в этом сочетании двух самых дорогих для человека слов!
    Русский человек бесконечно привязан к своему отечеству, которое для него дороже всех стран мира. Ему особенно свойственна тоска по родине, о которой у него постоянная дума, постоянная мечта. Когда родина в опасности, тогда особенно разгорается в сердце русского человека эта любовь. Он готов отдать все свои силы на защиту ее; он рвется в бой за ее честь, неприкосновенность и целость и проявляет беззаветную храбрость, полное презрение к смерти. Не только как на долг, священный долг, смотрит он на дело ее защиты, но это есть непреодолимое веление сердца, порыв любви, который он не в силах остановить, который он должен до конца исчерпать. Бесчисленные примеры из нашей родной истории являются иллюстрацией этого чувства любви к родине русского человека.» - отрывок из речи митрополита Ленинградского и Новгородского Алексия (Симанского) за Литургией в кафедральном Богоявленском соборе 10 августа 1941 года.

1. Общая характеристика понятия "патриотизм"

    Патриотизм (с греч. - соотечественник, отечество) - нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству и готовность подчинить его интересам свои частные интересы. Патриотизм предполагает гордость достижениями и культурой своей родины, желание сохранять её характер и культурные особенности и идентификация себя с другими членами нации, готовность подчинить свои интересы интересам страны, стремление защищать интересы родины и своего народа. Исторический источник патриотизма - веками и тысячелетиями закреплённое существование обособленных государств, формировавшие привязанность к родной земле, языку, традициям. В условиях образования наций и образования национальных государств патриотизм становится составной частью общественного сознания, отражающего общенациональные моменты в его развитии.
    Приписывая другим лицам патриотические чувства, а некоторым событиям патриотическую окраску, оценивающее лицо тем самым чаще всего даёт положительную характеристику.
    Представления о патриотизме связываются с трепетным отношением к своей родине, но представление о сущности патриотизма у разных людей разное. По этой причине, одни люди считают себя патриотами, а другие их таковыми не считают.
    Патриотизм может проявляться в следующих формах:
    1. полисный патриотизм - существовал в античных городах-государствах (полисах);
    2. имперский патриотизм - поддерживал чувства лояльности к империи и её правительству;
    3. этнический патриотизм (национализм) - в основании имеет чувства любви к своему народу;
    4. государственный патриотизм - в основании лежат чувства любви к государству;
    5. квасной патриотизм (ура-патриотизм) - в основании лежат гипертрофированные чувства любви к государству и своему народу.
    Его введение приписывают князю П. А. Вяземскому, который осмеял этим клише русофилов, которые старались выставить напоказ свою особенную "русскость" и наряжались в "исконно русские", по их мнению, костюмы, из-за чего их часто путали с персами. Белинский писал: "Терпеть не могу я восторженных патриотов, выезжающих вечно на междометиях или на квасу да каше".

2. Патриотизм и христианство

    Раннее христианство

    Последовательный универсализм и космополитизм раннего христианства, его проповедь о небесной отчизне в противоположность земным отечествам и представления о христианской общности как особом "народе Божьем" подрывала самые основы полисного патриотизма. Христианство отрицало всякие различия не только между народами империи, но и между римлянами и "варварами". Апостол Павел наставлял: "Если вы воскресли со Христом, то ищите горнего (…) облекшись в нового "человека", где нет ни эллина, ни иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос" (Колоссянам, 3, 11). По словам апологетического "Послания к Диогнету", приписываемого Иустину Мученику, "живут они (христиане) в своем отечестве, но как пришельцы (…). Для них всякая чужая страна есть отечество, и всякое отечество - чужая страна. (…) Находятся на земле, но суть граждане небесные". Французский историк Эрнест Ренан следующим образом формулировал позицию ранних христиан: "Церковь есть родина христианина, как синагога родина еврея; христианин и еврей живут во всякой стране, как чужие. Христианин едва признает отца или мать. Он ничем не обязан империи (…) Христианин не радуется победам империи; общественные бедствия он считает исполнением пророчеств, обрекающих мир на погибель от варваров и огня".

    Современное христианство о патриотизме

    Мнения современных богословов и христианских иерархов о патриотизме до некоторой степени расходятся. Патриарх Алексий II, в частности, заявил:
    "Патриотизм, несомненно, актуален. Это чувство, которое делает народ и каждого человека ответственным за жизнь страны. Без патриотизма нет такой ответственности. Если я не думаю о своем народе, то у меня нет дома, нет корней. Потому что дом - это не только комфорт, это еще и ответственность за порядок в нем, это ответственность за детей, которые живут в этом доме. Человек без патриотизма, по сути, не имеет своей страны. А «человек мира» это то же самое, что бездомный человек."
    Вспомним евангельскую притчу о блудном сыне. Юноша ушел из дома, а потом вернулся, и отец его простил, принял с любовью. Обычно в этой притче обращают внимание на то, как поступил отец, принявший блудного сына. Но нельзя забывать и о том, что сын, поскитавшись по миру, вернулся в свой дом, потому что для человека невозможно жить без своих устоев и корней.
    Мне кажется, что чувство любви к собственному народу столь же естественно для человека, как и чувство любви к Богу. Его можно исказить. И человечество на протяжении своей истории не раз искажало чувство, вложенное Богом. Но оно есть.
    И здесь еще одно очень важно. Чувство патриотизма ни в коем случае нельзя смешивать с чувством враждебности к другим народам. Патриотизм в этом смысле созвучен Православию. Одна из самых главных заповедей христианства: не делай другому то, что ты не хочешь, чтобы делали тебе. Или как это звучит в православном вероучении словами Серафима Саровского: спасись сам, стяжи мирен дух, и тысячи вокруг тебя спасутся. То же самое патриотизм. Не разрушай у других, а созидай у себя. Тогда и другие будут относиться к тебе с уважением. Я думаю, что сегодня у нас это основная задача патриотов: созидание собственной страны.
    С другой стороны, по мнению православного богослова игумена Петра (Мещеринова), любовь к земной родине не является чем-то, выражающим суть христианского учения и обязательным для христианина. Однако церковь в то же время, находя свое историческое бытие на земле, не является и противником патриотизма, как здравого и естественного чувства любви. При этом однако она "не воспринимает ни одно естественное чувство как нравственную данность, ибо человек - существо падшее, и чувство, пусть даже такое, как любовь, предоставленное самому себе, не выходит из состояния падения, а в религиозном аспекте приводит к язычеству". Поэтому "патриотизм имеет достоинство с христианской точки зрения и получает церковный смысл тогда и только тогда, когда любовь к родине является деятельным осуществлением по отношению к ней заповедей Божиих".
    Современный христианский публицист Дмитрий Таланцев считает патриотизм антихристианской ересью. По его мнению, патриотизм ставит родину на место Бога, тогда как "христианское мировоззрение подразумевает борьбу со злом, отстаивание истины совершенно независимо от того, где, в какой стране происходит это зло и уход от истины".

3. Критика патриотизма

    В новое время, Лев Толстой считал патриотизм чувством "грубым, вредным, стыдным и дурным, а главное - безнравственным". Он полагал, что патриотизм с неизбежностью порождает войны и служащим главной опорой государственному угнетению. Толстой полагал, что патриотизм глубоко чужд русскому народу, как и трудящимся представителям других народов: он за всю жизнь не слышал от представителей народа никаких искренних выражений чувства патриотизма, но наоборот, много раз слышал выражения пренебрежения и презрения к патриотизму. Одним из любимых вражений Толстого был афоризм Самуэля Джонсона: Патриотизм - это последнее прибежище негодяя. Владимир Ильич Ленин неоднократно писал, что "у пролетариата нет отечества". В Апрельских тезисах он идейно заклеймил "революционных оборонцев" как соглашателей с Временным правительством. Профессор Чикагского университета Пол Гомберг сравнивает патриотизм с расизмом, в том отношении, что тот и другой предполагают моральные обязанности и связи человека прежде всего с представителями "своей" общности. Критики патриотизма отмечают также следующий парадокс: если патриотизм - добродетель, а во время войны солдаты обеих сторон являются патриотами, то они одинаково добродетельны; но именно за добродетель они и убивают друг друга, хотя этика запрещает убивать за добродетель.
    Скажите людям, что война дурно, они посмеются: кто же этого не знает? Скажите, что патриотизм дурно, и на это большинство людей согласится, но с маленькой оговоркой. Да, дурной патриотизм дурно, но есть другой патриотизм, тот, какого мы держимся. Но в чем этот хороший патриотизм, никто не объясняет. Если хороший патриотизм состоит в том, чтобы не быть завоевательным, как говорят многие, то ведь всякий патриотизм, если он не завоевательный, то непременно удержательный, то есть что люди хотят удержать то, что прежде было завоевано, так как нет такой страны, которая основалась бы не завоеванием, а удержать завоеванное нельзя иными средствами, как только теми же, которыми что-либо завоевывается, то есть насилием, убийством. Если же патриотизм даже и не удержательный, то он восстановительный-патриотизм покоренных, угнетенных народов-армян, поляков, чехов, ирландцев и т.п. И этот патриотизм едва ли не самый худший, потому что самый озлобленный и требующий наибольшего насилия. Скажут: "Патриотизм связал людей в государства и поддерживает единство государств". Но ведь люди уже соединились в государства, дело это совершилось; зачем же теперь поддерживать исключительную преданность людей к своему государству, когда эта преданность производит страшные бедствия для всех государств и народов. Ведь тот самый патриотизм, который произвел объединение людей в государства, теперь разрушает эти самые государства. Ведь если бы патриотизм был только один: патриотизм одних англичан, то можно бы было его считать объединяющим или благодетельным, но когда, как теперь, есть патриотизм: американский, английский, немецкий, французский, русский, все противоположные один другому, то патриотизм уже не соединяет, а разъединяет.

Выводы

    Патриотизмом я считаю искреннюю любовь к родине, ее традициям, истории, народу, языку. Готовность пожертвовать своими интересами ради блага отечества. Но при этом я уважаю историю и народы других стран. И я не согласен с фразой Бернарда Шоу, который говорил, что:
    "Патриотизм есть, главным образом, уверенность в том, что данная страна является лучшей в мире, потому что вы в ней родились. Вы никогда не будете жить в спокойном мире, пока не выбьете патриотизм из человеческого рода"
    По этому поводу я хочу сказать - я патриот не потому, что считаю свою стану самой лучшей в мире. Я патриот и люблю Украину потому, что считаю свою страну лучшей родиной, с богатой и героической историей, выдающимися людьми и искренними патриотами. Но в нашей стране, как и в любой другой есть свои недостатки. И все любящие Украину люди должны приложить максимум усилий для устранения этих недостатков.
    Но обычным людям трудно изменить что-то в одиночку - необходима поддержка властей и их готовность помочь, и пожертвовать. Но в нашей стране создалась такая ситуация, когда у власти стоит большое количество людей (я не говорю, что все поголовно не патриоты), которые заботятся лишь о собственном состоянии и благе. Не готовые ничем пожертвовать и использующие патриотические лозунги для продвижения во власти.
    Патриотизм в том виде, в котором я вижу в нашей стране есть не что иное, как пустой звук, лицемерие тех, которые грабят страну, не понимая, что в этой системе ценностей грабят и уничтожают самую большую ценность в народе - ВЕРУ В СПРАВЕДЛИВОЕ НАЧАЛО В СОБСТВЕННОМ НЕЗАВИСИМОМ ОТЕЧЕСТВЕ.
    Вот есть такой патриотизм казенный, который ненавидела вся русская культура. Когда определенный сорт чиновников, прямо скажем, не умных, если не тупых, требуют от человека, приказывают ему быть патриотом, и выполнять все их инструкции. Вот это отвратительная форма патриотизма.
    Все чаще в Украине поднимаются вопросы патриотизма и любви к Родине. Зачастую это все спекуляции или самопиар отдельных политиков и бизнесменов. Патриотизм должен быть непритязательным. Ведь это как с церковью: еще лет 5-10 назад верующих было немного, а сейчас церкви просто ломятся от прихожан. Верить стало модно, хотя большинство в церковь и на христианские праздники ходит только ради имиджа или потому что "все так делают". И истово крестятся.
    Выше я приводил формы, в которых может проявляться патриотизм. Из этих форм я считаю себя этническим и государственным патриотом. В большей степени я себя считаю этническим патриотом (я считаю себя частью не только украинского народа, но и русского). Я горжусь подвигами русских людей во все времена.
    Чувство патриотизма складывается из уважения к своему народу и уважения к другим. Без первого это не патриотизм, а самоунижение и самоуничтожение, без второго - махровый интернационализм.

Список источников

    1. Википедия. Патриотизм. [Электронный ресурс] - Режим доступа к статье: http://ru.wikipedia.org/wiki/Патриотизм

    2. Познанский Д. Христианство и патриотизм. [Электронный ресурс] - Режим доступа к статье: http://www.pravaya.ru/look/12532


Вверх


Библиотека