| РАСЧЕТ ЭНЕРГОСИЛОВЫХ ПАРАМЕТРОВ СИСТЕМ КОВШОВЫХ ЗАТВОРОВ
	С.П. ЕРОНЬКОДонецкий национальный технический университет, НПО «ДОНИКС»
 Источник: "Металлургия и горная промышленность". - 2006. - № 5. - с.62-63. 
            Увеличение объемов стали, производимой по прогрессивной технологии, включающей выплавку полупродукта в электродуговой печи или кислородном конвертере с последующей его доводкой до нужной кондиции на установках "ковш-печь", а также повышение серийности непрерывной разливки металла на современных высокоскоростных МНЛЗ явились главными причинами проведения коренной модернизации парка разливочных ковшей, связанной с оснащением их затворами последнего поколения [1, 2].
Существенные изменения, внесенные в последовательность операций по подготовке к работе ковшовых затворов, многообразие их конструктивного исполнения и применение в них огнеупорных плит нового класса, имеющих относительно малую толщину (30 – 35 мм), требуют пересмотра некоторых положений, составляющих основу методов расчета шиберных систем [3].
   Как известно, главными силовыми факторами, определяющими нагрузки, действующие в конструктивных элементах скользящего затвора, а также энергетические характеристики его привода (мощность электродвигателя или давление   рабочей   жидкости   в гидроцилиндре   при    заданном    диаметре его поршня), являются требуемая сила прижатия подвижной огнеупорной плиты и сопротивление ее  перемещению во время работы разливочного устройства [4, 5].
   Технологическая   нагрузка   на   привод   скользящего    затвора, в первую очередь, зависит  от конструктивного исполнения его узла, обеспечивающего прижатие подвижного огнеупорного элемента к неподвижному. В эксплуатируемых в настоящее время шиберных системах, разработанных зарубежными и отечественными специалистами, подвижная металлическая обойма перемещается либо по направляющим полозьям, изготовленных из износостойкой стали, либо установлена на тела качения, которые позволяют снизить износ контактных поверхностей в кинематических парах  и действующие в них силы сопротивления. При этом сила, сжимающая огнеупорные плиты, возникает под действием блоков сжатых тарельчатых или витых пружин, а также может развиваться за счет контролируемой затяжки специальных болтов   [6].     
   Силу, необходимую для перемещения подвижной обоймы с огнеупорной плитой при различных схемах ее опорного узла, показанных на рис. 1, определяют по следующим формулам.

 Рис. 1. Схемы нагружения подвижной обоймы а – двухплитный затвор с опорными поверхностями скольжения; 
          б – двухплитный затвор с линейными роликоподшипниками; 
          в – двухплитный затвор с роликовыми опорами; г – трехплитный 
          затвор.
Для двухплитных затворов: Для трехплитного затвора
  (4)
   В этих   выражениях   Fр – сила,  необходимая для срезания образовавшейся в   канале  затвора   металлической   корки;   Fтр1 –  сила   трения  между рабочими поверхностями плит; Fтр2 – сила сопротивления  в опорных узлах;  mп – коэффициент  трения   скольжения   между   рабочими поверхностями огнеупорных плит; m с – коэффициент трения скольжения между подвижной металлической обоймой  и  ее   опорой;  mц – коэффициент    трения     скольжения     между      цапфой     и     роликом; f – коэффициент трения качения; dц – диаметр цапфы; dр и Dр – соответственно диаметры ролика, установленного    в    линейный      сепаратор  и     размещенного     на   цапфе; Kн – коэффициент, учитывающий дополнительную нагрузку из-за трения подвижной металлической обоймы трехплитного затвора о направляющие при вталкивании подвижной плиты;  Р – сила прижатия огнеупорных плит.В опубликованных ранее работах [5, 7] значение    силы  FP   принимали по   опытным   данным в пределах 27-44 кН, а силу прижатия плит рассчитывали из условия допустимых изгибных деформаций металлических обойм затвора и продольных деформаций  болтов, прижимающих его подвижную обойму. Как   оказалось,  такой подход не отвечает в полной мере условиям работы   остальных   элементов   систем   скользящих затворов. Многолетний опыт   их   эксплуатации   показал, что механическое разрушение металлических деталей разливочного устройства происходило  крайне редко и к тому же из-за скрытых дефектов или нарушения технологии их изготовления, а причиной большинства аварийных ситуаций был выход из строя менее прочных огнеупорных плит. Поэтому   значение силы   прижатия   керамических    частей    затвора, по нашему мнению, должно составлять (0,7 - 0,8)Рдоп ,  рассчитанному из условия возникновения в огнеупорных  плитах   предельно   опасных    напряжений. В соответствии с ранее полученными результатами физического и математического моделирования [8-10], а также экспериментальных исследований напряженно-деформированного состояния керамических плит ковшовых затворов  [11], допустимые значения силы прижатия, при которых может произойти нарушение целостности огнеупорного изделия, можно определить, используя следующие зависимости.  
Для двухплитной шиберной системы
                            Для трехплитной шиберной системы (5)
 Здесь    Впл, Нпл, Lпл – ширина, высота и длина огнеупорной плиты   
                                             соответственно; lх – относительное перекрытие плит, равное отношению хода подвижной плиты к ее длине; [s] – допускаемое напряжение материала плиты.
           Для определения значений силы Fp можно воспользоваться зависимостью, приведенной в работе [12], (6)
 где к – коэффициент, равный отношению максимального сопротивления  
                   срезу   к пределу прочности стали;
     [s]в – предел прочности стали,  закристаллизовавшейся на стенках 
             разливочного  канала;
     Sp – площадь поперечного сечения срезаемой металлической корки. (7)
 Площадь поперечного сечения срезаемой металлической корки в канале шиберного затвора
                                                                (8)
 Здесь Dк – диаметр канала затвора на участке контакта рабочих поверхностей огнеупорных плит, d – толщина образующейся металлической корки.
В соответствии с рекомендациями работ [6, 12, 13], значения величин, входящих  в  уравнения  (1) - (8),  при  расчетах  силы страгивания подвижной обоймы затвора можно принять: sп = 0,3 – 0,7; f = 0,010 – 0,015 см;   кн  = 1,5 – 2; Р = (0,7 – 0,8)Рдоп ; к  = 0,6;   sв = 300 – 500 МПа;   d = 3 – 5 мм.
Расчетные значения силы страгивания  F подвижной обоймы затвора используют для определения энергосиловых параметров его привода.
В качестве примера на рис.2 приведена диаграмма нагрузок, действующих на подвижную обойму затвора во время его закрытия при использовании магнезитовых плит длиной 370 мм, шириной 200 мм, с диаметром    отверстия   50 мм   и  допускаемом    напряжении материала [s]= 8 – 24,5 МПа.  

 В соответствии с полученным графиком, в начальный момент страгивания подвижной обоймы  на нее действует сила сопротивления, в два раза превышающая свое  значение на участке установившегося движения. Указанная неравномерность силы сопротивления, приложенной к подвижной обойме затвора, по-разному сказывается на нагрузке, действующей на привод затвора в зависимости от его типа.
Поскольку у затворов с гидравлическим или пневматическим приводом подвижная обойма связана с силовым цилиндром непосредственно или через двуплечий рычаг, характер изменения нагрузки на привод будет в точности таким же, как и у силы сопротивления F. Поэтому наличие пикового значения нагрузки при закрытии затвора может вызвать стопорение гидравлического или пневматического привода, что часто наблюдается на практике. 
В приводе скользящих затворов обычно используют гидроцилиндры двухстороннего действия с односторонним выходом штока. Поскольку в процессе работы таких цилиндров усилия, развиваемые при выталкивании и втягивании штока, разнятся на 15 – 17 %,  диаметр их поршня рассчитывают из условия преодоления максимальной технологической нагрузки для случая втягивания штока. Одновременно с этим следует учитывать разницу скоростей движения штока в зависимости от направления его перемещения.
Необходимость в принятии указанных мер отпадает при замене поршневого гидроцилиндра  двухплунжерным. Усовершенствованный гидропривод затвора (рис. 3) состоит из двух плунжерного цилиндра, неподвижно закрепленного на монтажной плите соосно с затвором и помещенного внутрь рамки, имеющей возможность перемещения  в направляющих и посредством оси связанной  с подвижной обоймой затвора. Продольный  размер проема рамки  равен длине плунжерного цилиндра, когда один из его плунжеров полностью выдвинут, а другой полностью задвинут. Причем ход каждого из плунжеров равен ходу подвижной обоймы затвора. При поочередной подаче под давлением рабочей жидкости в одну из камер   цилиндра соответствующий плунжер воздействует своей торцевой частью на перемычку рамки, перемещая ее вместе с подвижной обоймой затвора из одного крайнего положения в другое. Второй плунжер в это же время под воздействием противоположной перемычки рамки вдавливается в полость своей камеры и вытесняет из нее рабочую жидкость. Проем рамки закрыт крышкой (условно не показана), благодаря чему поверхность плунжеров во время работы привода защищена от попадания абразивной пыли и не подвергается интенсивному износу  [14]. Механический привод шиберного затвора менее чувствителен  к  перегрузкам, возникающим в момент разрушения  движущейся огнеупорной плитой корки металла, застывшего на стенках канала ковшового затвора.   Благодаря специфическому характеру силовых процессов, протекающих при взаимодействии звеньев кривошипно-шатунного механизма, входящего в состав электромеханического привода затвора, вероятность стопорения последнего очень низка, так как при положениях механизма, близких к конечным,  плечо   силы  сопротивления, действующей на шатун, относительно  кривошипа очень мало, а момент, препятствующий его повороту, значительно меньше номинального момента, развиваемого  приводным двигателем. В связи с этим  пиковая нагрузка на него в начальный период закрытия затвора не передается, что способствует повышению надежности работы всей системы разливочного устройства ковша. 

 Вместе с этим  к недостаткам такого привода следует  отнести  наличие расклинивающей силовой нагрузки, действующей на элементы конструкции  скользящего затвора из-за отклонения продольной оси шатуна на определенный угол от направления поступательного перемещения  подвижной обоймы. Для уменьшения боковой составляющей силы, передаваемой шатуном, в состав электромеханического привода, как правило,  дополнительно вводят двуплечий рычаг и тягу или прямило, что влечет увеличение габаритов  шиберной системы. В результате поиска технического решения, направленного на устранение указанного недостатка, разработан вариант модернизированной конструкции электромеханического привода (рис. 4). Он содержит электродвигатель,  кинематически связанный с быстроходным валом 1 редуктора, включающего корпус 2 коробчатой формы с двумя внутренними продольными стенками 3.  В стенках  размещены подшипниковые опоры зубчатых передач 4 и тихоходного одноколенного вала 5, снабженного шатуном 6. На шейках 7 этого вала неподвижно закреплены зубчатые колеса 8, находящиеся во внутреннем зацеплении с зубчатыми венцами 9, выполненными во внутренних продольных стенках 3. При этом шейки установлены эксцентрично с возможностью вращения в дисках 10, снабженных зубчатыми венцами и размещенных  в опорах, выполненных во внутренних продольных стенках соосно с зубчатыми венцами  внутреннего зацепления. Причем радиус кривошипа одноколенного вала 5  и эксцентриситет его шеек  относительно осей  дисков 10 равны радиусу делительных окружностей зубчатых колес 8, который в свою очередь равен половине радиуса делительной окружности  зубчатых венцов 9 внутреннего зацепления. Благодаря  таким соотношениям геометрических параметров элементов редуктора привод функционирует  по принципу действия гипоциклоидального механизма,  что обеспечивает прямолинейное возвратно-поступательное движение шатуна 6 и исключает возможность появления  нагрузок на связанную с ним подвижную. обойму  затвора 11, способных вызвать образование зазора между рабочими поверхностями огнеупорных плит [15].

 Таким образом, полученные уточненные зависимости для расчета основных энергосиловых параметров систем скользящих затворов позволили обосновать допустимые значения нагрузок на их элементы во время сборки и эксплуатации, выбрать оптимальные технические решения при проектировании перспективных образцов разливочных устройств шиберного типа, а также гидравлических и электромеханических приводов, которые способствовали повышению эффективности применения   сталеразливочных ковшей, используемых  в составе комплекса оборудования установок "ковш-печь" и высокоскоростных машин непрерывного литья заготовок.  
  Литература
        	Золотухин В.И., Соломин Н.П., Полубесов С.Г. Шиберные системы 
     нового поколения // Металлург.- 2000.-№ 1,- С. 40 – 42. 
        	Отечественные ковшовые затворы нового поколения / С.П. Еронько,
     А.Н. Смирнов, А.Ю. Цупрун и др. // Металлургическая и горнорудная  
     промышленность.- 2005.- № 1.- С. 95 – 100.
 Еронько С.П., Быковских С.В. Разливка стали: Оборудование. 
     Технология.- К.: Техніка, 2003.- 216 с.
   
	Исследование и разработка эффективной системы двухплитного скользя-
     щего затвора балансирного типа / С.П. Еронько, В.Я. Седуш, Е.В. Ошовская  
     и др. // Теория и практика металлургии.- 2002.- № 5 – 6.- С.75 – 79.
   
	Расчет   усилий  в  элементах    скользящего    ковшового      затвора /
     В.Н. Шестопалов, В.И. Мачикин, М.З. Левин  и др. // Изв. вузов. Черная 
     металлургия.- 1985.- № 2.- С. 135 – 138.
	Еронько С.П. Рациональные системы скользящих затворов // Металлург.- 
     2003.- № 4.- С. 45 – 47.
Еронько С.П. Совершенствование системы  шиберного затвора для выпускного канала  дуговой сталеплавильной печи // Металлургическая и горнорудная промышленность.- 2001.-№ 2.- С. 98-100.  
	Повышение эффективности работы и надежности шиберных затворов при 
     разливке стали / Л.Н. Боканова, В.Ф. Берзов, А.А. Зубакин и  др. // Сталь.-
     1992.- № 5.- С. 37 – 39.
Исследование напряженного состояния плит шиберного затвора / 
     С.П. Еронько, Н.Т. Лифенко, Р.В. Руденко и др. // Металлургическая и 
     горнорудная промышленность.- 2000.- № 2.- С. 90 – 93.
Моделирование напряжений в плитах скользящих затворов методом 
     конечных   элементов /  С.П. Еронько,  Е.В. Ошовская,   С.В. Быковских и 
     др. // Металл и литье Украины.- 2002.- № 7- 8.- С. 39 – 42.
   
	Еронько С.П., Ошовская Е.В., Цупрун А.Ю. Исследование напряженно-
     деформированного состояния огнеупорных плит ковшовых затворов // 
     Металл и литье Украины.- 2006.- № 7 – 8.- С. 16 – 19.
	Исследование предельно опасных нагрузок в элементах трехплитного
     ковшового затвора / С.П. Еронько, Р.В. Руденко, Е.В. Ошовская и др. // 
     Межвузовский тематический сборник научных трудов "Защита 
     металлургических  машин   от   поломок".- Мариуполь: ПГТУ.- 1999.-
     Вып. 4.- С. 100 – 108.
	Машины и агрегаты металлургических заводов. В 3-х томах. Т. 3. 
    Машины и агрегаты для производства и отделки проката / А.И. Целиков, 
    П.И. Полухин, В.М. Гребеник и др.- М.: Металлургия, 1981.- 576 с.
	Огнеупорное производство. Справочник / Под ред. Д.И. Гавриша. В 2-х
     томах. Т. 2.-М.: Металлургия, 1965.- 584 с. 
	Еронько С.П. Совершенствование системы скользящего затвора для 
     выпускного канала дуговой сталеплавильной печи // Металлургическая и 
     горнорудная промышленность.- 2001.- № 2.- С. 98 - 100.   
	
.  Еронько С.П. Совершенствование электромеханического привода 
     скользящего затвора для дозированной подачи металла // Металлург.- 
     2002.- № 3.- С.51 – 52.
    |