ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ, СТРУКТУРА И ПЕРСПЕКТИВЫ

Сапаров Ф.А., Муза Д. Е.
Донецкий национальный технический университет


Электронная библиотека

      Антропология техника.В современном мире человек живет в парадоксальной ситуации: он считает, что техника является губительной силой для человека , но и не отрицает того, что она составляет основу его существования, является частью самого человека, как его руки, его глаза и уши.

      Антропология техника (антропология в переводе с греческого - учение природе человека; техника искусства, мастерство, умение) подразумевает, что техника не является чем-то не гуманным, а представляет собой естественную и существенную составную часть человека, так сказать, продолжение его биологических органов, которая умножает его способность накапливает опыт и, действую, вмешивается в действительность. Та идея, что при развитии технических орудий речь идет об органопроекции, было впервые развита Эрнстом Капом (1877), но даже он не думал о том, какое обратное воздействие эти новые искусственные органы будет иметь на дальнейшее развитие человека.

      Современная антропология техники изучает такие вопросы:

      -технического образования и воспитания;

      -формирования системы ценностей, сочетания интеллектуальных и нравственных начал в человеке;

      -роли человека в развитии техники, её социально-полезного использования;

      -распространение технических знаний и рациональное осмысление пределов технического роста;

      -поиск новой концепции взаимодействия человека и природы, нового «технического поведения» в современном мире.

      Хотя некоторые философы и говорят об отсутствии систематически разработанной философской традиции в рамках философии техники, все же с такой оценкой состояния дел в данной отрасли философии согласиться трудно. Все более явным становится круг проблем философии техники, уточняется и технического прогресса, формируется и развертываются различные исследовательские программы, а тем самым и разные традиции в философии. Причем, все философы подчеркивает техника – это сложный социокультурный феномен, в мающиеся своим многомерностью. Этот еще больше осложняет философский анализ техники.

      Однако сегодня мы начинаем сознавать, что стремительное технические развитие наталкивается на границы и что она имеет определенную цену. Экспоненциальный рост числа людей, усиленный повышением жизненных требований, наталкивается на ограниченные размеры планеты и на ограниченность запасов сырья. На эти материальные пределы убедительно и в своих основных высказываниях неопровержимо указал Римский клуб еще семидесятых годы XX века.

     Люди и машины должны жить в согласии. В это согласие человек вкладывается знания, образованность, рабочие навыки и умения, профессиональную компетентность. Вклад же машин – сила, точность быстрота, производительность. Чем совершение машины, тем выше требования к человеку. Но проблема сотрудничества людей и машин далеко не проста. Человек обладает уникальными, но ограниченными психическими, физиологическими и другими возможностями. Поэтому «подгонять» людей под машины бессмысленно. Разумнее приспосабливать машины к человеку. Как и поступали с незапамятных времен. Древний мастер делал лук и стрелу. Как и поступали с незапамятных времен. Соизмерял упругость лука с силой человека, а длину стрелы-с размахом его рук.

     Не секрет также, что техника является средством самореализации человека. Поворот от расширения сферы применения техники к ее интенсификации может поднять нас на новый уровень развития сознания, как это имело место при неолитической революции, при которой происходил переход к оседлому образу жизни, все еще считавшийся наиболее резким переломом в культурном развитии человека. Предпосылкой для такого продвижения вперед служит, однако, переориентация по отношению к тому, что считается ценным. И техника всегда поставляет лишь средства для достижения чего-либо, она, как и наши руки, имеет лишь служебную функцию, цели же мы должны находить в нас самих. Если мы не хотим потерпеть фиаско с техникой, то это изменение сознания должно будет найти свое воплощение прежде сего в педагогике.

      В этот смысле гуманизация и гуманитаризация сознания инженеров, инженерно-технических роботников и указавжыцев становится важнейшей нормой их подготовки. Кроме того, можно говорить о воспитании экономической доминанты сознания современных представителей технических специальностей.

Литература

  1. Философия и техника/ Ф.Рапп.- Москва Издательство. 1989. 320 стр.

  2. Философия техники/ В.М.Розин Москва Издательство 2001. 236 стр.

  3. История науки техники/ В.С.Поликарпов., Ростов на Дону 1998.352 стр.


Электронная библиотека