МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ ПО УПРАВЛЕНИЮ КАЧЕСТВОМ ИСО 9000: 2000 В УКРАИНЕ

Шелудешова А.


         Источник: доклад не был опубликован


         Стандарты ISO 9000 — это комплекс требований для обеспечения управления качеством продукции и услуг. Они включают базовые принципы построения работы компании, т.е. имеют отношение не к работе отдельных подразделений, отвечающих за контроль качества, а к компании в целом.

         ISO 9000 носит рекомендательный характер и используется при подготовке национальных стандартов управления. В случае принятия его национальными службами стандартизации, ISO 9000 получает двойное наименование — международное и национальное. На сегодняшний день в таком виде он принят более чем в 50 странах.

         Согласно нормам и правилам, принятым в большинстве промышленно развитых стран — государствах ЕС, США, Канаде и др. — предприятие-производитель продукции должно приложить все усилия по созданию доверительных отношений между ним и потребителем. Такие отношения выражаются в восприятии потребителем продукции компании как безусловно качественной. Именно такой подход был положен в основу принятого Европейским сообществом документа — Глобальной концепции законодательного обеспечения качества товаров и услуг на европейском рынке.

         Упомянутая концепция основана на трех принципах:
- система менеджмента качества у изготовителя;
- проверка продуктов через испытательные лаборатории;
- единая оценка соответствия качества (сертификация).

         Помимо сертификации продукции, Глобальная концепция ЕС предписывает применение системы управления качеством как гарантии стабильного качества произведенных продуктов. С этой целью и был создан комплекс стандартов, который описывает составляющие и структуру такой системы управления, а также требования к ее элементам — так называемые нормы семейства ISO 9000.

         Рекомендации и требования международных стандартов семейства ISO 9000 направлены на удовлетворение интересов потребителя. Интересно то, что нормы ISO 9000 не содержат четких и исчерпывающих инструкций в отношении того, как именно должно осуществляться производство товаров (выполнение работ, оказание услуг). Эти стандарты представляют собой задачи системы качества, которые предприятию предстоит решить.

         Концепция семейства стандартов ISO 9000 основана на следующем утверждении: организация создает, обеспечивает и улучшает качество продукции при помощи ряда процессов, которые в свою очередь должны подвергаться анализу и постоянному усовершенствованию. При этом у каждого процесса в организации должен быть «владелец», то есть лицо, несущее ответственность за этот процесс. В его функции входит информирование всех участников процесса об их обязанностях, полномочиях и ответственности, а также организация взаимодействия нескольких функциональных подразделений предприятия для решения возникающих проблем.

         Область применения семейства стандартов ISO 9000 не ограничивается производством. Подход к универсализации качества, закрепленный нормами ISO 9000, предполагает, что деятельность любой организации, будь то производитель или дистрибьютор какой-либо продукции, может быть представлена как система процессов. В этой системе на входе имеются определенные ресурсы (как материальные, так и трудовые, интеллектуальные и др.), а на выходе — различная продукция.

         Несмотря на то, что вопросами по управлению качеством на предприятиях начали заниматься практически с момента возникновения промышленного производства, только с середины 80-х годов весь прогрессивный опыт менеджмента качества был сконцентрирован в международных стандартах ISO серии 9000. Краткая их история создания такова.

         В 1977 г. Немецкий институт стандартизации внес предложение об унификации национальных стандартов. С этой целью в 1980 г. был основан Технический комитет «Управление качеством и обеспечение качества» — ISO/TK-176.

         В 1987 г. этим комитетом была разработана первая версия стандартов ISO 9000 (Quality management systems — Системы менеджмента качества) по системам качества организаций. В ее основу был положен стандарт BS 5750 Британской организации по стандартизации, который, в свою очередь, брал свое начало от американских стандартов качества на готовую продукцию MIL — Q9858, принятых в конце 50 годов Министерством обороны США.

         В 1994 г. вышла вторая версия переработанных стандартов ISO 9000. В 2000 г. была издана третья версия ISO 9000:2000.

         Целью стандартов ISO 9000 являлось повышение качества продукции и конкурентоспособности предприятия.

         Стандарты ISO 9000 на системы качества давно стали правилом взаимоотношений практически во всех странах мира. Необходимость предоставления сертификата на систему качества поставщика, подтверждающего ее соответствие стандартам ISO 9000, является в ряде случаев обязательным условием при заключении контрактов на поставку продукции.

         По идеологии международных стандартов ISO серии 9000 система качества должна быть взаимоувязанной со всеми видами деятельности предприятия, определяющими качество продукции. Ее действия распространяются на все этапы жизненного цикла продукции и процессы, от первоначального выявления потребностей рынка до конечного удовлетворения установленных требований.

         Нормы и требования ISO 9000 наиболее часто применяются в четырех типичных ситуациях. Во-первых, как методический материал при создании системы качества на предприятии. К примеру, завод — производитель какой-либо продукции может не ставить перед собой задачу официального признания своей технологии управления качеством как соответствующей ISO 9000, однако использовать ее полностью либо отдельные составляющие в процессе выпуска продукции. Зачастую это позволяет повысить конкурентоспособность организации, экономическую эффективность ее деятельности.

         Во-вторых, соответствие стандартам ISO 9000 может служить доказательством качества при заключении контракта между поставщиком и потребителем какой-либо продукции. Например, компания — дистрибьютор какого-либо продукта при подготовке соглашения с заводом-изготовителем имеет возможность оговорить, что определенные процессы и элементы системы управления качеством на предприятии-поставщике должны соответствовать требованиям ISO 9000.

         В-третьих, потребитель (особенно при межкорпоративных сделках) может изъявить желание тем или иным способом оценить систему качества на предприятии. Зачастую при этом в качестве базы сравнения выступают именно стандарты ISO 9000. В этом случае наиболее оправданным для поставщика является заблаговременное получение официального подтверждения соответствия стандартам ISO 9000.

         В-четвертых, стандарты ISO 9000 в Европе применяют при регистрации и сертификации системы качества органом по сертификации. При этом производитель обязуется поддерживать соответствие системы качества нормам ISO 9000, а оценка качества потребителем может не проводиться или проводиться более либерально.

         Производитель может быть вовлечен в ситуации всех четырех типов одновременно — когда и закупки, и продажи осуществляются как в рамках контракта, где прямо оговорены требования к обеспечению и системам качества, так и вне контрактной ситуации (способность поставщика к выпуску качественной продукции удостоверена, например, независимым органом по сертификации).

СТАНДАРТЫ ISO 9000 В УКРАИНЕ

         После выхода третьей версии стандартов ISO 9000:2000 в Украине был сделан идентичный перевод. Они были изданы уже в качестве национальных стандартов и имели следующий вид:

- ДСТУ ISO 9000:2001. Системи управління якістю. Основні положения та словник (ISO 9000:2000, IDT);
- ДСТУ ISO 9001:2001. Системи управління якістю. Вимоги (ISO 9001:2000, IDT);
- ДСТУ ISO 9004:2001. Системи управління якістю. Настанови щодо поліпшення діяльності GSO 9004:2000, IDT);
- ДСТУ ISO 19011:2003. Настанови щодо здійснення аудитів систем управління якістю i (або) екологічного управління (ISO 19011:2002, IDT) — На заміну ДСТУ ISO 10011-1-97, ДСТУ ISO 10011-2-97, ДСТУ ISO 10011-3-97, ДСТУ ISO 14010-97, ДСТУ ISO 14011-97, ДСТУ ISO 14012-97.

         Практика использования стандартов ISO 9000 становится особенно актуальной для украинских предприятий в настоящее время в условиях интеграции в европейские и другие организации. Поэтому ориентир на стандарты серии ISO 9000 является для них просто «входным билетом», т.е. минимальным уровнем требований для вхождения в международный рынок.

         До настоящего времени работы по распространению стандартов ISO 9000 проходили медленно. Лишь в последнее время в преддверии вхождения Украины во Всемирную торговую организацию (ВТО), деятельность предприятий в этом направлении существенно активизировалась. Так, по материалам «Bureau VERITAS», если за период с 1995 г. по 2002 г. в Украине было сертифицировано 311 компаний, то уже через два года к концу 2004 г. это количество возросло до 1500, а к концу 2005 г. – составило около 2000 предприятий.

         Многие предприятия и организации разрабатывают и совершенствуют свои системы управления качеством при научно-методической помощи специализированных отечественных и зарубежных фирм, таких как УкрСЕПРО (Украина), Бюро VERITAS (Франция), TUV CERT (Германия), TNO (Нидерланды), Морской регистр судоходства (Россия), ИнтерСертифика (Россия) и др.

         Причинами, сдерживающими распространение общепризнанных во всем мире сертификатов на соответствие стандарту ISO 9001 среди украинских предприятий, являются:
1. Незначительный рост объемов производства в большинстве отраслей народного хозяйства и слабый платежеспособный спрос на продукцию вообще.
2. Отсутствие денег на разработку систем качества и проведение сертификации у предприятий.
3. Недостаточная пропаганда преимуществ международных стандартов ISO 9000.
4. Незначительная часть предприятий, выпускающих продукцию на экспорт, где требуют сертификат ISO 9001.
5. Кроме того, играет роль и факт государственного невмешательства во взаимоотношения по поводу качества. (Так, например, в России Министерство обороны издало указания для предприятий, выпускающих военную продукцию, работать только с теми поставщиками, у которых внедрены системы качества, соответствующие стандарту ISO 9001).
6. Реальная неподготовленность подавляющего большинства работников к методам управления качеством. Вспомним, что в Японии в результате повсеместного обучения, статистические методы управления качеством знал практически каждый школьник. К. Исикава до предела упростил эти методы, что позволило сделать их доступными большинству населения.

         Руководители всех украинских предприятий, которые внедрили, внедряют или намерены внедрить стандарт ISO 9001 по требованию заказчика или по какой-либо другой причине, должны учитывать, что они делают лишь первый шаг в направлении создания системы качества. Но и на этом этапе она может приносить прибыль, способствуя достижению определенных целей.

         Условия, в которых работают украинские предприятия, значительно отличаются от тех, в которых находятся компании развитых стран. Они ближе подходят к ситуации, складывающейся в России.

         Анализируя опыт российских компаний, специалисты по качеству делают вывод о том, что создание систем менеджмента качества на соответствие стандарту ISO 9001, должно увязываться в некоторую общую методологию. Она должна предусматривать реальную оценку стартовых условий, определенные этапы и последовательность работ по качеству по пути перестройки всей корпоративной культуры на принципах всеобщего менеджмента качества (TQM).

         Подобная методология должна быть разработана и для украинских предприятий. Основные причины слабого внедрения систем менеджмента качества:
1. Недостаточная эффективность организационной структуры, общей нормативной культуры, стилей и методов менеджмента.
2. Недостаточно высокий уровень профессионализма менеджмента на предприятиях Украины.
3. Недостаточное внимание руководства предприятий ко всей важности проблем качества.

         Надо сказать, что подобные причины, имеющие место в послевоенной Японии, и побудили Э.Деминга разработать новый подход к управлению предприятиями. Поэтому в настоящее время для Украины более важным фактором может стать не только стремление к получению сертификата, а разработка и внедрение современных систем менеджмента качества для тщательного выявления дефектов, улучшения качества и повышения конкурентоспособности продукции.

         В последние годы в стране вопросы повышения качества все активнее начинают ставиться на государственном уровне. Так, издан Указ Президента Украины от 23.02.2001 г. № 113 «Про заходи щодо підвищення якості вітчизняної продукції», утверждена распоряжением Кабинета Министров Украины от 17.09.2001 г. № 447-р «Концепція державної політики у сфері управління якістю продукції (товарів, робіт, послуг)», принято распоряжение Кабинета Министров Украины от 31.03.2004 г. № 200-р «Про затвердження плану заходів щодо реалізації Концепції державної політики у сфері управління якістю продукції (товарів, робіт, послуг)», издан Указ Президента Украины от 13.07.2005 г. № 1105/2005 «Про заходи щодо вдосконалення діяльності у сфері технічного регулювання та споживчої політики».

         О постановке вопросов качества как национальной идеи говорилось уже давно. Отрадно, что и эти вопросы стали объектом внимания общественности. Так, в мае 2003 г. в г. Киеве был проведен III Всеукраинский съезд качества под лозунгом «Качество как национальная идея Украины», на котором был поставлен вопрос о необходимости разработки национальной идеи, основанной на приоритете качества.

         Внедрение стандартов ДСТУ ISO 9000 — это тяжелая, но интересная работа. Внедрение этих стандартов связано с необходимостью приобретения новых знаний, навыков, с освоением прогрессивных методов работы. Для многих работников, и в первую очередь для руководителей и специалистов, деятельность по освоению стандартов ДСТУ ISO 9000 — это творческая работа, которая дает возможность удовлетворить потребности в самовыражении. Она дает работникам организации реальную перспективу перейти от чисел и призывов «делать качество» к использованию приемов и методов, основанных на логике здравого смысла и достижениях мировой науки и практики. Эта работа дает возможность перебороть иррациональные подходы к качеству и идеологические барьеры, сформированные в прошлом, отойти от формального отношения к работе по обеспечению качества и стимулировать активность организации относительно достижения качественных результатов, привлечь деятельность организации к подходам решения проблем качества мирового уровня.


Использованная литература:

1. Шаповал М.І. Менеджмент якості. — К.: Знання, 2006. — 471 с.
2. Момот А.И. Менеджмент качества и элементы системы качества. — Донецк.: Норд-Пресс, 2005. — 320 с.
3. Интернет-источники.