СИСТЕМА ВСЕОБЩЕГО УПРАВЛЕНИЯ ОБОРУДОВАНИЕМ (ТРМ)

Шелудешова А.


         Источник: работа не была опубликована


ПОЯВЛЕНИЕ ТРМ

         Словосочетание Total Productive Maintenance (TPM) родилось в 60-е годы прошлого столетия в Японии. Наиболее точно этот термин переводится как продуктивное обслуживание (или поддержание) оборудования с участием всего персонала.

         В самом названии системы ТРМ (Total — Всеобщее, Productive — Производительное, Maintenance — Обслуживание) дается определение обслуживания: оно всеобщее, т. е. в него вовлечены все сотрудники; продуктивное, иными словами, приносящее большую выгоду по сравнению с традиционными подходами. Само обслуживание понимается как деятельность по повышению производительности и надежности оборудования.

         Ключевым моментом системы ТРМ является передача функций по обслуживанию и ремонту оборудования тем, кто непосредственно на нем работает — операторам и т.п.

         С начала 90-х годов система ТРМ быстро распространилась в западных странах, поскольку она способствовала увеличению мощности и производительности оборудования, улучшению качества продукции, повышению производственной безопасности, а также улучшению морального климата во всех отраслях промышленности и в сфере услуг.

         Система ТРМ оказала сильное влияние на улучшение деятельности по управлению качеством и совершенствованию производства.

ЭВОЛЮЦИЯ СИСТЕМ ТРМ

         С начала 70-х годов система ТРМ претерпела значительные изменения.

         Изначально имелось пять направлений деятельности, которые сейчас называют первым поколением ТРМ. Система была нацелена только на повышение эффективности оборудования. В конце 80-х годов стало ясно, что даже если ТРМ действует в производственных подразделениях и ликвидированы потери шести основных видов, то все равно остается возможность совершенствования производства за счет ликвидации потерь из-за несбалансированной работы оборудования в составе сложных технологических линий или из-за нарушения производственного графика.

         Последовало создание второго поколения системы, где рассматривается весь производственный процесс и вводится дополнительное направление — улучшение работы обеспечивающих подразделений и повышение качества планирования производственной деятельности.

         Позднее разработчики системы ТРМ пришли к мнению, что путем налаживания бесперебойной работы оборудования можно улучшить деятельность всей компании. Это достигается за счет введения в систему ТРМ еще двух направлений: управления качеством продукции и повышения производственной безопасности. Этим характеризуется третье поколение системы ТРМ, включающее восемь направлений развертывания.

ЭТАПЫ ВНЕДРЕНИЯ ТРМ НА ПРЕДПРИЯТИИ

         За более чем 30-летнюю историю существования и развития системы ТРМ была выработана пошаговая процедура ее развертывания, которая реализуется от трех до десяти лет в зависимости от степени готовности предприятия.

         Объявлению о начале развертывания ТРМ предшествует подготовительный этап, включающий пять шагов, а также «нулевой» шаг — принятие руководством предприятия решения внедрить ТРМ.

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА ПРОДВИЖЕНИЯ ТРМ

         Развертывание ТРМ на предприятии начинается с формирования организационной структуры ее продвижения.

         Совет TPM — высший орган продвижения этой системы. В его состав входят руководители предприятия, менеджеры и специалисты. Руководит деятельностью Совета ТРМ избираемый председатель, которым обычно становится представитель высшего руководства предприятия. Советом ТРМ вырабатывается и уточняется политика предприятия в области развертывания системы ТРМ, цели и задачи ее продвижения, принимаются решения по текущим вопросам, контролируется их выполнение.

         Малые группы формируют в каждом подразделении предприятия. Здесь обсуждаются планы деятельности групп, ставятся цели, распределяется ответственность за их достижение, осуществляется текущий контроль деятельности. Участники малых групп вырабатывают модели самостоятельного обслуживания оборудования операторами, участвуют в осуществлении отдельных улучшений и ведут другие работы, предусмотренные типовой процедурой развертывания системы ТРМ.

         Тематические группы ведут деятельность по продвижению системы ТРМ. Они состоят из менеджеров и специалистов предприятия, разрабатывающих планы развертывания системы ТРМ и проводящих эти планы в жизнь.

         Например, цель деятельности тематической группы по направлению самостоятельного обслуживания оборудования операторами — обеспечить самостоятельное содержание операторами собственного оборудования в работоспособном состоянии, тематической группы по направлению отдельных улучшений — повышение эффективности использования ресурсов всех видов за счет рационализации и снижения или сведения к нулю потерь всех видов и т. д.

         Наряду с Советом ТРМ, тематическими группами и системой малых групп организационная структура продвижения ТРМ включает Секретариат ТРМ, который:
- обеспечивает работу Совета ТРМ, тематических и малых групп;
- организует обучение навыкам освоения системы ТРМ на каждом уровне организации;
- проводит информационные кампании с использованием досок объявлений, раздаточных материалов, плакатов и лозунгов;
- организует разработку базовых принципов, целей и генерального плана развертывания ТРМ, осуществляет контроль продвижения системы ТРМ;
- готовит график проверок состояния дел на предприятии высшим менеджментом и программу освоения системы самостоятельного обслуживания оборудования операторами;
- взаимодействует с внешними консультантами по правилам ТРМ, оценивает результаты выполненной работы и подает заявку на участие в конкурсе на присвоение звания «Лауреат ТРМ» или получения премии ТРМ.

ПРИМЕНЕНИЕ ТРМ В МИРЕ И В УКРАИНЕ

         Японская компания «Ниппон дэнсо», производившая автомобильное электрооборудование, в 1971 г. стала первым лауреатом премии ТРМ. С этого момента поощрение предприятий, добившихся наибольших успехов во внедрении ТРМ, стало в Японии ежегодным.

         В 1991 г. лауреатами премии ТРМ впервые стали иностранные компании — сингапурская «Нач индастриз» и бельгийское отделение «Вольво». Это стало началом международного признания эффективности данной системы. ТРМ получила распространение в отраслях, где состояние оборудования оказывает решающее влияние на уровень производительности, качества, травматизма, загрязнения окружающей среды. Сегодня среди тех, кто уже внедрил или внедряет ТРМ, помимо японских компаний, есть и американские, немецкие, и многие другие компании Европы, Южной Америки и Азии, а также Китая. Это «Истмен Кодак», «Форд», «Проктэр энд Гэмбл»; несколько заводов «Пирелли», группа «Дюпон» и др.

         Среди известных мировых производителей различных видов продукции многие успешно применяют систему ТРМ.

         Чаеразвесочная фабрика «Юнилевер Липтон Брюссель» — дочернее подразделение бельгийского филиала фирмы «Юнилевер Бестфудз», производящее около 3 миллиардов штук чайных пакетиков в год. Политика фирмы ориентирована на то, чтобы предприятие всегда занимало лидирующие позиции в отрасли. Для достижения этой цели в 1995 г. начато освоение ТРМ, что привело к повышению уровня производственной культуры всего персонала, увеличению объема выпуска продукции за 6 лет на 86%.

         Кондитерская фабрика «Сикисима Бэйкинг» состоит из 10 производственных подразделений в административных районах Японии. Она выпускает хлеб, традиционные японские и западные кондитерские изделия под известными в Японии торговыми марками Pacso и Shikishima, основанными на концепции «красоты и здоровья». На предприятии начали основывать ТРМ в 1993 г., после того, как в пищевой промышленности начался кризис. В 1997 г. предприятие получило премию JIPM «За отличие в использовании ТРМ». Вторая стадия освоения ТРМ началась в марте 1998 г., вместе со структурной перестройкой, чтобы сделать предприятие прибыльным, удобным для сотрудников, выпускающим качественную продукцию и использующим современные технологии. При переходе от первой стадии освоения ТРМ ко второй число случайных поломок оборудования сократилось на 5 %, показатель общей эффективности оборудования вырос до 93%, доходы возросли в 1,8 раза.

         Чаеразвесочная фабрика «Юнилевер Брук Бонд» входит в состав фирмы «Юнилевер Бестфудз» (Великобритания). Предприятие расположено в Манчестере, на нем постоянно занято 420 человек. Оно производит черный чай в пакетиках и пачках. Это самое передовое предприятие чаеразвесочной отрасли в Европе и, возможно, в мире. В последние 10 лет предприятием освоен выпуск нового продукта — чая в пакетиках пирамидальной формы. Внедрение ТРМ позволило увеличить производительность на 23%, сократить производственные отходы на 84%, снизить среднюю стоимость переработки тонны чайного листа на 18%.

         Завод Пирелли (Pirelli) (г.Хехст, Оденвальд) занимается производством шин для легковых автомобилей. Первые шаги по внедрению ТРМ здесь были предприняты в 1993 г. Среди прочего, рабочие были обучены самостоятельному техническому обслуживанию станков и установок. Благодаря этому удалось существенно сократить число поломок при эксплуатации оборудования, значительно снизить уровень брака, уменьшить стоимость текущего ремонта оборудования и поддержания его в исправном состоянии. Оказалось, что около 600 установок, на которых вводились улучшения, обладают огромным неиспользованным потенциалом. Достигнув 11 шага ТРМ2, на заводе фактически перешли от обслуживания оборудования к управлению им. Развертывание ТРМ позволило заводу компании Пирелли в Хехсте существенно улучшить многие производственно-технические показатели и тем самым повысить свою конкурентоспособность.

         Ford, Eastman Kodak, Harley Davidson, Daimler Chrysler, General Motors, Motorola, Philips, Bosch, Siemens, Kraft Foods и Colgate — все эти известные предприятия используют ТРМ, что помогает им быть лидерами в своих отраслях.

         Что касается стран бывшего СССР, здесь система ТРМ еще не получила массового признания, хотя уже начинает внедряться на некоторых предприятиях.

         Еще несколько лет назад в России не было известно ни одного предприятия, которое бы всерьез занималось этой проблемой. Сейчас можно смело назвать несколько российских предприятий, на которых уже разворачивают либо систему в полном объеме, либо рассматривают отдельные ее элементы. Это ОАО «Большевик» (кондитерская фабрика, Москва), ОАО «КАМАЗ», ОАО «Северсталь», Калужская пивоваренная компания, завод «Автоприбор».

         Первой украинской компанией, которая не понаслышке знает, что такое ТРМ, считается производитель продуктов питания «Чумак».

         Вначале решили попробовать внедрить программу ТРМ на двух линиях Каховского консервного завода.

         Из десятка существующих линий для эксперимента были выбраны линии по производству подсолнечного масла, а также соусов и кетчупов в стеклянной банке как одни из наиболее проблемных. Это было в январе 2005 г. Спустя 11 месяцев проект ТРМ стал общезаводским, а это свидетельствует о том, что эксперимент на двух первых линиях удался.

         Процесс внедрения ТРМ на данном предприятии займет еще немало времени. Однако то, что в нашей стране начали осознавать актуальность данной проблемы, уже говорит о значительном шаге вперед.