Библиотека

Затраты на качество и их классификация

Момот А.И.
Менеджмент качества и элементы системы качества

      Источник: Момот А.И. Менеджмент качества и элементы системы качества: Учебник. – 2-е изд., доп. и расш. – Донецк: Норд-Пресс, с. 166-174.


      В соответствии с определением понятия «качество», понесенные на него затраты должны реально обеспечивать выполнение ожиданий потребителя.
      Однако, что же представляют собой затраты на качество и как они возникают? А.Фейгенбаум затраты на качество подразделял на следующие группы:

  • Профилактические, в том числе планирование качества, т.е. затраты, связанные с какой-либо деятельностью, которая снижает или полностью предотвращает возможность появления дефектов или потерь.
  • Затраты на проверки, в том числе на инспекцию, т.е. затраты на определение и подтверждение достигнутого уровня качества.
  • Внутренние потери, в том числе затраты на полный брак и переделки, т.е. затраты, понесенные внутри организации, когда оговоренный уровень качества не достигнут, т.е. до того, как продукт был продан.
  • Внешние потери, в том числе затраты на обслуживание претензий, и гарантий и т.д., когда оговоренный уровень качества не достигнут, т.е. после того, как продукт был продан.

          Сумма всех этих затрат будет равна общим затратам на качество.
          Однако следует учитывать, что распределение затрат на эти группы очень условно. И в разных организациях могут использоваться свои методики подсчета. Но это не существенно, поскольку классификация и анализ затрат на качество – внутренняя деятельность каждого предприятия. Достаточно, что бы было полное согласование внутри предприятия по выбранным видам и категориям затрат. Категории затрат должны быть постоянными не дублировать друг друга.
          Оценка эффективности системы качества с точки зрения экономических последствий осуществляется на этапе планирования качества продукции.
          В соответствии с требованиями ISO 9004:1994 затраты на качество подразделяются на производственные и непроизводственные.


    Производственные затраты на качество

          Производственные затраты на качество – затраты предприятия с целью достижения и обеспечения требуемого уровня качества. Они включают:

  • Затраты на предупредительные действия (на соответствие).
  • Затраты на устранение дефектов (на несоответствие).

          Затраты производителя на предупредительные действия, в свою очередь, подразделяются на:

  • затраты на мероприятия, предупреждающие появление несоответствий и дефектов;
  • затраты на обнаружение несоответствий и дефектности, возникающих в процессе проектирования и производства продукции, с целью их устранения до момента ее реализации потребителю (расходы на инспекцию).

          Затраты на мероприятия, предупреждающие появление несоответствий и дефектов, включают в себя следующие виды затрат:

    1. Управление качеством: затраты на разработку, внедрение и поддержание системы качества, так как функционирование системы качества способствует снижению риска потребителя получить продукцию, не соответствующие его требованиям; затраты на планирование системы качества; затраты на преобразование ожиданий потребителя по качеству в технические характеристики материала, процесса, продукта.
    2. Управление процессом: затраты на установление средств управления процессом; затраты на изучение возможностей процесса; затраты на осуществление технической поддержки производственному персоналу в применении и поддержании процедур и планов по качеству.
    3. Планирование качества другими подразделениями: затраты, связанные с деятельностью по планированию качества, выполняемой персоналом, не подчиняющимся руководителю подразделения по качеству.
    4. Контрольное и измерительное оборудование: затраты, связанные с разработкой и усовершенствованием всего контрольного и измерительного оборудования (приборов); затраты, связанные с обслуживанием и калибровкой всего оборудования (приборов); затраты, связанные с обслуживанием и калибровкой технологической оснастки, приспособлений, шаблонов и образцов, имеющих прямое отношение к качеству продукции. (В данную категорию не включаются затраты, связанные со стоимостью изготовления или амортизации этого оборудования).
    5. Обеспечение качества поставок: затраты на оценку потенциальных поставщиков и материалов перед заключением договоров на поставки; затраты, связанные с технической подготовкой проверок и испытаний закупленных материалов; затраты на техническую поддержку поставщиков, направленную на помощь им в достижении ожидаемого качества.
    6. Аудит системы качества: затраты на внутренний аудит качества; затраты на аудит системы качества потребителем, его агентом или другим уполномоченным органом.
    7. Программа улучшения качества: затраты, связанные с внедрением программ улучшения, наблюдением за ними и составлением отчетов, включая затраты на сбор и анализ данных, составление отчета по затратам на качество.
    8. Обучение вопросам качества: затраты на внедрение, развитие и функционирование программы обучения персонала всех уровней вопросам качества.
    9. Другие затраты, в том числе: заработная плата секретарей и служащих, организационные и другие расходы, которые непосредственно связаны с предупредительными мероприятиями.

          Затраты на обнаружение несоответствий и дефектов (расходы на инспекцию) включают в себя:

    1. Проверки и испытания: оплата работ инспекторов и испытательного персонала, при плановых проверках производственных операций. (Повторные проверки отбракованных элементов, их испытания, сортировки и т.д. не включается).
    2. Проверки и испытания поставляемых материалов: оплата работ инспекторов и испытательного персонала, связанных с закупленными у поставщиков материалами, включая инспекторов и служащих различного уровня; затраты на лабораторные испытания, выполняемые для оценки качества поставляемых материалов; затраты, связанные с работой инспекторов и испытательного персонала, проводящих оценку материалов на производстве поставщика.
    3. Материалы для тестирования и проверок: стоимость расходных материалов, используемых при контроле и испытаниях; стоимость материалов, образцов и т.п., подвергнутых разрушающему контролю. Однако сюда не включается стоимость испытательного оборудования.
    4. Контроль процесса: оплата труда персонала, не подчиняющегося управляющему по качеству, выполняющего контроль и испытания на производственных линиях.
    5. Прием продукции для заказчика: затраты на запуск и тестирование готовой продукции на производстве для сдачи ее заказчику перед поставкой; затраты на приемочные испытания продукции у заказчика до ее сдачи.
    6. Проверка сырья и запасных частей: затраты на контроль и испытание сырья, запасных частей и т.п., связанные с изменениями технических требований проекта, чрезмерным временем хранения или неуверенностью, вызванной другими проблемами.
    7. Аудит продукта: затраты на проведение аудита качества технологических операций либо в процессе производства, либо по конечному продукту; затраты на все испытания на надежность, которые проводятся на произведенной продукции; затраты на подтверждение качества продукта внешними органами, такими как страховые компании, правительственные агенты и т.д.

          Сюда будут относиться: расходы на проведение контроля проектирования; входного контроля материалов и комплектующих изделий; контроля за состоянием технологического оборудования; оперативного контроля при изготовлении; приемочного контроля готовой продукции; расходы на приобретение, эксплуатацию контрольно-измерительного и испытательного оборудования; расходы на приемо-сдаточные испытания готовой продукции; расходы на разработку и внедрение системы контроля.
          Расходы производителя на устранение дефектов включают:

  • Затраты на устранение дефектов до передачи продукции потребителям (внутренний брак) и доведение ее до надлежащего качества.
  • Дополнительные затраты на исправление дефектов, обнаруженных после приобретения продукции потребителями (внешний брак).

          К затратам на устранение дефектов, выявленных до момента передачи продукции потребителям (внутренний брак) можно отнести следующие расходы:

    1. Отходы: стоимость материалов, которые не отвечают требованиям качества и затраты на их утилизацию и вывоз. (Не включается ликвидационная стоимость отходов производства. Не учитывается также стоимость отходов, вызванных перепроизводством, моральным устареванием продукции или изменением конструкции по требованию заказчика).
    2. Переделки и ремонт: затраты, возникшие при восстановлении изделий (материалов) до соответствия требованиям по качеству посредством либо переделки, либо ремонта, либо и тем и другим; затраты на повторное тестирование и инспекции после переделок или ремонта.
    3. Потери: затраты на определение причин возникших несоответствий требованиям по качеству.
    4. Взаимные уступки: затраты на допуск к применению тех материалов, которые не отвечают техническим требованиям.
    5. Снижение сорта: затраты, возникшие вследствие снижения продажной цены на продукцию, которая не отвечает первоначальным техническим требованиям.
    6. Отходы и переделки, возникшие по вине поставщиков: затраты, понесенные в том случае, когда после получения от поставщика обнаружилось, что поставленные материалы оказались не годными.

          Расходы на устранение внутреннего брака тоже входят в себестоимость продукции и, соответственно, в цену товара, а потом покрываются за счет потребителя.
          Дополнительные затраты на исправление дефектов, обнаруженных уже после приобретения их потребителями (расходы на внешний брак). Сюда будут относиться следующие расходы:

    1. Продукция не принятая потребителем: затраты на выявление причин отказа заказчика принять продукцию; затраты на переделки, ремонт или замену не принятой продукции.
    2. Гарантийные обязательства: затраты на ремонт в течение гарантийного срока эксплуатации; затраты на замену изделий, вышедших из строя в течении гарантийного срока; расходы на выяснение причин неисправности и т.д.
    3. Отзыв и модернизация продукции: затраты на проверку, модификацию или замену уже поставленной потребителю продукции, когда имеется подозрение или уверенность в существовании ошибки проектирования или изготовления.
    4. Рекламации: затраты, вовлеченные в исследование причин возникновения жалоб потребителей на качество продукции; затраты, привлеченные для восстановления удовлетворенности потребителя; затраты на юридические споры и выплаты компенсаций.

    Непроизводственные затраты на обеспечение качества

          Затратами на обеспечение качества вне производства являются расходы, связанные с подтверждением качества продукции и предъявлением потребителю объективных доказательств этого качества. Они включают конкретные и дополнительные средства по обеспечению качества, мероприятия, процедуры, данные, демонстрационные испытания и отдельные и дополнительные оценки, проводимые признанными и независимыми испытательными органами.
          Ниже в табл. 1 приведен относительный удельный вес отдельных расходов на качество в среднем по предприятиям.
          Затраты на качество на многих американских и европейских компаниях достигают 10 % от сумм общего объема продаж. Внедрение эффективной системы управления качеством, работающей по принципу предупреждения, а не обнаружения дефектов, позволяет снизить уровень затрат на качество до 2, 5 %.
          Чем выше уровень капиталовложений в управление качеством (и чем выше в них доля затрат на предупреждающие действия), тем меньше убытков от брака. И соответственно, наоборот, с уменьшением вложений в управление качеством убытки от брака увеличиваются.

    Таблица 1. Относительный удельный вес отдельных расходов на качество
    № п/п Виды расходов на качество Удельный вес от общих расходов на качество (%)
    1 Расходы на предупредительные мероприятия 0,5…5
    2 Затраты на обнаружение дефектов (инспекция) 10…50
    3 Затраты на устранение дефектов до передачи продукции потребителям (внутренний брак) 25…40
    4 Затраты на исправление дефектов после приобретения продукции потребителями (внешний брак) 25…40

          Специалистами шведской ассоциации по качеству Сэндхольма был сделан анализ суммарных затрат на качество до и после построения системы менеджмента качества. Исследования проводились среди предприятий разной отраслевой направленности и объемов производства. В процессе исследования были выделены две группы предприятий: компании, работающие на традиционной основе (не внедрившие систему менеджмента качества); компании, перешедшие на новые методы управления (внедрившие и сертифицировавшие систему менеджмента качества на соответствие МС ISO 9000).
          Анализ подтвердил предположение о том, что использование стандартов ISO 9000 позволяет снизить суммарные затраты на качество. Произошло не только снижение общих затрат, но и перераспределение в пользу предупредительных расходов.

  •       Литература

  • Момот А.И. Менеджмент качества и элементы системы качества: Учебник. – 2-е изд., доп. и расш. – Донецк: Норд-Пресс, 2005. – 320с.

  • В начало | Библиотека