ДонНТУ > Портал магистров ДонНТУ || Об авторе
Магистр ДонНТУ Аллагулова Алёна Владимировна

Аллагулова Алёна Владимировна

Электротехнический факультет

Специальность: «Электрические сети и системы»

Дизайн интерьеров


Введение

Что же такое «дизайн интерьера»? На профессиональном языке дизайн интерьера - это творческое «программирование» интерьера. Смысл дизайна заключается в преобразовании пространства в соответствии с неким идеальным образом. Дизайн интерьера не ограничивается лишь визуализацией либо улучшением внутреннего пространства. Главное здесь - оптимизировать и гармонизировать различные потребности, положенные в основу архитектурного проекта. На выработку дизайнерского решения влияют многие факторы. Это непосредственное пространство - его измерения и конструкция - с его потенциалом и ограничениями. Как пространство будет использоваться - для работы или досуга, развлечения или отдыха. Что должен выражать интерьер, «о чем говорить» - о силе, властности, защищенности, достижениях, игривости или простоте... Также существуют практические соображения, например, сколько нужно свободного места и света, требуются ли отдельные места для хранения и размещения различных вещей. А кроме того - соображения здоровья и безопасности, иногда - специальных потребностей и т.п.

Причиной выбора данной темы в качестве индивидуального раздела является желание продемонстрировать различные виды дизайнов. Я думаю, что в данном материале каждый сможет найти для себя что-то интересное.

Понятие стиля объединяет все перечисленные выше цели дизайна интерьера в единое целое. Образно говоря, стиль – это язык для выражения основной идеи проекта. Стиль традиционно определяется как идейная или художественная общность. Эта общность может быть присуща определенному времени, направлению в искусстве, отдельному человеку или его дому. При разработке стиля соответствие декора интерьера «образу» хозяина (реального или виртуального): его вкусам, привычкам, мировоззрению — главное условие. Формируясь в ходе проектной работы, идея может принимать те или иные стилистические формы. Именно это стремление к эстетическому единству объекта часто приводит к довольно условному понятию «стиль». Стиль может строго соответствовать уже сложившемуся направлению в архитектуре, но это совершенно не обязательно. Стиль может быть и смешанным: в интерьере, исполненном в классическом греко-римском стиле, могут присутствовать предметы мебели и отдельные элементы, выполненные в современном дизайне. Важно, чтобы все было уместным, гармонично вписывались в окружающее пространство и подчеркивало индивидуальность хозяина.

Каждый человек сталкивается с таким событием как ремонт, на первый раз казалось бы страшным, сложным и не понятным. Как разобраться в этом многообразии, в каком стиле оформить свой интерьер? Вот тут как раз и наступает момент, когда важно не ошибиться, иначе может случиться так, что планировка квартиры, сделанная произвольно, не достаточно удобна, а детали: обои, мебель, ковры, которые нравились по отдельности, вместе не дополняют, а противоречат друг другу. Спросите у себя: «Что же я хочу видеть в своей любимой комнате, делая ремонт? То ли это будет место для отдыха и комфорта, то ли наполненный последними новинками техники кабинет для работы, то ли комната красоты, где будут размещаться гардероб, парфюмерный столик, то ли…». Главная задача — четко сформулировать свои пожелания и требования к оформлению и функциональному назначению каждого помещения.

В каждой практической работе дизайнер использует элементы того или иного стиля хотя и очень гибко, но опирается на некие каноны, диктующие ему правила и пропорции сочетания предметов интерьера. Определяемый скорее интуитивно, он подчас не укладывается в классические определения. Для того, чтобы понять, какой стиль импонирует лично Вам, каковы каноны понравившегося стиля, я бы хотела познакомить Вас с основными стилями дизайна интерьеров, дать краткий обзор.

Стили дизайна

Эклектика

«Смешение всего со всем», эклектику нередко называют главным «стилем» современной эпохи внестилевого развития архитектуры. Когда очередное модное направление уже "выработало себя", а новое еще не создано, господствует эклектика.
Потребность в смешении стилей становится необходимостью, если в жилище будут жить люди с различными «интерьерными» запросами. У каждого из них могут быть свои вкусы, и каждый должен иметь в квартире свой уголок, в котором бы чувствовал себя максимально уютно. Например, отделка квартиры может быть выполнена целиком в традициях минимализма, но в комнате, предназначенной для того или другого члена семьи, могут присутствовать детали, подчеркивающие его индивидуальность. Главное — в дизайне должна прослеживаться общая линия, и отдельные элементы интерьера должны гармонично и естественно сочетаться между собой. Эклектические интерьеры, по определению, многокомпонентные. Когда смешиваются близкие между собой исторические стили, например, классицизм и ампир, барокко и модерн, получаются композиции, где вещи гармонично сочетаются в интерьере, не противореча друг другу. Но иногда смешение стилей носит характер рискованного эксперимента, где элементы, характерные для разных направлений, намеренно противопоставляются, как бы сталкиваются между собой.


Еще один тип оригинального интерьера можно увидеть в домах людей много и увлеченно путешествующих и привозящих домой из поездок сувениры. В таких интерьерах, благодаря удачным импровизациям и вкусу хозяев, вещи из разных стран и эпох прекрасно уживаются как со старинной, так и с современной мебелью. Помимо того, эти разные, сувениры создают своеобразный декор-коктейль с мебелью, купленной у антиквара или заказанной у современного модного дизайнера. Подобные интерьеры совершенно уникальны и необычайно декоративны. Они насыщены цветом, детали в них представляют собой отдельные произведения искусства, но, тем не менее, органично соседствуют, дополняя и украшая друг друга. А обстановка в целом создает представление об облике хозяина, его художественном чутье и своеобразном вкусе. Но решиться на такой эксперимент способны люди уверенные в себе, своем вкусе, люди смелые и неординарные, которыми и являются хозяева домов и квартир, интерьер которых составлен в стиле, называемом "современная эклектика"[1].

Классицизм

Полноправное господство классического стиля (собственно классицизма) можно увидеть в интерьерах дворцов французской знати. Во Франции классицизм наибольшего расцвета достиг во времена правления Людовика XIV, и получил название "стиль Людовика XIV". Для французского классицизма характерно стремление к внушительности, парадности, декоративному блеску интерьеров и в то же время строгая геометрическая планировка в архитектуре, упорядоченность, композиционная стройность. Использование в оформлении помещений и фасадов элементов античной архитектуры, разработка, так называемой, «ордерной» организации декора – его основная черта. Классический стиль оправдал свое первоначальное название - "правильный образец для подражания".

Все было строго определено, четкие и прямые линии, правильные симметричные формы, начиная от колонн, оконных проемов, мебели и кончая строгими геометрическими формами подстриженных кустов в саду. Французы, добавив к классицизму немного роскоши и позолоты, введя в отделку военную символику: знамена, шлемы, шпаги в барельефах, лепнине и резьбе, золоченые кисти, напоминающие генеральские эполеты, создали во времена Наполеона стиль ампир.

Английский классический стиль основал архитектор, очень долго живший в Италии. Помимо общих черт, присущих этому стилю, английская классика отличается некоторой сухостью. Сдержанные, холодные формы соответствуют размеренному укладу жизни английской аристократии. Особенностью английского классического интерьера является наличие холла - парадного вестибюля, а также украшение потолков не только лепниной, но и живописью - плафоном[3].

Современная классика

В современном исполнении классический стиль - это сдержанная, ровная поверхность стен, нередко обтянутых тканью, как бы излучает свет, а мебель из дорогой древесины - тепло и достоинство. Как правило, предметы интерьера в классическом стиле создаются на заказ. Вот почему созданная вручную в классических пропорциях вещь, будь то мебель, светильники или посуда не теряет своей красоты и популярности, сохраняя со временем свою притягательность и ценность. В классической обстановке, обычно много зеркал, расширяющих помещение и придающих ему легкость и блеск. Колонны с бронзовыми капителями очень органично дополняют интерьер, камины отделаны мрамором. Общая цветовая гамма - белая мебель в сочетании с позолотой и пастельными тонами обивки и стен, или, тоже очень распространенный вариант, мебель цвета натуральной благородной древесины с бронзовой отделкой и сине-зелеными или пастельными оттенками текстиля в обивке, шторах. Портьеры и драпировки окон сложной изящной формы с благородными складками и драпировкой, служат украшением окна и интерьера в целом. В отделке используются кисти или близкие по тону и фактуре ткани[1].

Для освещения чаще всего используются люстры из хрусталя, натурального прозрачного камня или дорогого стекла. Хорошо смотрятся в таком интерьере и бронзовые или позолоченные люстры с плафонами, имитирующими свечи. Современное точечное освещение не является противоречием, а, скорее, органично вписывается в интерьер.

Современные архитекторы и дизайнеры создают новые высокотехнологичные интерьеры, в которых сохраняются основные черты классического стиля, органично сочетаясь с новыми формами и материалами. При всем их разнообразии, изящные и несколько парадные интерьеры в классическом стиле не выглядят как музейные экспонаты, а являются подтверждением высокого социального статуса владельца дома, его респектабельности и платежеспособности.

Барокко

Сложившиеся каноны классического стиля имеют многовековую историю. В XVI веке в период итальянского Возрождения в интерьерах дворцов появляется не свойственная до этого средневековым замкам роскошь внутреннего убранства. В основе формирования культуры Возрождения лежало возвращение к великому наследию античности. По сути, эпоха Возрождения положила начало новому этапу в истории архитектуры и декора.

Искусство барокко получило наибольшее распространение в Италии. Под барокко подразумевалось нечто вычурное, даже уродливое. Поэтому до сих пор критики часто используют термин барокко, характеризуя завершение или упадок определенного стиля. Со временем термин «барокко» утерял негативный подтекст и стал использоваться для обозначения художественного направления, с присущими ему декоративной пышностью, динамическими, сложными формами, живописностью. Для барочного декора характерны искривление форм, овальные залы, арки, мраморные витые лестницы. Сложный, иногда даже перегруженный декор: лепнина, позолота, резьба, чеканка, инкрустация. В отделке преобладают растительные мотивы гирлянды цветов, листья, венки.

Возникают здания с выпуклым, вогнутым или даже криволинейным фасадом. В интерьерах появляется капризная усложненность - скругленные углы, обилие зеркал, позолоченная лепнина, росписи потолков с использованием эффекта "перетекания" пространства в "заоблачную высь" - все это придает интерьеру подчеркнутую театральность. На фасаде, впрочем, как и в интерьере можно видеть очень много таких декоративных элементов, как барельефы, скульптурные группы, вазы, картуши и т.п. Итальянская мебель эпохи Возрождения, опираясь на античный стиль, становится более легкой, подвижной, разнообразной и богато декорированной. В мебели мастера стараются сохранить естественный цвет и фактуру древесины, используется резьба, инкрустация, позолота. Из сундука развивается предок дивана - ларь-скамья с подлокотниками и спинкой. Кровать, помимо балдахина, имеет занавески. Появляются "авангардные" мебельные находки: стол на одной ноге, табурет на трех ногах. С эпохи Возрождения, по сути, и начинаются знакомые нам виды европейской мебели, отсюда же берут начало и приемы декорирования жилища, украшения интерьера[1].

Модерн

Стиль “модерн”, появившийся на рубеже веков завершил в Европе длительный период эклектики и бесстилья конца XIX века. Он, как сейчас “хай-тек”, предполагал использование самых современных для своего времени материалов и отличался значительной свободой при дизайнерском решении интерьера. Его создатели вносили в дизайн интерьера все лучшие достижения прошлых стилей и самые изысканные и утонченные идеи своего времени. В интерьерах часто встречается свободная планировка, разные уровни пола, расширяются оконные проемы. Один из принципов работы над интерьером - импровизация на выбранную тему. Стены помещений покрываются причудливыми, ассиметричными, капризно извивающимися линиями; становятся красочными, потом часто декорируются плоскорельефной гипсовой пластикой. Стилизованный растительный орнамент модерна доминирует в декоративном убранстве мебели (декоративная линия). Параллельно развивается конструктивная линия в мебели, где элемент декора сведен к минимуму. Цветовая гамма: приглушенные тона, расцветка без оттенков.

Развитие интерьера по спирали - один из излюбленных приемов модерна - делает его похожим на раковину. Не зря форма раковины была своего рода символом этого стиля, а "любимым" цветком - ирис, с его причудливо выгнутыми лепестками, сложной несимметричной формы. Дом в стиле модерн - это диковинный водоворот: изогнутые пластичные формы рисунка на паркете, витые лестницы с кованой решеткой перил и сложным переплетением "вьющихся растений" из металла. Стены обтянуты тканью с растительным рисунком, межкомнатные перегородки в виде окон с витражами, лепной плафон в центре потолка, наборный паркет из благородного дерева. Овальные окна задрапированы тканью в тон стен, ламбрекен сложной формы повторяет рисунок на ткани. Декоративные детали из резного дуба украшают настенные светильники с матовыми плафонами, резные, с тем же мотивом, двери имеют вставки из стекла и бронзы. На стенах зеркала - в деревянных, сложной, искривленной формы, рамах. Мебель добротная и респектабельная, из массива древесины с благородным декором из темной бронзы. В столовой круглый стол и удобные кресла с гнутыми спинками, а специальная технология обработки стекла придает окнам эффект мерцающего льда, что тоже очень соответствует "загадочному" духу модерна. Стены отделаны деревянными панелями, светильники создают уютный рассеянный свет. В гостиной хрустальная люстра со множеством "свечей", кресла со спинками в виде половинок раковины, мягкие диваны, обтянутые полосатым шелком с деревянными подлокотниками и гнутыми резными ножками, скульптуры из мрамора и бронзы - интерьеры в стиле модерн напоминают драгоценные шкатулки, изготовленные с отменным вкусом и чувством меры замечательным мастером[1].

Ар деко

«Стиль звезд» (ар деко от франц. Art Deco по названию выставки 1925г. в Париже «Art Decoration» — «Декоративное искусство») зародился в Париже в период между первой и второй мировыми войнами. До 1960 г. данное направление не считалось самостоятельным. Его истоки естественным образом уходят в стиль ар нуво (модерн). Здесь флористическому декору противопоставляется линейный, геометрический как более соответствующий новой технике в архитектуре и промышленности. Становится популярным геометрический орнамент из прямых линий, треугольников и кругов.

Для этого направления характерны прямые или же «ломано» изогнутые линии, четкость и графичность форм. От других его отличает применение декоративных элементов в виде зигзагов, окружностей, треугольников, солнц, а также скругленные углы, строгие вертикальные линии, "отступающие" формы. Из материалов используются ткани, стекло, бронза, керамика, ковры в кубических узорах. Кроме того, хорошо подходят веера, фонтаны, подиумы, кованые решетки. Также уместна светлая древесина, кожа, мрамор, стекло и хромирование для всех видов домашнего оборудования.

Эклектика ар деко позволяет смешивать элементы ампира, архаики египетского искусства, индийской экзотики и африканского примитивного искусства. Традиционное для ар деко экзотичное пальмовое дерево - проко, - хорошо сочетается с эбековым. Причудливая игра цветов: цвета слоновой кости, насыщенные коричневые тона, все оттенки золотого.

Хай-тек

Стиль “хай-тек” (от high technology - высокие технологии) есть выражение меняющегося мира, он очень популярен среди людей, энергичных, стремящихся следовать в ногу со временем. Для хай-тека характерно использование в отделке самых современных материалов, мебель при максимальной функциональности, как правило, имеет экстравагантную, нетрадиционную форму. Хорошо в таком интерьере смотрится и бытовая электроника, оформленная по оригинальным авторским проектам.

«Хай-тек» родился в революционные 60-е прошлого века под влиянием архитектурных течений 20-30-х годов, в особенности конструктивизма. Стиль возник из дизайна промышленных помещений, где все элементы обстановки подчиняются функциональному назначению, и поначалу представлял собой скорее подход к архитектуре, чем особый стиль. В интерьере, где большинство элементов инженерного оборудования открыты, декором становятся конструктивные узлы, крепеж, всевозможные сочленения и заклепки, обилие стеклянных и металлических деталей. Применяются конструкции, свойственные промышленным зданиям, металлические каркасы и технические коммуникации. Трубы, арматура, воздуховоды, лифты, перемычки, балки, фермы, кабели - нарочито выставляются напоказ. Такая конструкционная открытость - одна из отличительных черт хай-тека.

Однако некоторые дизайнерские находки в рамках этого стиля компенсируют отказ от традиций. Это гармоничное сочетание пространства и света, формы предметов и их цвета плюс идеальные пропорции, максимально функциональное использование пространства и сдержанный декор. Из-за использования новейших технологий, материалов, оборудования, интерьеры в стиле хай-тек часто сравнивают с космическим кораблем. Стиль может ассоциироваться и с темой взгляда в будущее, и с "техно", и с "индустриальными" мотивами. Хай-тек, как правило, находит своих почитателей среди жителей больших городов, так как весьма урбанистичен. Он для любителей общения и просто для стильных людей. Близок современному человеку, который считает себя родным сыном компьютера. Всевозможная техника со свисающими проводами в таком интерьере смотрится очень гармонично.

Формы и пропорции мебели в стиле хай-тек тщательно продуманы, она похожа на офисную: пластик, кожзаменитель, полированный металл. В этом интерьере будет уместно все легкое, с четкими геометрическими формами. Удачно подобранные стулья, кресла или диван из хромированного металла и кожзаменителя смотрятся очень стильно, практичны и удобны. Вместо обычной мебели используются стеллажные модули с закрытыми и открытыми секциями. Они могут быть из любого материала, например, пластиковые или деревянные полки, укрепленные на металлическом каркасе из полированных труб. Еще один нюанс: все поверхности мебели должны быть ровными и гладкими, а металлические элементы и фурнитура - серебристые, блестящие. Свет для хай-тека так же важен, как и фактура. Кроме общего света, который дает основной источник, используются всевозможные светильники, вмонтированные в мебель. Они могут быть на кронштейнах, подставках. Вообще светильники - основа техногенной эстетики, царства металла и пластика, простых форм и линий, эргономики и безупречной функциональности. Жесткие композиции создают системы токовых шин. Уместно в этой обстановке смотрятся стеклянные плафоны из молочного или цветного матового стекла простой формы, которые гармонируют с декоративными стеклянными же элементами - вазами, посудой.

Создавая интерьер в этом стиле, нужно помнить, что при всей кажущейся простоте он требует тщательного продумывания и отбора всех элементов. Любой чужеродный стакан или картина испортят впечатление. Мебель, ткани, посуда также должны быть гладкими и блестящими. Блеск как бы увеличивает пространство, добавляет света. То же самое делают и зеркала. Они могут быть вообще без рам, но обязательно нужно хорошо продумать, куда их повесить. Стандартные занавески будут в такой обстановке немного неуместны. Вместо этого - жалюзи. Естественно, что фарфор и хрусталь в такой обстановке будут чужаками. Фаворит стиля - посуда "техно" из матового цветного стекла или глазурованного фаянса, одноцветная, без орнамента и рисунков, четкой геометрической формы в виде шара, цилиндра, конуса, призмы[1].

Минимализм

«Минимализм» - стиль для радикалов. Его девиз: отказ от нужного в пользу самого необходимого. Он всякий раз становится модным на рубеже эпох, когда отметается старое в ожидании радикальных перемен (советский вариант) или как пресыщение роскошью традиционных интерьеров для высшего и среднего класса (вариант западный). Возникающая при этом тяга к простым и чистым формам и решениям возрождает моду на минимализм. Минимализм характеризуется отсутствием декора как такового и поиском идеальных пропорций, новых цветовых решений[2].

Современный интерьер в стиле минимализма можно охарактеризовать как моделирование пространства и света с использованием только необходимых предметов. Самым важным при создании таких интерьеров является грамотно спланированное пространство, в котором много рассеянного, спокойного света, когда кажется, что светятся сами стены и потолок, много воздуха. Чтобы создавалось ощущение широты и простора, помещение по возможности освобождается от внутренних перегородок. Большие окна, насыщая пространство светом, соединяют жилье с окружающим миром, делая его частью интерьера. Цветовая палитра светлая, основанная на игре полутонов, много белого цвета, графично подчеркнутого черным или серым. Вообще черно-белое сочетание является великолепной основой, которая выгодно оттеняет любой цвет. Палитру дополняют естественные тона дерева, кирпича, металла, блеск стекла. В отделке применяются простые материалы, зачастую необработанные, с грубой фактурой: кирпич, бетон, дерево или штукатурка. Простые формы и линии, практически нет декора на окнах и стенах. Стеклянные перегородки, светлые стены и потолок, блестящий светлый пол создают ощущение ничем не ограниченной свободы. Зонирование пространства производится с помощью цвета пола, полупрозрачной ткани или стекла, раздвижных перегородок, с помощью подсветки в стенах, полу или потолке. Светильников, как правило, не видно или они просты по форме.

Стеклянные полки стеллажей, стеклянные столешницы и двери шкафов как бы растворяются в воздухе, не занимая пространства. Никаких безделушек, аксессуаров очень мало. На окнах - простые по форме жалюзи из прозрачной ткани или металла. Они почти незаметны. Светлые матовые стены могут быть украшены небольшим количеством живописи соответствующего стиля, картины имеют тонкие простые рамы. Формы мебели тоже просты: острые углы, нет пластичных линий. Диваны с прямоугольными подушками и жесткими подлокотниками, такие же кресла и стулья прямоугольной, почти кубической формы. Обивка светлая, однотонная с редкими контрастными "пятнами", например, подушками. Использование металла в интерьере придает ему современность: металлические столешницы на кухне, ножки стульев, стойки стеллажей. А солнечный свет, отраженный от стекла и гладкого металла создает атмосферу радости и легкости[1].

Конструктивизм

Конструктивизм — советский авангардистский стиль, получивший развитие в 1920 —1930 годов. Это новое направление начисто было лишено таинственно-романтического ореола. В дизайне интерьера стилю характерны продуманные функциональные решения и строгое следование их требованиям, компактные объемы с четко выявленным каркасом, техническая ясность форм, строгость, геометризм и лаконичность форм. Отсутствие лепного декора. Широко используются встроенные ниши, подсветки. Мебель отличается мобильностью и функциональностью. Функция диктует конструкцию, конструкция диктует форму[3].


Поп-арт

Этот стиль зародился в Америке, в 1950х годах, но массовую популярность он приобрел к началу - середине 60х годов. Отличительной чертой этого популярного в то время стиля является то, что в нем в ранг произведения искусства возведены обычные, бытовые предметы из окружающего нас мира, изображения людей, чаще всего знаменитостей. Использование таких приемов, как копирование объекта, изменение его масштабов и пропорций, использование трафарета, коллаж. Цветовая гамма яркая, сочная и отличается от прообраза реального предмета. Предметы интерьера делали в виде заимствованного образа, взятого из повседневной жизни или с экрана телевизора (например детские лампы в виде персонажей мультфильмов). Также к искусству поп - арт можно отнести граффити, нанесение рисунков аэрозольной краской на поверхность.

Этностили

Будучи во многих отношениях сходными, ключевые развитые стили имели в разных странах свои особенности. Испанское барокко ощутимо отличалось от английского и немецкого, а астро-венгерский классицизм - т.н. стиль цопф - от английского классицизма. Европейские стили формировались под влиянием внешних культур, как, например, стиль рококо использовал китайские мотивы, на формирование стиля ар-нуво оказала влияние японская орнаментика и т.д. При этом на всех континентах сохранялись в чистом виде исходные интерьерные традиции, образцы мебели и аксессуаров, воплощающие национальные культурные особенности, черты которых используются в оформлении современных интерьеров. Этностиль как прием в проектировании интерьера часто используется фрагментарно, в оформление вносятся экзотические элементы для создания настроения или придания большей выразительности.

Люди, более последовательные в своем увлечении художественной культурой какой-либо страны, стремятся создать интерьеры, полностью выдержанные в этническом духе. Как вариант дани подобному увлечению практикуется оформление, например, одной из комнат в национальном стиле, скажем, японской или африканской.

Японский стиль

Японский стиль по свидетельству дизайнеров, самый востребованный сейчас этностиль. Это минималистско-декоративный стиль, в котором ничто не перегружает внимание, пространство структурировано спокойно и внятно.
Считается, что "традиционная" японская культура сложилась в 16-17 веках, когда в стране шел процесс централизации верховной власти и появились зачатки капитализма. Искусство того времени имело четкую целевую аудиторию - формирующийся класс городского населения, прежде всего богатых купцов - ростовщиков. Они хорошо ориентировались в предметах роскоши, прибывавших из Китая и Кореи, но вместе с тем сохраняли верность простоте и минимализму национального жилища. В территориально небольшой, переселенной стране особо ценится пространство. Поэтому и внутреннее устройство помещений сводит к минимуму мебель и прочие привычные атрибуты дома, с тем, чтобы компенсировать его дефицит. Японский стиль ассоциируется с природными цветами, преимущественно в светлой гамме: оттенки бежевого, белый, кремовый, молочный. Сдержанные светлые тона характерны и для японской мебели, поверхность мебели и стен гладкая, нефактурная. Ткани тоже кремовые и белые, преимущественно натуральные: хлопок и шелк. В стране восходящего солнца место для отдыха располагается в центре комнаты. Типичная деталь - японская раздвижная стенка, и конечно, бамбуковая мебель. Вместе с тем, нередко как контраст, используются темные натуральные цвета. Иероглефы - почти неизбежный атрибут оформления жилья "под Японию. "В таком интерьере прекрасно вписывается скромная невысокая мебель, диванчики и столы разной высоты.


Философия японского дома тесно связана с природой - с точки зрения материалов, цвета, композиции. Но главная его "природная" черта - это возможность трансформироваться, изменяться, расти. Все эти качества специалисты постарались "привить" интерьеру, в котором японское звучит не прямо, а лишь тонким подтекстом. Основная часть жилища - открытое пространство, включающее в себя зону гостиной, открытую кухню, чайный подиум, столовую и рабочее место. Границы зоны обозначены перегородками из матового стекла, которые стилистически напоминают традиционные японские бумажные ширмы. Японский стиль лаконично вписывается в требование к интерьеру: " быть достаточно современным и уютным жильем".

Помимо декора стен, элементы японского стиля присутствуют в мебели: низкий диван, такой же низкий столик на колесиках и светильники в японском стиле. Столик можно откатить в любое удобное место и, сидя на подушках на полу, пить чай. Лампы напоминают китайские или японские фонарики, но отличаются еще большей простотой, на них отсутствуют какие либо рисунки. В силу выбранной стилистики, в гостиной достаточно много предметов обстановки, выполненных из дерева, своими теплыми тонами она нейтрализует аскетичность интерьера и добавляет ему уют. Интерьер остается незавершенным без дополнительного декорирования: посуды, салфеток, вязанных чехлов на подушки, фотографий.

Китайский стиль

Обустройство жилища китайцев сильно отличается по стилю от других народов Востока. В этом сыграли свою роль размеренный уклад жизни и философское отношение ко всему происходящему. В китайском интерьере отсутствуют острые углы, громоздкая мебель, а та, что есть, не отличается разнообразием. В качестве материала для изготовления, как мебели, так и различных других предметов, широко используется бамбук. Мебель декорировалась сложной техникой многослойной лакировки. Главная идея обустройства китайского жилища состоит в переплетении реального с мифологией, где основным действующим лицом представляется дракон - самый могущественный из всех животных. "Главный" цвет в китайской жизни - красный - цвет огненного дракона, цвет энергии. Создавая интерьер в китайском стиле, следует особое внимание уделить выбору цвета, так как каждый цвет в Китае имеет свое смысловое содержание. Важно в создании такого интерьера использовать принцип китайской каллиграфии, так как расположение мебели и предметов интерьера определяется принципом написания иероглифов и имеет символический смысл. Мебель в китайском стиле выполнена из твердых пород дерева, покрывается для блеска лаком и украшается перламутром, жемчугом, золотой росписью, инкрустацией черным деревом. Часто, используются расписные ширмы и экраны.

Английский стиль

Основной отличительной чертой этого стиля является гармоничное сочетание теплых оттенков палитры стен и текстиля с дорогой мебелью из натурального дерева - мореного дуба, ореха или красного дерева. Излюбленный декор - вертикальная полоска, которая используется в обивке мебели, оформлении стен и окон. Обязательным атрибутом гостиных и спален, оформленных в английском стиле, является напольный ковер. Кабинеты отделаны темными дубовыми или ореховыми панелями с зеленым сукном. Полы в кухнях и холлах выкладываются либо классической плиткой в шахматном порядке, либо деревянными досками. Еще одно важное условие английского стиля - обилие позолоченных и медных аксессуаров - дверных ручек, оснований светильников, выключателей. Позолота идеально сочетается с традиционной для английского стиля цветовой палитрой. Важную роль играет камин, который может иметь весьма внушительные размеры, а может быть электрическим или же вовсе имитированным. Возле камина - кресло с высокой спинкой и плед. Техника не должна быть на виду - все прячется внутри шкафов, комодов, горок. Наличие живых цветов. На подоконниках - горшки с геранью всевозможных цветов, вереск.

Кантри

В переводе означает - " деревня". Царство уюта и комфорта. В интерьере данного стиля используются исключительно натуральные природные материалы со специальной грубой отделкой, элементами несложной резьбы ручной работы, часто используются ковбойские аксессуары, старинные вещи, редкие книги, ткани (ситец, лен) в клетку или мелкий цветочек. Обязательно присутствуют традиционные материалы: кирпич, дерево, ротанг: плетеная или деревянная некрашеная мебель. От мебели кантри веет теплом и романтизмом традиционного дома. Полностью сохранен народный дух вместе с фольклорными мотивами. Стиль кантри - это своего рода антипод городской суеты.



Скандинавский стиль

Основные признаки скандинавского стиля интерьера — натуральность, простота и естественность, сдержанность, холодность и молчаливость, а также любовь и уважение к природе. Выполнены в светлых естественных тонах из простых и натуральных материалов, но при этом в самобытности этому стилю не откажешь. Любовь к природным материалам, в первую очередь к дереву, сочетается со стремлением использовать новые технологии его обработки и новые материалы. В организации пространства - рациональность и лаконичность. Дощатые полы из светлого дерева, светлые стены, простая деревянная мебель. Краски к полу и мебели если и применяются, то тоже светлых натуральных тонов: сероватые, бежевые, голубоватые, зеленоватые. Декорирование здесь почти отсутствует, но при этом в самобытности этому стилю не откажешь. Общий колорит интерьеров — светлый, как бы акварельный, с большим количеством тёплых тонов. Мебель — из натурального дерева. Неокрашенное дерево слегка защищённое слоем прозрачного лака выглядит очень естественно. Натуральность материала передаётся и форме предметов интерьера[1].



Как выбирать «свой» стиль?

Выбирая «стиль под себя», люди как бы ищут точку пересечения двух миров: мира интерьеров, со своими законами, канонами, историей, и мира собственных душевных и вкусовых предпочтений. Поэтому требования к «своему стилю» интерьера и просты, и сложны одновременно: он должен соответствовать привычкам, в жизненном пространстве должно быть комфортно, элементы декора должны гармонировать с внутренним миром человека. Каноны основных интерьерных стилей в некоторой мере учитывают психологические особенности различных людей. К примеру, считается, что классика, модерн больше подходят для людей спокойных и уравновешенных. «Кантри» - по душе романтикам и мечтателям. Напротив, хай-тек, минимализм, «техно» - стили для динамичных и энергичных людей. Однако все перечисленные стили в период своего расцвета оказываются востребованными людьми с самыми разными психологическими особенностями. И здесь приходится идти на компромиссы, приспосабливая элементы модного дизайна к собственному мироощущению.

Холерики

Холерики энергичны и подвижны, они жаждут новых впечатлений, их пристрастия могут быстро меняться. Поэтому иногда стиль их жилища - это порой парадоксальная смесь стилей: пестрого и сдержанного, рафинированного и вычурного. Они любители смелых решений и не бояться экстравагантности. Цветовая гамма интерьера в их доме призвана "остудить" этот безудержный темперамент. Синий цвет в обстановке для холерика является благоприятным, но он смело смешивает синий с оранжевым и синий с красным.

По этой же причине желательно не загромождать жизненное пространство большим количеством вещей. Здесь подойдут вещи в стиле минимализма или современные высокотехнологичные интерьеры, которые тем более придутся холерикам по душе из-за их любви к новому, современному, еще не приевшемуся.

Но в стремлении преодолеть инерцию жизни, холерик постоянно изменяет свой интерьер. Ведь динамичность жизни и смена впечатлений - вот девиз таких людей. Для этой цели оптимально подходит модульная мебель, которая способна разбиваться на отдельные функциональные блоки, их можно переставлять, комбинируя в разных вариантах.

Переменчивому нраву холерика очень импонирует многоуровневое освещение, которое тоже можно менять в зависимости от накала эмоций и стилистических пристрастий на данный момент. Для этого подойдет и классическое потолочное освещение - вдруг возникнет у хозяина настроение превратить свою гостиную в традиционный зал для приемов. И разнообразные точечные светильники на полу, в нишах стен или в подсветке картин. А поскольку холерики, как правило, большие любители новаторских идей, то им понравятся экстравагантные светильники. Например, те, что похожи на причудливо завитые женские локоны.

Моделируя интерьер для динамичных людей, важно очень внимательно продумывать зону отдыха, так как насыщенная впечатлениями, активными действиями и общением жизнь к концу дня очень утомляет. Зоны для расслабления, сна или просто чтения обязательно должны присутствовать в интерьере. И лучше, если колорит их будет прохладно-спокойным, а свет мягким и рассеянным.

Сангвиники

Сангвиников обычно считают людьми «правильными». Действительно, сангвиники обладает ровным жизнерадостным характером, активны и все время заняты полезным делом, заинтересованы и общительны, всегда готовы прийти на помощь. Они всегда заняты делом, и не просто заняты, а приносят пользу: у них есть любимая работа, полноценная семья, но они успевают решать не только свои, но и чужие проблемы, помогая друзьям и соседям. Сангвиники любят воздух, простор, и бурление жизни вокруг. Они не выносят интерьеров, перегруженных мебелью, наоборот, стремятся расширить пространство - сносят стены, объединяют комнаты, создают нестандартные планировки. В отличие от меланхоликов, эти люди не создают уютных локальных зон - им нечего скрывать и незачем прятаться от жизни, а быть наедине с собой они не любят.

Этот "открытый" образ жизни сангвиников соответствует современной моде в планировке жилища. У сангвиников обычно нет каких-то особенных стилистических предпочтений: кому-то нравится романтический стиль (мягкие формы, дерево, натуральные ткани), кто-то любит экстремальный стиль, где много прозрачного стекла в сочетании с блеском металла и цветным пластиком. Предпочтения могут существенно различаться, и все же существует общее: много цвета, света и воздуха. Интерьеры могут быть в теплой гамме: оранжево-желтые цвета, цвет янтаря и топленого молока придают сангвинику чувство уверенности в своих силах, обогащают его дом энергией и здоровьем. Ощущение стабильности и основательности придают жилищу сангвиника все оттенки коричневого цвета, этот цвет теплый и уютный. Он хорошо сочетается с оранжевым белым и кремовым.

Но и "прохладные" колориты интерьеров нравятся людям этого оптимистического склада характера. Белый с лиловым, приглушенно синий с серым, в сочетании со светлым покрытием пола, стеклом и металлом в элементах мебели, слегка приглушают утомляющую энергичность сангвиников. В доме сангвиника много стекла и зеркал: в створках стенных шкафов, в переплетах межкомнатных дверей - собственное отражение не пугает сангвиника, он уверен в себе, в то же время зеркала и стекло зрительно увеличивают пространство[2].

Флегматики

Когда говорят о флегматичном человеке, почему-то всегда вспоминаются портреты кисти старых голландских художников. На них спокойные, полные достоинства бюргеры или члены их семей в добротной одежде, в окружении не менее добротной мебели. В поведении флегматичного человека нет ничего непредсказуемого, он никогда не удивит окружающих чем-нибудь, несвойственным ему, он не способен на взрыв эмоций и экстравагантные поступки. Он всегда руководствуется здравым смыслом, практичен. Долго и всесторонне обдумывая какую-нибудь проблему, он в результате, придет в правильному решению, в котором уже не будет сомневаться. Он склонен к соблюдению традиций, так как в них есть здравый смысл, не доверяет новациям, пока сам не убедится в их пользе. Стабильность и покой - вот основные составляющие его жизненной позиции.

Эти люди с трудом привыкают к новой одежде, новому стилю и не любят менять свою жизнь. То же самое относится и к интерьерам их жилища. Флегматики окружают себя спокойными и надежными вещами. И здесь их пристрастия могут иметь несколько вариантов: либо обстановка дома складывается из мебели, доставшейся им по наследству, надежной и привычной с детства, либо эти люди покупают новую мебель, но она как правило, настолько добротна и качественна, что тоже может прослужить нескольким поколениям. Нередки среди флегматиков и любители качественного антиквариата.

Как правило, в одежде и интерьере флегматики предпочитают классический стиль, не склонны к рискованным экспериментам. Поэтому тщательно и не спеша, как и все, что они делают, выбирают они мебель для своего жилья. Интересуясь при этом не только красотой и удобством, но и конструктивными особенностями, экологичностью материалов, долговечностью и прочностью используемых механизмов. Синтетике, пластику и недолговечному стеклу они предпочитают массив древесины, натуральные материалы в обивке мягкой мебели и шторах. Интерьеры в домах флегматичных людей выглядят солидно и респектабельно, не меняясь десятилетиями. Ведь они руководствуются не модой, а здравым смыслом.

Важной особенностью такого дома является порядок. Гардеробные комнаты, всевозможные шкафы для книг, посуды, белья, кладовки и стенные шкафы - это обязательные составляющие обстановки в таких домах, причем во всех этих шкафах и кладовках царит идеальный порядок.

Колорит интерьера решен в темной теплой гамме, характерно отсутствие пестроты и ярких контрастных цветов. Используются все оттенки теплого коричневого: мебель обычно натурального цвета благородной древесины, чаще это темный дуб или орех, текстиль из натуральных материалов. Шторы удобные, красивые, но не вычурные, скорее традиционного покроя. Украшением интерьера служат картины в солидных, но не лепных с "позолотой" рамах, бронзовые скульптуры, книги, фарфор. Светильники тоже достаточно традиционных форм: люстры с матовыми стеклянными или тонкими, выточенными из камня плафонами, торшеры, дающие мягкий свет, настольные лампы. На полу - паркет, ковры из натуральной шерсти[2].

Меланхолики

Меланхолики склонны к размышлениям, воспоминаниям. Как правило, у них развитая фантазия и богатые ассоциации. Внешне люди с меланхолическим темпераментом отличаются задумчивостью, погруженностью в себя. Их взгляд как бы все время обращен внутрь, они склонны к самокопанию и долго вспоминают свои неудачные шутки или оплошности. Несмотря на погруженность в свой внутренний мир, эти люди романтичны и даже сентиментальны. Они склонны хранить фотографии и памятные вещицы. В их доме много предметов, связанных с друзьями, родителями, впечатлениями собственной юности.

Сосредоточенный на своих переживаниях и эмоциях, меланхолик тщательно подбирает интерьер своего жилья. Сама атмосфера жилья должна быть уютной и теплой, там должно быть спокойно и комфортно. И не обязательно при этом завалить дом мягкими подушками, пледами и креслами, в которых "утопаешь" с головой. Стилевые пристрастия меланхоликов могут быть очень разнообразны: от интерьеров в классическом стиле до высокотехнологичного хай-тека. Кому-то нравится большой мягкий диван, а кто-то предпочитает жесткий цветной пластик: главное в его выборе - точное соответствие собственным пристрастиям и психологический комфорт, который он обязательно должен ощущать, находясь дома. Впечатлительный и склонный к хандре меланхолик создает в своем доме много разных уютных зон и углов. Психологи утверждают, что в больших и пустых пространствах он испытывает дискомфорт. Такому человеку очень важно иметь место, где он может иногда побыть один, в тишине и покое. Как правило, эти зоны зрительно отгорожены стеллажами, ширмами или просто полупрозрачными жалюзи из ткани. Освещение в них мягкое, рассеянное: торшер, бра, подсветка картины или ниши. Возможно мягкое покрытие на полу или ворсистый ковер. Мебель в интерьерах чаще без резких углов, округлой или овальной формы. Цветовое решение мебели и всего интерьера предпочтительнее светлое: разнообразные, не раздражающие оттенки желтого, от бледно-желтого и цвета песка до янтарно-желтого и светло-терракотового. Шторы в таком доме легкие и светлые. Могут сочетаться с жалюзи, закрывающими окно, особенно, если дом напротив находится не так далеко.

В дизайне интерьера, как и вообще в искусстве, существует много направлений и стилей. Вы можете выбрать один из них. Можете посоветоваться в их выборе со специалистом. Можете на основании описания и чтения дополнительной литературы выбрать некое смешение стилей, некий свой стиль дизайна, ни на что не похожий вариант, который наиболее полно и адекватно выразит Ваш внутренний мир, Ваше представление о красоте и комфорте.

Литература

1. Архитектурное бюро «Солсбери» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: ссылка, http://www.design-interiors.com.ua

2. Сайт группы «Арт-студио» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: ссылка, http://artstudio.com.ua

3. Art Partner - Студия дизайна интерьера в Украине [Электронный ресурс]. - Режим доступа: ссылка, http://www.artpartner.com.ua


ДонНТУ > Портал магистров ДонНТУ || Об авторе