ДонНТУ > Портал магистров ДонНТУ || Об авторе
Магистр Чумаченко Виталий Сергеевич

Чумаченко Виталий Сергеевич

Электротехнический
Специальность: Электромеханическое оборудование энергоемких производств

Киокушинкай каратэ - философия души и тела

Введение

В дестве для того чтобы у меня не было слишком много свободного времени, родители записали меня в секцию каратэ. В результате я занимался этим спортом около трех лет, и считаю что это сыграло большую роль в становлении меня как личности.

История возникновения

Стиль создан корейцем японского происхождения Масутацу Оямой после II мировой войны на основе различных стилей японского каратэ, прежде всего Годзю-Рю, Сетокан, и корейских систем рукопашного боя. Мастер Ояма, чьи заслуги реформатора признают все, даже недруги и завистники, сыграл огромную роль в деле возвращения каратэ-до истинного духа Будо. [1]

В 1954 году был открыт первый доджо Киокушинкай, что и считается началом школы Киокушинкай Будо Каратэ. В переводе Киокушинкай означает "Общество абсолютной истины". Основная идея Оямы заключалась в том, чтобы возродить древнюю традицию истинных боевых искусств в условиях новейшего времени.

Реформы Оямы состояли прежде всего в возврате к изначальной, традиционной, системе обучения, то есть к созданию "ядра" школы, где ограниченное количество ближайших учеников (ути-дэши) проходят "посвящение" в сокровенные тайны боевого искусства под руководством самого основателя, как это делалось в родовых кланах самураев или в монастырских общинах, и в четкой привязке дзэнских принципов к технике каратэ. Но не только это выделило детище Оямы из общей массы школ каратэ. Киокушин - это, прежде всего, предельная эффективность боевого тренинга, постоянная психологическая и физическая готовность к схватке, максимальный реализм поединков, приоритет практики перед теорией.

Члены доджо Оямы серьезно подходили к изучению боевых приемов, видя в этом прежде всего искусство ведения боя. Небольшие ограничения были введены при проведении кумитэ - удары в голову наносились открытой ладонью или костяшками кулака, обернутыми полотенцем. Захваты, броски, и удары в пах были обычным явлением. Раунды кумитэ продолжались до объявления полного поражения. Травмы были обычным явлением, и отсев учеников был очень высок (более чем 90 %). Ученики не имели никаких снисхождений независимо от их официального должностного статуса, каждый получал то, что он заслужил. Так рождалась школа Оямы

В начале 60-х годов, когда происходило становление стиля, Ояма и его ученики делом доказывали свою приверженность идеалам истинного Будо: яростные спарринговые марафоны, поединки с представителями различных видов единоборств, невероятные, стоящие на грани возможного, трюки, поединки с животными.

Внешне техника Киокушинкай больше всего похожа на технику Годзю-Рю, огромное внимание уделяется физической подготовке и развитию пробивной силы. Процесс обучения весьма продолжителен, и в нем можно выделить несколько важнейших этапов: Базовая техника Кихон: изучение стоек, перемещений, ударов, блоков, комбинаций (рэнраку), формальных упражнений (ката); Поэтапное освоение свободного боя (кумитэ), в том числе санбон-кумитэ. Базовый спарринг на развитие технических навыков, непрерывный спарринг, направленный на развитие автоматизма и специальной выносливости, мягкие спарринги, жесткие спарринги в полный контакт, поединки с несколькими противниками одновременно; Специальная боевая подготовка, изучение различных видов оружия и подручных средств; Подготовка к специальным тестам на разбивание предметов (тамеши-вари), закалка ударных поверхностей. Причем тамеши-вари рассматривается как способ активной медитации, позволяющий сконцентрировать энергию и волю и направить их на преодоление психологического барьера, возникающего у адепта при разбивании (страх получить травму, нерешительность и пр.); Освоение формальных упражнений. [2]

Ояма подчеркивает важность изучения ката и утверждает, что 50% времени тренировок должно быть посвящено изучению ката. Ката, изучаемые в Киокушинкай: Тайкеку 1-3, Сокуги 1-4, Пинан 1-5, Санчин, Тэншо, Цуки-но-ката, Янцу, Сайха, Гэкисай-дай, Гэкисай-шо, Сэйэнчин, Канку, Суши-хо, Гарю, Сэйпай. Дополнительно изучаются базовые ката в форме Ура и Татэ. Поединки проводятся с полным контактом, без использования защитного снаряжения, что позволяет не только оценить технический уровень каратэка, но и его способность противостоять реальным ударам противника, вести бой в состоянии психологического и физического давления. Удары руками в голову и шею запрещены, как и удары в спину. Методы обучения отличает большая суровость и почти воинская дисциплина.

Философия киокушинкай

Что делает руки и ноги в карате сильнее, чем в других видах борьбы? Во-первых, сами приемы совершенны. Во-вторых, руки и ноги при помощи тренировки становятся сильными и твердыми. Удары рук и ног направлены на тренировочные манекены или связки из жгутов соломы. Это древний путь укрепления этих частей тела.

У западных боксеров, которые полагаются на боксерские груши, захваты и кулаки обычно слабее, чем у каратистов. Они также ослабляют руки применением перчаток, чтобы увеличить площадь поверхности кулаков. Кулаки, ступни, суставы и кости пальцев в карате должны быть сильнее, так как небрежные удары по соломенным жгутам могут привести к травмам. Но тренировки на соломенных макиварах могут уменьшить скорость. Поэтому надо уделять внимание тому, что может поддержать скорость на должном уровне.

Цель - развить эффективность ударов так, чтобы суметь разбить 5-6 или даже более досок кулаком, крушить камни или сбить рога у быка. Физическая тренировка является одним из объяснений мощи карате. Но другим, не менее важным фактором, является психологическое единство или настрой. Духовные и умственные аспекты, упорство и преданность подчеркиваются во всех восточных боевых искусствах и в большинстве видов спорта, которые культивируются в Японии.

Но сегодня некоторые молодые люди настаивают на том, что им не интересны эти вещи - они хотят обучаться только приемам. Такое отношение получает все большее распространение, так как молодежь рассматривает умственные и духовные аспекты боевого искусства как оборонительные. Другими словами, молодые люди никогда не испытывали действия этих аспектов на человеческом теле.

Восточный режим тренировки возбуждает конкретные системы организма для полного единства души и тела. Такие тренировки важны не только для технических приемов, но и для повседневной жизни. Они заключаются в трех аспектах: регулирование дыхания, управление областью живота через регулирование дыхания и созерцание. Тренировки включают в себя определенные ритуалы и церемонии, которые должны рассматриваться как простые обряды. В восточных сказаниях прошлого говорится, что духовный центр человеческого существа расположен в области живота (солнечного сплетения). Когда центр разума концентрируется там же, человек находится в оптимальном психологическом состоянии. Предполагается, что для управления духом важно управление областью живота.

Приведем простой обыденный пример того, что это означает на практике. Когда человек хочет поднять что-то тяжелое, он напрягает брюшной пресс. Вкладывая силу в эту часть тела, он может достичь большой мощи. Японское слово для обозначения брюшной части тела, которая очень важна ддя духовного единства и общей силы тела, - танден. Танден является центром тяжести тела, и руки и ноги движутся вокруг него. При идеальных условиях вся сила, производимая телом, возвращается к нему. Сила в тендене психологически управляет силой бедер и мышц в области живота. Сила тандена или ее отсутствие проявляют себя в степени гибкости позвоночника, силы сокращения и сжатия кишечника, силы мускулов живота и силы сжатия заднепроходных мышц. Другими словами, чем сильнее мышцы, кости и суставы бедер в области живота, тем больше общая сила тела. Но танден не только важный физический центр, это также и психологический центр человека. Такое совмещение функций подтверждает восточную философию единства души и тела. Тело является вместилищем для души, душа проявляет себя в плоти. Два в одном. Мировоззрение, основанное на этой философии, свободно от двойственности и противоречий. Человек, объединивший дух и тело, не чувствует разницы между собой и высшим миром или между духовным и физическим. Короче говоря, тренировка духа требует тренировки тела. [3]

К сожалению, слишком много восточных философов сегодня изучают только изречения Лао-цзы, Шэкьямуни (исторического Будды) и Бодхидхармы (Великого буддийского главы, патриарха и миссионера), не уделяя внимания практической тренировке, которой все эти мудрецы придерживались. Пренебрежение данными аспектами частично сказывается на болезненности современного человека.

В качестве системы тренировки древние восточные методы достигают своего идеального воплощения в системах тренировок карате и особенно в киокушинкай карате. Регулирование дыхания, первостепенный метод для достижения духовного и физического единства, долго преподавался Йогой, а таже Дзэном и другими буддийскими системами. Различие рассматриваемых систем основано на способах брюшного дыхания, в котором присутствует глубокий вдох, короткая задержка и медленный выдох. Все эти системы поддерживают теорию тандена. В совершенной форме этого метода дыхания человек делает вдох таким образом, что воздух сначала заполняет брюшную полость, затем грудную клетку и, наконец, достигает ключиц. Затем делается короткая задержка, и остановившийся воздух с силой направляется вниз брюшной полости, танден напрягается. Наконец, воздух равномерно выдыхается. Этот вид дыхания должен выполняться как можно дольше, и доходит для некоторых людей до трех минут на один цикл вдох - выдох.

В киокушинкай карате подобный метод дыхания выполняется в стоячей или сидячей позе созерцания Дза-Дзэн. В последние годы научные исследования подтвердили важное значение этого метода. Хотя в далеком прошлом человекообразные обезьяны ходили с менее горизонтальной осанкой, со временем они стали стоять прямо и ходить на двух ногах. Это явилось причиной увеличения объема грудной клетки и заставило человека дышать животом в меньшей степени, чем других животных. Структура человеческого тела является единственной, в которой дыхание можно легко отделить от других функций. Хотя осанка сделала возможным развитие человеческого мозга, она вызвала неестественную манеру дыхания, при которой уставший человек обычно наклоняется вперед. Это сильно сокращает амплитуду дыхания. 3000-4000 лет назад индийские йоги придумали свою методику глубокого дыхания животом для того, чтобы компенсировать структурные недостатки человека, появившиеся из-за его способности стоять или ходить прямо. В дополнение к сказанному, эта система дыхания укрепляет танден и, путем стимулирования блуждающего нерва в ягодицах, приносит душевное спокойствие. В процессе тренировки киокушинкай карате предписывается повторение дыхательных упражнений Ибуки, которые активизируют глубокое дыхание животом, снимают усталость и позволяют человеку достигнуть максимальной общей силы тела. Для дыхания Ибуки надо встать в позу Хэйсоку, Санчин или Хэйко и сделать насколько возможно глубокий и продолжительный вдох. Во время вдоха поднять руки вверх, описывая широкий круг, и скрестить их перед лбом. Напрячь танден и все мышцы тела, затем кончики указательных и средних пальцев плотно сжать, и концентрироваться на силе, ведущей во внутрь, пока тело не задрожит. Затем раскинуть руки в стороны так, чтобы они выполнили движение "ножницы" перед грудью.

Сохраняя локти в согнутом положении, сделать естественный выдох с громким звуком. При завершении выдоха опустить руки в исходное положение, вытолкнуть из легких (словно подкашливая) остатки воздуха и снова сделать вдох. Этот цикл, повторяемый 4 или 5 раз, восстановит дыхание после очень утомительного периода тренировки. Выполнение этих упражнений перед практикой Тамешивари позволит выработать взрывную силу, необходимую для разбивания досок, черепицы или чего-либо другого. Внезапное выкашливание (выбрасывание) остатков воздуха отрабатывается для мгновенной концентрации сил. Такая сила должна исходить не от пальцев, а от тандена центра тела. Напрягая сначала танден, затем подмышки и, наконец, кончики пальцев, добивайтесь, чтобы сила исходила от центра к периферийным участкам тела. В схватках, когда противники стоят лицом друг к другу, такой способ дыхания может выполняться во внешнем или внутреннем варианте. Во внешнем варианте выдох происходит медленно, во внутреннем быстро. В обоих случаях дыхание учащенное. Как и варианты, применяемые в Дзэне, Йоге и даосизме, все дыхательные упражнения в карате используют брюшную полость и укрепляют танден для увеличения скорости и мощи ударов рук и ног. Когда танден в хорошем состоянии, то тело и душа едины, а плоть сильна. Согласованность между душой и телом очень важна в карате, в котором скорость и вырабатывание взрывной силы жизненно необходимы. Следовательно, сила в тандене имеет существенное значение. К тому же движения в карате имеют такую природу, при которой важную роль в них играет участие тандена. Сегодня тренировка в школе Дзэна в основном сконцентрирована на созерцании в сидячем положении. Но человек активное существо, для которого долгое сидение неестественно. Карате - это активный Дзэн, живой Дзэн. Древний японский поэт, приверженец дзэн-буддизма, завезенного в Японию в XI] веке из Китая, советует рассчитывать только на свои собственные силы для обретения большой смелости и умения встретить смерть без сожаления.

Обучение боевому искусству - это кратчайший путь к озарению и овладению общим состоянием Дзэн. Большинство религий включают в себя какой-нибудь вид аскетизма или различных ограничений для тренировки души и тела. Шакьямуни отвергал чрезмерную практику аскетизма. Он подвергнул себя шестилетнему испытанию аскезой, но оно не привело его к озарению. Однако после того, как он достиг озарения через глубокое раздумье, он продолжал тренировать свое тело, предпринимая долгие путешествия. Он отрицал не столько физическую тренировку, сколько исключительно суровую аскетическую практику, предполагающую превзойти человеческие силы. Иисус Христос постился в течение 40 дней и ночей, а Мухамед был озарен после усердного аскетического воздержания. Однако история не может сохранить для нас сами живые режимы тренировки. Единственное, что от них осталось - это письменные описания. Люди изучают и оценивают эти описания и используют в своей тренировке.

Бодхидхарма включил в учение, которое он позаимствовал в Индии, нечто очень похожее на тренировку карате. Известная система боя Шаолинь-сы основана на письменных источниках, приписываемых Бодхидхарме. Положения, применяемые в практике давно прошедших дней, можно увидеть в скульптурах XII века, связанных с Шаолинь-сы. Говорят, что Бодхидхарма провел девять лет в размышлениях. Это неестественный и нездоровый образ жизни. Следовательно, большое значение имеет то обстоятельство, что в дополнение к размышлению в положении сидя, он учил активной системе тренировок. За основу он взял изучение приемов безоружных поединков для самозащиты и управления телом, поскольку монахи не могли применять оружие, следуя буддийским заповедям. Однако, физические упражнения и техника защиты без оружия имели большое значение для их нормальной жизнедеятельности.

Со временем китайский Дзэн Чань отошел от тренировок в безоружных схватках и полностью переключился на размышления сидя, на созерцание и диалоги. Контроль дыхания при дзенском созерцании, как я уже объяснил, очень важен в развитии духовной концентрации. Между прочим, долгое чтение вслух в сидячем положении древнеиндийских рукописей имеет действие дыхательных упражнений. Мы используем нечто подобное в наших тренировках. Перед тренировкой каждый принимает положение, используемое для дзенского созерцания, и наизусть повторяет наставления зала. Как было уже показано, карате включает ряд элементов из духовных и физических систем тренировок различных религий и философий. В этой связи только конфуцианство остается в стороне, хотя оно и включает в себя стрельбу из лука, как один из шести видов искусств, учит определенной системе физического развития. Представители японского воинского искусства приняли на вооружение физические и духовные методы развития из системы дзенбуддизма, но они обратились к конфуцианству, как к руководству в вопросах почтения и преданности старшим. Другими словами, в плане религиозной и физической тренировки, в отношении к поединкам, их руководством был Дзэн, но они следовали учению Конфуция в социальном направлении. Недостаток конфуцианства состоит в отсутствии наставлений по физическому развитию, а Дзэн сегодня излишне односторонен в пропагандировании уединенной жизни в отдаленных местах. Мы должны принять Дзэн без отрыва от общества и обращаться к Конфуцию для руководства жизнью в обществе наилучшим образом. Когда душа утвердилась в области живота как результат контроля дыхания и укрепления тандена, вы будете в состоянии мыслить разнообразно и правильно. Много споров посвящено духовной подготовке, но мало что можно понять с помощью одного разума.

Совершенно справедливо то, что наука систематизировала огромное количество учений, чо она все еще не в состоянии объяснить человеку как следует жить. Есть вещи, которые нельзя определить только человеческим разумом. Западная наука все еще не в состоянии определенно сказать едины дух и тело или различны, что стоит на первом месте. Большинство восточных философий придерживаются точки зрения, что душа и тело едины, что тренировка того и другого должна проводиться одновременно. В этом и заключается значение регулирования дыхания, укрепления тандена и концентрации сознания в тандене. Когда это сделано, вы сможете воспринимать все вещи такими, какие они есть. Двойственность и противоречия перестанут существовать. Достижение этого состояния, то есть физического и духовного единства, является важнейшей целью карате [3].

Рекомендуемые ссылки и использованная литература

  1. http://www.kyokushinkai-karate.org.ua/ - сайт Українськой федерації кіокушинкай карате
  2. http://superkarate.ru/ - сайт содержит информацию о проводимых соревнованиях по каратэ
  3. http://realkarate.com.ua/ - сайт содержит информацию по истории киокушинкай каратэ

ДонНТУ > Портал магистров ДонНТУ || Об авторе