ДонНТУ > Портал магистров ДонНТУ || Об авторе
Магистр ДонНТУ Хороших Сергей Андреевич

Хороших Сергей Андреевич

Факультет: Электротехнический
Специальность: Электромеханические системы автоматизации и электропривод


Фотография

  1. Причины выбора темы
  2. История фотографии
  3. Жанры фотографии
  4. Ошибки начинающего фотографа и как их избежать
  5. Личный опыт

1. Причины выбора темы

Последнее время я увлекаюсь фотографией на уровне любителя, что и послужило поводом выбора данной темы моего индивидуального раздела. Проводя свое свободное время, я всегда стараюсь запечатлеть, на мой взгляд, необыкновенный момент, ведь фотография - застывший кусочек времени, счастья, воспоминания, переживания. Некоторые люди видят в фотографии просто способ запечатлеть какой-либо момент для последующего просмотра, но я считаю, что фотография - это искусство.

2. История фотографии

Фотография (от греческих фото – свет, граф – рисую, пишу) – рисование светом, светопись – была открыта не сразу и не одним человеком. В это изобретение вложен труд ученых многих поколений разных стран мира. Люди давно стремились найти способ получения изображений, который не требовал бы долгого и утомительного труда художника.

Камера обскура
Рисунок 1.1 - Камера обскура

С незапамятных времен, например, было замечено, что луч солнца, проникая сквозь небольшое отверстие в темное помещение, оставляет на плоскости световой рисунок предметов внешнего мира. Предметы изображаются в точных пропорциях и цветах, но в уменьшенных, по сравнению с натурой, размерах и в перевернутом виде. Это свойство темной комнаты (или камеры-обскуры) (рис.1.1) было известно еще древнегреческому мыслителю Аристотелю, жившему в IV веке до нашей эры. Принцип работы камеры-обскуры описал в своих трудах Леонардо да Винчи.

Камера обскура
Рисунок 1.2 - Камера обскура

Известно, что еще в XIII веке были изобретены очки. Очковое стекло перекочевало затем в зрительную трубу Галилео Галилея. В России великий ученый М. В. Ломоносов положил начало развитию светосильных труб и оптических приборов.
Пришло время, когда камерой-обскурой стали называть ящик с двояковыпуклой линзой в передней стенке и полупрозрачной бумагой или матовым стеклом в задней стенке. Такой прибор надежно служил для механической зарисовки предметов внешнего мира. Перевернутое изображение достаточно было с помощью зеркала поставить прямо и обвести карандашом на листе бумаги (рис.1.2).

Однако если в оптике предпосылки для изобретения светописи сложились много веков назад, то в химии они стали возможными только в 18 веке, когда химия как наука достигла достаточного развития.
Одним из наиболее важных вкладов в создание реальных условий для изобретения способа превращения оптического изображения в химический процесс в светочувствительном слое послужило открытие молодого русского химика-любителя, впоследствии известного государственного деятеля и дипломата, А. П. Бестужева-Рюмина (1693 - 1766) и немецкого анатома и хирурга И. Г. Шульце (1687 - 1744). Занимаясь в 1725 году составлением жидких лечебных смесей, Бестужев-Рюмин обнаружил, что под воздействием солнечного света растворы солей железа изменяют цвет. Через два года Шульце также представил доказательства чувствительности к свету солей брома.
Целенаправленную работу по химическому закреплению светового изображения в камере-обскуре ученые и изобретатели разных стран начали только в первой трети XIX века. Наилучших результатов добились теперь известные всему миру французы Жозеф Нисефор Ньепс (1765 - 1833), Луи-Жак Манде Дагер (1787 - 1851) и англичанин Вильям Фокс Генри Тальбот (1800 - 1877). Их принято считать изобретателями фотографии.
Хотя попытки получения фотографического изображения проводились еще в 17 веке, годом изобретения фотографии считается 1839, когда в Париже появилась так называемая дагеротипия. На основе своих собственных исследований и опытов Нисефора Ньепса, французскому изобретателю Луи Дагеру удалось сфотографировать человека и получить устойчивое фотоизображение. По сравнению с более ранними опытами время экспозиции сократилось (менее 1 мин). Принципиальное отличие дагеротипа от современной фотографии – получение позитива, а не негатива, что делало невозможным получение копий. [1]


3. Жанры фотографии

В XX веке, когда техника фотографии достаточно усовершенствовалась, появились достаточно чувствительные фотографические материалы и удобные фотоаппараты, фотография превратилась из технического курьёза в один из типов изобразительного искусства, родственного живописи, но отличающегося от неё.
Особое место и значение фотографии в художественной культуре связано с технической, научной сущностью фотографии. Важнейшим свойством фотографии является её достоверность, подлинность запечатлённых событий. Одновременно с этим, изображение, как и в живописи или рисунке, несёт в себе художественное обобщение, раскрытие внутреннего смысла показанной ситуации, характер изображаемого человека и многое другое.
По сути своей, фотограф является художником, располагающим определёнными «красками» — фототехникой и фотоматериалами.
Фотограф использует изобразительные средства фотографии (точка съёмки, ракурс, линейная композиция, план, перспектива, освещение), родственные изобразительным средствам живописи. Дополнительным инструментом является химико-фотографическая обработка.[2]
Часть современных жанров фотографии повторяет соответствующие жанры живописи, часть же специфична только для фотографии.

Жанры фотографии как искусства:


4. Ошибки начинающего фотографа и как их избежать

Сдесь рассмотрены несколько типичных ошибок, и рассказано о некоторых правилах. Но это отнюдь не значит, что всегда и везде нужно этим правилам беспрекословно следовать. Фотография - это искусство, и если вы чувствуете, что снятая "не по правилам" карточка будет лучше, не бойтесь, снимайте так, как считаете нужным. Но все же, прежде, чем начать нарушать правила, неплохо их все же знать.

[3]

5. Личный опыт

Остановись, мгновенье, ты прекрасно - написал великий русский поэт А.С. Пушкин, быть может, это было написано про фотографию?
Практически все праздники: дни рождения, именины, юбилеи, свадьбы не обходятся без фотографий. Даже простая прогулка по городу может превратиться в увлекательную фотосессию. Мы стараемся запечатлеть все моменты нашей жизни, оставить себе кусочек мгновения. Фотоаппарат стал общедоступным, но высокое искусство фотографии осталось. Снять красивый закат, полет шмеля, волшебную радугу может каждый, но что если хочется большего: понять, проникнуть, прочувствовать волшебный мир фотографии?
Я считаю, что освоить искусство фотографии полностью нельзя, но научиться снимать хотя бы лучше окружающих реально - тогда можно даже фотографии с гордостью показывать коллегам или родным, скромно заявляя, что "так сумеет каждый". Для этого достаточно иметь багаж самокритики, неплохие аналитические способности и умение слушать и принимать чужое авторитетное мнение. А рекомендации всегда останутся общими. Нужно научиться наблюдать, потому что без этого все последующие теряет смысл. Не просто ходить по улице, уставившись перед собой, а смотреть по сторонам, замечать все интересное и необычное. Необходимо помнить, что одним из основных инструментов фотографа является контраст: цвета, формы, отношения или выражения.
Фотографией я начал увлекаться с момента появления моего первого фотоаппарата. Так как это увлечение пока еще на уровне любителя, я пытаюсь делать как можно больше снимков и, спотыкаясь о собственные ошибки, добиваться лучших результатов. Где бы я не находился – с друзьями, дома, на отдыхе, я всегда стараюсь запечатлеть мимолетное мгновенье, которое будет напоминать о тех прекрасных эмоциях и переживаниях, которые чувствовал.
В качестве примера хочу привести несколько своих работ:

Утренняя роса
Рисунок 4.1 - Утренняя роса
Лунная дорожка
Рисунок 4.2 - Лунная дорожка
Чернобрывец
Рисунок 4.3 - Чернобрывец

Рекомендуемые ссылки

  1. Статьи.История фотографии: как все начиналось. http://akvis.com/ru/articles/photo-history/beginning.php
  2. Википедия. Фотография. http://ru.wikipedia.org/wiki/Фотография
  3. Типичные ошибки начинающих фотографов: как их избежать. http://shandin.narod.ru/advice/adv_p-04.htm

ДонНТУ > Портал магистров ДонНТУ || Об авторе