Результаты научно-технических исследований вагонеток ВЛН

Самородов А.И., Чуйко И.Т., Гольцов А.Н., Равдонис В.А.


Источник: Уголь Украины 10'2003, с. 38-39.


На многих шахтах при перевозке людей в наклонных выработках применяются вагонетки ВЛН, которые оборудованы парашютными устройствам для удержания вагонеток в аварийных условиях. Парашюты автоматически включаются и обеспечивают надежную остановку вагонеток при обрыве подъемною каната, при превышении на 15-25% номинальной скорости откатки. Кроме того, они снабжены устройством ручного включения находящимся в вагонетке сопровождающим лицом.

Проведенные МакНИИ обследования состояния выпускаемых Краснолучским машзаводом пассажирских вагонеток ВЛН, оценка соответствия их требованиям заводской документации выявили ряд неточностей по эксплуатации. Для улучшения качества содержания вагонеток необходимо внести некоторые изменения в заводское руководство по эксплуатации. В частности, в руководстве нет четкого определения "длина предварительного сжатия приводной пружины" и не указано как пользоваться приведенными в таблице ее размерами. Предусмотрен контроль размера 15±1 мм между прочным швеллером рамы вагонетки и вилкой привода, но практика показала, что этот размер трудом и приблизительно можно замерить на концевой вагонетке, а не на промежуточной. По нашему мнению, необходимо упростить методику испытаний парашютов. В частности, следует исключить испытания с отсоединением вагонеток от подъемного каната при полной их загрузке и максимальной скорости. Это создает экстремальные нагрузки на парашютные устройства, приводит к разрушению верхнего строения рельсовою пути и к задержке работы самого подъема на долгое время.

Как показал опыт создания и эксплуатации других транспортных средств, весь предусмотренный методикой объем работ следует проводить при периодических заводских испытаниях, например, через 5 пет, или при внесении изменений в конструкцию вагонетки. При проверке на шахтах целесообразно ограничиться включением парашютов напуском каната, ручным приводом, ограничителем, настроенным на проверочную скорость. Считаем, что заводу нужно переработать руководство по эксплуатации вагонеток ВЛН. При необходимости участие в этом может принять и МакНИИ.

При эксплуатации вагонеток в условиях агрессивной среды несмотря на высокую надежность конструкции, со временем параметры основных их узлов ухудшаются. Согласно Правилам безопасности срок эксплуатации сцепных и прицепных устройств не должен превышать пяти лет, после чего они должны заменяться или подвергаться инструментальному контролю на прочность с возможностью продления их службы до двух лет. По истичении 7 лет срок эксплуатации вагонеток и прицепных устройств может быть продлен дотрех лет на основании анализа динамики подъемной установки, определения остаточной долговечности устройства и эксперементального заключения организаций. Через 10 лет продление срока эксплуатации вагонеток возможно токо в отдельных случаях. Как показали проведенные нами на многоих шахтах измерения, износ прицепных устройств и сцепок вагонеток в большинстве случаев не превышает предельного. Другие узлы, в том числе (что важно) парашютные устройства, по истечении установленного срока эксплуатации значительно ухудшают свои показатели и могут создавать аварийные ситуации. Этому способствуют также экстремальные нагрузки, которым подвергаются элементы парашюшых устройств при периодических испытаниях. К сожалению, требования о контроле состояния всех основных узлов вагонеток в Правилах безопасности не отражены.

Проведенные МакНИИ обследования показали, что на многих шахтах вагонетки ВЛН находятся в неудовлетворительном состоянии: деформированы корпуса, неисправны сиденья, поломаны включающие пружины парашютов, отсутствуют приводные цепочки на ограничителях скорости и т.п. Такие вагонетки в аварийных ситуациях могут привести к отказу парашютной системы и травматизму.

Учитывая изложенное, считаем, что для повышения безопасности при перевозке людей в ВЛН требуется всех шахтах местными органами Госнадзорохрантруда с привлечением МакНИИ провести детальную проверку состояния вагонеток с необходимыми замерами и испытаниями. Поскольку ЗАО ПКФ "Амплитуда" в ближайшее время намечает проводить, ремонт людских вагонеток, следует обратить внимание на основные их конструктивные и эксплуатационные недостатки. Это позволит осуществить более качественный ремонт и приведет к повышению безопасности при перевозке людей.